Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

ЗАСТРОЙКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

Жилая застройка

В период капитализма жилищное строительство заметно активизировалось и уже в начале 1870-х гг. в Одессе вспыхнула так называемая "домовая горячка". Вместе с тем периоды, когда в течение одного сезона сооружалось по 300-500 домов, чередовались с годами строительного застоя. Такая неравномерность объясняется тем, что жилье превратилось в товар, выгода сбыта которого стала крайне важным фактором для домовладельцев. Несмотря на большой объем строительства, население Одессы страдало от острого жилищного голода. Жилищная нужда предопределила количественное наращивание жилищного фонда при низком уровне его комфорта. Причем не только жители трущоб и подвалов, но и съемщики благоустроенных квартир страдали от недостатка свежего воздуха, зелени, солнца. Но размах частного предпринимательства не мог не привести к жестокой эксплуатации "рудников жилищной нужды", которые, как отмечал Ф. Энгельс в работе "К жилищному вопросу", являются одними из "зол, вытекающими из современного капиталистического способа производства".*
* Маркс К., Энгельс Ф, Соч., 2-е изд., т. 18, с. 208.Вернуться  в текст

В связи с товарным характером жилища наибольшее развитие получили доходные многоквартирные дома. Причем строительство традиционных для Одессы галерейных зданий стало редким явлением. Они уступили свое место секционным. В их планировке организующее значение получили лестничные клетки. Последние устраивались со стороны двора, и с одной площадки входы вели в несколько квартир. И комфортабельных домах лестницы разделялись на "парадные" для входа в жилые комнаты и "черные" - для входа в кухню и подсобные помещения. С устройством парадных лестниц, имеющих проходы по двор, ранее богато оформлявшиеся проезды получили узкофункциональный характер простого проема для въезда.

Жилой дом на углу улиц Садовой и Советской Армии

Установилась дифференциация квартир по количеству комнат, комфорту и ориентации. Небольшие квартиры для малоимущих слоев населения устраивались во внутридворовых флигелях и выходили окнами только во двор. В лицевых корпусах размещались квартиры для средних и зажиточных слоев. Они имели деловые приемные, жилые и подсобные помещения, отделявшиеся друг от друга коридорами, в связи с чем в жилом доме вместо одной появлялись две продольные стены. Типичным примером является здание на ул. Греческой, 38, построенное в 1897 г. архит. А. Б. Минкусом.

Самые крупные доходные дома строились в центральных кварталах, где стоимость земли все время возрастала. При плотной застройке участка возникали типичные для капиталистического города дворы-колодцы, форма которых становилась геометрически неопределенной, так как часто выступали объемы лестничных клеток, а в углах двором для освещения крайних комнат устраивались небольшие закругленные отступы (дом на ул. Тираспольской, 8, 1900 г., архит. С. Л. Ландеcман; дом на углу улиц Садовой и Преображенской, 1887 г., архит, Э. Я. Меснер).

В обстановке растущего возмущения народных масс велось строительство так называемых дешевых квартир. В конце 1880-х - начале 1890-х гг. по проектам архит. Ф. В. Гонсиоровского и под руководством архит. Н. К. Толвинского около пл. Куликово поле был сооружен комплекс зданий Павловских "дешевых квартир". Занимая весь квартал и отделяясь друг от друга озелененными разрывами, 3-этажные дома отличались по своим габаритам, характеру секций и планировочной организации отдельных квартир. Решенные в формах ренессанса здания составляли цельный ансамбль. Многие достоинства "дешевых квартир" были развиты в жилых комплексах, созданных акционерными обществами. В 1911-1912 гг. общества квартиросовладельцев застроили два больших участка на ул. Пироговской, 3 и 5 (архит. Я. М. Пономаренко) свободно стоящими и сблокированными жилыми зданиями с двусторонней ориентацией. Причем 50% территории отводилось под озеленение и благоустройство, наблюдалась повторность в применении жилых секций и даже целых домов. Выполненные в сдержанных формах украинского модерна, они производили хорошее впечатление своим монументальным обликом, гармоничностью пропорций и ритмичной слаженностью.

Жилые дома на ул. Пироговской, 3 и 5

Фасады большинства доходных домов во второй половине XIX в. являлись своеобразной рекламой владельцев, перегружались набором лепных украшений вне зависимости от величины и формы зданий. Среди них наблюдались и довольно интересные примеры, к которым относится дом па ул. Гоголя, 6 (архит. Ф. В. Гонсиоровский). Фасадная плоскость здесь тактично подчеркнута немногочисленным декором, балконами и фигурами атлантов, фланкирующих проходы во двор и на парадную лестницу. О мастерской интерпретации форм нидерландского зодчества конца XVI в. свидетельствуют созданные архит. Л. Л. Влодеком дома, расположенные на ул. Гоголя, 5 и 7. С конца XIX в. широкое распространение получил стиль модерн. Особенности раннего декоративного модерна наглядно иллюстрируются решениями дома на ул. Маразлиевской (ныне ул. Энгельса), 2, построенного в 1902 г. архит. М. И. Линецким. Здесь наблюдается перегруженность фасадов модернистским растительным орнаментом, экстравагантными барочными формами. Но большинство зодчих, работавших в духе модерна, стремились избавиться от стилизаторских пережитков. Весьма характерно и 5-этажное здание на углу улиц Екатерининской и Почтовой, построенное в 1912 г. архит. Л. М. Черниговым. Его устремленность ввысь усиливается вертикальными расчленениями стен, расположением балконов и эркеров, острой крышей и маленькими размерами угловой башенки. Серая стена трактуется нейтрально, и ее плоскостной характер подчеркивают четкая графика струящихся орнаментов, белые скульптурные панно и зеленые керамические вставки. Эти нежные цветовые соотношения оттеняются красной черепичной крышей.

Фрагмент жилого дома на ул. Гоголя, 6

Жилые дома на ул. Гоголя, 5 и 7

В дальнейшем развитии модерна под влиянием идей буржуазного рационализма появилось больше строгости и простоты, а фасадные плоскости почти лишились декоративной лепнины, как это можно видеть в домах на ул. Новорыбной, 7 (1911 г., архит. А. Н. Клепинин) и на углу улиц Нежинской и Гулевой (1910 г., архит. А. Б. Минкус). Основное внимание теперь уделено выразительности силуэта здания, соотношению масс и четкому ритму проемов и простенков. Получает распространение так называемая модернизированная классика - направление, в котором совмещались новые планировочные и конструктивные достижения с композиционной ясностью и выразительностью архитектурных форм классицизма и ампира. Примерами подобной направленности являются дом на углу улиц Дерибасовской и Ришельевской (1912 г., архит. С. А. Ландесман) и дом на ул. Конной, 14 (1913-1914 гг., архит. М. И. Линецкий).

Жилой дом на ул. Дерибасовской, 12

Идеи рстроспективизма приводили не только к гибридному соединении" классики и модерна, но и к воскрешению стилей петровского барокко, классицизма и ампира. Канонам последнего, в частности, подчинены композиции громадного дома на углу улиц Пушкинской и Троицкой (ныне ул. Ярославского, архитекторы Л. М. Чернигов и Я. С. Гольденберг).

Родился интерес также к зодчеству ренессанса. Примером может служить дом на углу ул. Гоголя и пер. Сабанеевского (1908-1909 гг., архит. В. И. Прохаска). Его цоколь слегка уширяется книзу, а рустованные крупными блоками стены первого этажа прорезаны арочными проемами. По мере повышения вверх пластика форм гармонично убывает. Монументальностью масс и четкостью ордерных форм отличались другие произведения архит. В. И. Прохаски.

Жилой дом на ул. Карла Маркса, 35

Велось также строительство приютов, которыми правящие классы демонстрировали "отеческую заботу" о сиротах и обездоленных. Впрочем, ночлежные дома приносили немалые доходы их владельцам. Вестибюль и парадная лестница занимали в этих зданиях центральное положение, что можно видеть в Массовском приюте на ул. Старо-портофранковской, 28, который был построен в 1881 г. архит. А. Д. Тодоровым в романском стиле. Аналогичная композиция применена также в Инвалидном доме, возведенном на ул. Внешней в 1886 г. по проекту архит. А. О. Бернардацци в формах древнерусского зодчества.

Жилой дом на ул. Гоголя, 21

Если в середине XIX в. для гостиниц приспосабливались дома с галерейной планировкой, то к концу столетия гостиницы выделяются в отдельный тип жилища с развитой группой общественных и подсобных помещений. Номера различной вместимости и комфорта связывались коридорами. Гостиницы для состоятельных людей размещались в центре города и имели интересный архитектурный облик.

Жилой дом на ул. Бебеля, 12

В 5-этажном здании на углу улиц Пушкинской и Полицейской (1898- 1899 гг., архит. А. О. Бернардацци) горизонтали карнизов, тяг и проемов, поэтажно расчерчивают обе фасадные плоскости. И только срезанный угол выделен вертикальным объемом эркера, открывающегося глубокими лоджиями. Здание характерно изобилием декора, праздничной полихромией. Вычурные наличники и филенки, разорванные сандрики и карнизы, разнообразные по форме и рисунку балконы, горельефные атланты и отдельно стоящие скульптуры, пышные гирлянды и маскароны, витиеватые раскреповки и картуши - почти весь декор барокко здесь выплеснут на фасады, В застройку бульв. Приморского хорошо вписалось здание гостиницы "Одесса" (бывш. "Лондонская"), построенное в 1899-1900 гг. архит. Ю. М. Дмитренко. Фасад напоминает суровые палаццо флорентийского ренессанса. Этажи четко разделяются рустами и профилями горизонтальных тяг, прорезаются арочными проемами со стрельчатыми архивольтами. Однотипные жилые номера четко выражены в чередующемся ритме тесно сдвинутых проемов и ярусами их повторения. Интерьеры отличаются богатством декора.

Гостиница "Одесса"

Из немногочисленных особняков в городе можно назвать дома в пер. Сабанеевском, 5 (1893-1894 гг., архит. В. М. Кабиольский) и на ул. Гаванной (ныне ул. Халтурина), построенный в 1876 г. архит.Ф. В. Гонсиоровским. Их планировка выполнена уже не в виде анфилад, как было ранее, а с рациональным выделением деловой жилой и обслуживающей групп помещений при помощи коридоров. Под влиянием английских коттеджей в архитектуре особняков дачного типа в конце XIX в. произошли изменения. Парадная, деловая, жилая и хозяйственная зоны не только разграничивались посредством коридоров, а подчеркивались выделением в отдельные объемы, сблокированные друг с другом. Поэтому особняк получал асимметричную композицию, строго и логично продуманную. Его объемно-пространственное решение отличалось контрастным сопоставлением лоджии, открытых галерей, кубических и цилиндрических масс, башен, разной формой и размерами окон. Фасады обычно разрабатывались в формах редневекового зодчества, напоминая старинные замки. Сложные по своему объемному построению, эти здания хорошо гармонировали с пейзажем и зеленью. Немало их было сооружено в Аркадии.

Проявлявшийся в начале XX в. острый жилищный кризис привел к тому, что многие особняки в пригородах строились уже не в качестве дач, а для постоянного проживания состоятельных людей переселявшихся из переуплотненного центра. Примерами могут быть небольшие 1- и 2-этажные дома поселка "Самопомощь" возведенные Ю. М. Дмитренко, С. А. Ландесманом и другими.

К началу страницы
Оглавление  Планировка города  Общественные здания