Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

ОСНОВАНИЕ И ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ИСТОРИИ (1792-1861)

Благоустройство города

Благоустройство города в первые десятилетия его жизни находилось на низком уровне. Воду приходилось добывать в скважинах и колодцах, которые имелись в Водяной балке, чем и обусловливались трассировка ряда улиц на Молдаванке.

Из-за трудностей с водоснабжением Одесса была почти лишена зелени. Первые большие сады возникли в окрестностях города, на Фонтане и на склонах Водяной балки. Здесь особенно знаменит был сад Ришелье, семена для которого выписывались из-за границы.

Климатические и почтенные условия Одессы оказались благоприятными для привезенных из Испании семян гледичии и белой акации, ставших самыми популярными культурами в озеленении города. Но это позднее. А пока что в городе имелся только один общественный сад, подаренный Дерибасом. Темпы озеленения были очень медленными. Одесса оставалась открытой степным ветрам, пыльным бурям и задыхалась от изнуряющего летнего зноя.

В темные безлунные ночи город погружался во мрак. Только в 1810-х гг. установили пару сотен фонарей, едва мерцавших в темноте, так как в их плошках горело сало, дававшее мало света. Дождевые и талые воды, превращая одесские улицы в непролазные топи, стекали по уклонам в балки, становившиеся настоящими реками и болотами. Никакого замощения не существовало и город с его глинистой почвой утопал в грязи, описанной А. С. Пушкиным в "Евгении Онегине":

...В году недель пять-шесть Одесса,
По воле бурного Зевеса,
Потоплена, запружена,
В густой грязи погружена...

Некоторые сдвиги в благоустройстве и озеленении города начались в 1820-е годы. Из питомника Ботанического сада с 1823 г. отпускались саженцы. Общество сельского хозяйства учредило премии за качество и количество насаждений. В результате к концу 1830-х гг. окрестности города были озеленены. Много частных садов появилось между городом, Средним и Большим Фонтанами. На сыпучих песках Пересыпи, которые даже при незначительном ветре засоряли город, с 1831 г. на площади 275 га высадили до 40 тыс. деревьев. По имени градоначальника этот массив назвали Левшинской плантацией. Много садов появилось внутри кварталов, были устроены скверы при монастырях, лицее, церквях.

Благоустраивается Городской сад, нерегулярная система аллей которого была построена по принципам ландшафтного парка. В 1826 г. в собственность города перешел Дюковский сад, заложенный при Ришелье на Водяной балке, для прогулок жителей открылась часть Ботанического сада. Дальнейшее озеленение пошло по пути соединения городских районов сетью бульваров. В 1827 г. были вновь засажены скверы просп. Александровского, в 1823 г. - аллеи бульв. Приморского. На другом берегу Военной балки в 1828 г. по проекту архит. Ф. К. Боффо и под руководством садовника Германа был создан еще один бульвар, протянувшийся до сада Потоцкого (нынешний Комсомольский). Но самый обширный бульвар (в подражание парижским Большим бульварам) был устроен по линии бывшего оборонительного рва. Этот так называемый Внешний бульвар широким кольцом опоясал центральную часть города, от Херсонского спуска до бывшей крепости. Вокруг последней также был создан бульвар, названный Крепостным.

Несмотря на разветвленную сеть зеленых насаждений, больших зон для массового отдыха в Одессе не существовало. Поэтому в начале 1840-х гг. на территории вокруг бывшей крепости, между городом и морем задумали разбить парк. Проектом его планировки, составленным архит. Ф. К. Боффо, предусматривалась строгая, регулярная система аллей, расположение которых органично увязывалось с прилегающей сеткой улиц города. Веерные композиции аллей внутри пар-' ка сочетались с геометрической четкостью газонов и клумб. Предусматривалась также постройка павильонов, беседок, трельяжей и других парковых сооружений. Однако этот проект из-за недостатка средств не был осуществлен. Нынешний парк на этой территории создали уже во второй половине XIX в.

Озеленялась прибрежная часть города - районы Отрады, Аркадии и Фонтанов. Посреди садов здесь строились дачи, перед которыми нередко возводились торжественные входы. Примером последних может служить "Арка Ланжерона", расположенная в нынешнем Центральном парке культуры и отдыха им. Т. Г. Шевченко. Сооруженная в 1830 г., она своей композицией напоминала римские триумфальные арки.

Арка Ланжерона

Существенное значение для связи жилых районов, разделенных оврагами, имели городские мосты. Они сооружались в районе Пересыпи, и через Водяную; балку по Тираспольской и Овидиопольской дорогам. Через Военную балку еще в первые годы XIX в. по улицам Дерибасовской и Ланжероновской были возведены деревянные мосты. Со временем уровень верховий балки повысился и эти мосты засыпали, точно так же, как и переброшенные через Карантинную балку по улицам Базарной, Успенской и Троицкой. В 1831 - 1836 гг. по проекту инж. С. И. Уптона и под руководством инж. А. Н. Казаринова был построен Сабанеевский мост. Он представлял собой трехарочную композицию с равными пролетами и, несмотря на небольшие размеры, выглядел весьма монументально, чему способствовали крутой уклон рельефа и крупные масштабные членения его форм.

Для соединения берегов Карантинной балки в 1822 г. было начато сооружение двух мостов - Сикардова по ул. Еврейской (ныне ул. Бебеля) и Новикова по ул. Почтовой. Из них сохранился последний, строительство которого завершилось в 1824 г. по проекту архит. А. А. Дигбия и инж. Ю. В. Гаюи. Это массивное одноарочное сооружение, сочность форм которого подчеркнута развитым карнизом на кронштейнах. Мост по оси ул. Греческой начал проектироваться в 1840-е гг. Были предложены различные конструктивные системы: легкие подвесные (архит. Д. Скудиери) и массивные каменные (архит. К. О. Даллаква). Однако в Петербурге их не одобрили и составили новый проект (архит. К. Я. Маевский). Начатое в соответствии с ним строительство велось целое десятилетие. Наконец, в 1862 г. работу поручили архит. Ф. В. Гонсиоровскому, который быстро ее завершил и в следующем году мост был открыт. Это монументальное сооружение длиной около 120 и высотой свыше 13 м состояло из двух частей: трехарочного моста над Польским спуском и двухарочного над Левашовским, соединявшихся высокой проезжей частью.

В связи со строительством Сабанеевского моста в 1830-1831 гг. укреплялись откосы Военной балки. Были устроены массивные стены с контрфорсами, а в наиболее ответственных местах - со сводчатыми конструкциями. В 1834 г. стеной с контрфорсами был также укреплен Нарышкинский спуск.

В это время предпринимались меры к замощению улиц. Из квадратных плит мальтийской лавы устраивались тротуары. И сегодня можно встретить в одесских дворах и на небольших тихих улицах неширокие дорожки таких тротуаров, обрамленных по сторонам дикарным камнем. Спуски от города к порту замостили гранитом, на большинстве улиц устроили шоссе из местного ракушечника. Но быстро превращаясь в пыль и грязь, требуя постоянного ремонта, это шоссе оказалось неэкономичным.

К началу страницы
Оглавление  Производственные здания  Застройка второй половины XIX - начала XX вв.