Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

ОСНОВАНИЕ И ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ИСТОРИИ (1792-1861)

Архитектурный облик города

Первые здания в Одессе строились и стиле классицизма, отличались рационализмом и подчеркнутой скупостью декора. Многонациональный состав населения привел к тому, что в архитектуре культовых зданий отразилось византийско-греческое и молдавское влияние, в планировке и фасадных композициях жилых домов можно встретить не только итальянские, но и армянские и крымско-татарские приемы. Но точно так же, как в культуре определяющее значение имело преобладание русско-украинского элемента, так и застройка оказалась подчиненной могучему воздействию русского классицизма и ампира. Более постоянное воздействие оказал природно-климатический характер. Применение камня-ракушечника определило кладку из сравнительно крупных блоков и отсутствие мелких деталей. Первые одесситы еще плохо знали климат местности и количество выпадаемых осадков, в результате крыши многих домов оказались слишком крутыми. Но, желая защититься от палящего летнего зноя, они широко применяли портики, лоджии, крытые галереи. Даже рыночные площади, подобно древнегреческим агорам, обрамлялись по контуру галереями.

Региональные особенности архитектуры Одессы полностью созрели в 1820-1830-е гг. И именно тогда, когда в Петербурге и Москве обнаружились импульсы разложения ампира, в Одессе наблюдается его высший расцвет. Такое запоздание нельзя объяснить провинциальной отсталостью, ибо высокая градостроительная культура ампира отражала экономический взлет города. Далее, известная демонстративность и даже репрезентативность, особенно проявившиеся в формировании бульв. Приморского, несомненно, свидетельствовали о политической роли Одессы. Твердо укрепившись на черноморских берегах, Россия перед взором иностранцев показала свою несокрушимую мощь и величие, разворачивая перед ними импозантные фасады одесских бульваров, захватывающую панораму большого города.

Панорама Одессы со стороны моря. Гравюра середины XIX в.

В 1840-1850-е гг., хотя и строится немало зданий в духе ампира, по немногие из них приближаются по качеству к произведениям предшествующего двадцатилетия. Большинство сооружений отмечено печатью новых веяний - стилизаторства. Архитекторы стремятся воскресить дух прошедших веков и их творения напоминают своим обликом готические соборы, ренессансные палаццо, романские замки, древнерусские и византийские церкви. Во всем этом, с одной стороны, проявилась неудовлетворенность действительностью, породившая эстетику романтизма, сказался протест против унылой казарменности академического ампира. Но, с другой стороны, стилизация явилась отражением горестного безвременья. Правда, к чести одесских зодчих следует отнести то, что значительное число их произведений еще несло на себе свежие следы былого величия и отличалось высокими эстетическими качествами.

Были хорошо использованы природные условия для создания выразительных панорам с целого ряда видовых точек. Наиболее впечатляющим являлся обзор города со стороны моря, когда перед зрителем во всей своей величественной протяженности представали две параллельные панорамы: прибрежная полоса с портовыми сооружениями и виднеющаяся над крутым обрывом необъятная масса зданий. Лепта последних прерывалась Карантинной и Военной балками. К востоку от Карантинной балки доминировали сооружения карантина, замкнутые грандиозной арочной оградой с башнями. К западу от Военного спуска город выходил к морю монументальными дворцами, разделенными друг от друга зелеными клиньями садов. Наиболее эффектно выглядел район между Карантин-ной и Военной балками.

Административно-культурный центр портового города, сместившись в прибрежную зону, обращался к морю широким фронтом зданий на бульв. Приморском. Здания на бульваре рассчитывались на близкое и удаленное восприятие со стороны моря с учетом высоты обрыва. Горизонтальный ритм застройки подчеркивался горизонталями террас, обработанных монументальными контрфорсами, и оттенялся мощной вертикалью грандиозной лестницы с перспективным сужением, рассчитанным на создание еще более величественного эффекта.

Несмотря на высокие художественные качества, рядовая застройка производила бы однообразное впечатление, если бы не выделялись архитектурные ансамбли, если бы жилые улицы не подчинялись монументальным общегородским и районным центрам. Последними являлись торговые площади, застроенные по периметру колоннадами или аркадами. Этот древний прием перистильной композиции нашел выражение в характере общегородского торгового центра. Здесь три рыночные площади вдоль широкого проспекта представляли собой величественную анфиладу. В отличие от этой линейной композиции система площадей административно-культурного центра была компактна, и их пространства, как будто пульсируя, переливались друг в друга.

Таким образом, второму поколению зодчих Одессы, хорошо понявших замыслы предшественников, удалось не только построить эффектные ансамбли и здания, но и создать эстетически выразительную среду в масштабах города.

Вместе с тем в середине XIX в. в Одессе весьма рельефно и отчетливо проявились социальные контрасты, что находило свое выражение в архитектурном облике отдельных районов. В отличие от парадно застроенных центральных улиц и площадей, на Молдаванке, Пересыпи и других окраинах, заселенных рабочим людом, строились небольшие дома, убогие землянки. Никакого озеленения и благоустройства здесь не намечалось. Широкие пыльные улицы, обрамленные неказистыми строениями, выглядели пустынными и однообразными.

К началу страницы
Оглавление  Благоустройство города  Застройка второй половины XIX - начала XX вв.