Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

ЗАСТРОЙКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

Отмена в 1861 г. крепостного права и последовавшие реформы управления страной существенно отразились на дальнейшей судьбе города. После ввода в 1865 г. железной дороги многие населенные пункты Украины оказались еще более тесно "привязанными" к Одессе и ее порту. Значительно расширился ассортимент вывозимых товаров, все большее значение приобретала местная промышленность. К концу XIX в. в городе уже насчитывалось свыше 400 предприятий. Существовало также огромное количество мелких производств и ремесленных мастерских, а в связи с улучшением водоснабжения в пригородной зоне развивалось огородничество и садоводство. Расположенная на берегу моря в прекрасных природно-климатических условиях Одесса начинает привлекать курортами, лечебницами, санаториями.

Город оставался административным центром. Губернаторские канцелярии, управления военного, судебного и учебного округов руководили жизнью юга страны. Но в период капитализма судьбами края вершили не только чиновники, но и финансовые магнаты, банкиры. А большое количество банков, кредитных контор также нашло пристанище в Одессе. Наряду с Петербургом и Москвой город получил привилегированные права в области самоуправления, и это заметно сказалось на решении вопросов благоустройства. Во второй половине XIX - начале XX вв. расширилась сеть образования: открывались приходские школы, реальные училища, гимназии, Ришельевский лицей был преобразован в Новороссийский университет. Выходило много периодических изданий. Большой активностью отличалась литературная, театральная, музыкальная и художественная жизнь. Одесса в те годы являлась важным культурным центром. Она притягивала к себе население. Если после реформы 1861 г. здесь насчитывалось немногим более 100 тысяч человек, то накануне первой мировой войны она стала городом с полумиллионным населением.

Основным строительным материалом оставался камень-ракушечник. Его выработки велись главным образом в пригородных селениях Куяльник, Усатово, Нерубайское. Около Жеваховой горы располагались кирпичные заводы, мощность которых заметно увеличилась. В качестве кровли употреблялись черепица, поставлявшаяся Обществом одесских черепичных заводов, а также толь и кровельное железо. Кроме глины и извести, в качестве вяжущего материала начал использоваться цемент. Возрастали количество и мощность деревообрабатывающих заводов. Если в 1862 г. в Одессе действовал всего 1 лесопильный завод, то в 1899 г. их насчитывалось уже 7, а в 1914 г. - 15. Еще в конце 1860-х гг. при строительстве пирсов начал применяться бетон. В дальнейшем он широко использовался при возведении общественных зданий и жилых домов. В начале XX в. было организовано Строительное бюро железоцементных конструкций, внедрявшее железобетон в массовое строительство перед Первой мировой войной в Одессе работало 16 бетонных заводов.

В 1864 г. в Одессе возникло Общество инженеров и архитекторов, которое в 1870 г. влилось в Русское техническое общество. Его отделы вели научную работу, издавали журнал, участвовали в съездах, а также организовали вторую в стране Школу десятников для подготовки квалифицированных строительных кадров. Установившиеся в конце XIX в. творческие контакты архитекторов и инженеров в пределах города, их тесные связи с художественной жизнью России и Западной Европы, организация конкурсов и привлечение к проектированию не только известных отечественных, но и ряда европейских мастеров - все это способствовало повышению технического и художественного уровня застройки Одессы.

К началу страницы
Оглавление  Архитектурный облик города  Планировка города