Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

ОСНОВАНИЕ И ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ИСТОРИИ (1792-1861)

Производственные здания

Уже в первые годы в Одессе появились крупные складские сооружения для хранения соли и пшеницы, которые строили инженеры А. И. Шостак, Ф. П. Деволан, П. Харламов. Развитие торговли хлебом в одесском порту обусловило возведение складов для зерна, так называемых магазинов. Об особенностях их архитектурного решения дают представление склады на ул. Приморской, 1 - прямоугольное в плане 2-этажное сооружение.

Внутреннее пространство представляло собой громадный зал, расчлененный по продольной оси столбами, необходимыми для поддержки междуэтажных и чердачных перекрытий. Для погашения горизонтальных сил распора, возникавших при загрузке помещений, ограждающие стены усиливались контрфорсами и разгрузочными арками. В других зданиях аналогичную конструктивную роль выполняли пилястры и аркады, охватывающие стены по периметру. Иногда устраивались наружные лестницы. Внешний облик складских сооружений был монументален и весьма сдержан. Одним из самых интересных памятников являются так называемые Сабанские казармы. Они были построены помещиком Сабанским в 1827 г. как склад для зерна. В 1831 г. за участие в польском восстании имущество Сабанского конфисковали и здание передали военному ведомству. Так родилось необычное название сооружения. Громадное здание длиной свыше 140 м построено на красной линии ул. Канатной. В связи с крутым спуском к Карантинной балке, монументальный фасад был хорошо обозрим с далеких расстояний. Крупные полуколонны, прижавшиеся к зданию и зрительно укрупненные пьедесталами высотой в цокольный этаж, как бы символизируют мощь и суровость архитектурного образа.

Существенное внимание было также уделено застройке, карантина, разместившегося на территории бывшей крепости. Еще в конце XVIII в. его территорию разграничили на зоны и обнесли каменной оградой в виде аркады. Строительство последней, насколько позволяют установить архивные документы, завершилось в 1807 г. От всех строений карантина сохранились только башня и фрагменты ограды, которые эффектно расположились на самом краю прибрежного обрыва. Архитектура аркады решена в крупном масштабе: пилястры и замковые камни четко выделены, профили карниза упрощены. Благодаря предельному лаконизму форм, массивности кладки из крупных блоков камня-ракушечника, эти сооружения производят впечатление необычайной мощи, особенно при обзоре с нижних террас обрыва.

Комплексность строительства складов, продуманность их группировки па территориях порта и карантина создавали благоприятные предпосылки для формирования цельной ансамблевой застройки. Именно этим вопросам было уделено внимание в проекте, составленном в 1825 г. архит. Ф. Шалем и инж. Ю. В. Гаюи. Узкую прибрежную полосу предполагалось застроить разнообразными карантинными, складскими и административными зданиями, архитектура которых отличалась бы классической ясностью и четкостью масс и гармонично увязывалась своим масштабом и ритмами с акваторией бухты и горизонтальными линиями обрывов. Эти проектные предположения были частично осуществлены. Так, две ленты складских сооружений на прибрежной полосе композиционно увязывались с двумя кварталами бульв. Приморского на возвышенном плато.

Основой экономического развития Одессы являлся порт. Поэтому возведению причальных линий, молов, набережных уделялось большое внимание с первых дней жизни города, когда создавались Карантинная и Платоновская пристани, Военный мол. Крупное гидротехническое строительство велось и в 1840-е гг., когда был сооружен Андросовский мол, к которому в 1850 г. был добавлен Потаповский пирс. Вследствие этого сформировался полузакрытый причальный бассейн, так называемая Практическая гавань. Одновременно реконструировались старые пристани, углублялся фарватер порта. А оконченный в 1827 г. под руководством Ю. В. Гаюи маяк на Большом Фонтане в 6,5 милях к югу от карантина уменьшил опасность плавания вдоль берегов.

Развитие территории порта происходило в сторону Пересыпи. Неподалеку от устья Водяной балки в 1858 г. были созданы судоремонтные мастерские Русского общества пароходства и торговли. Несколько раньше, в 1854 г., большой береговой участок Пересыпи был занят для завода сельскохозяйственных машин.

К началу страницы
Оглавление  Общественные здания  Архитектурный облик города