Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Владимир Тимофеенко
Одесса. Архитектурно-исторический очерк
 

ОСНОВАНИЕ И ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ИСТОРИИ (1792-1861)

Общественные здания

Строительство административных зданий были связано еще с возведением крепости, где имелись дом коменданта и гауптвахта. Затем были возведены дома капитана порта, адмиралтейской канцелярии, начальника флота. Над Военной балкой компактной 2-этажной массой выделялся "инженерный дом". Наибольшее значение в Одессе получили торговые заведения. Тяготея к транспортным магистралям, они концентрировались вокруг площадей. Здесь кварталы членились на мелкие равные участки, выходившие узкой стороной на площадь. Каждый владелец участка строил на красной линии здание лавки с тремя проемами и колонной галерей перед лицевой стороной. В итоге формировалась цельная застройка площади, облик которой напоминал перистильные композиции античности. Остаток таких галерейных лавок можно и сегодня встретить около Нового базара. Эти 1-этажные здания были возведены еще в 1810-х гг. архит. Ф. Фраполли.

Торговые ряды на Старом базаре.

Роль главного рынка вначале играла пл. Греческая (ныне пл. Мартыновского). В 1804-1814 гг. ее периметр застроили 2-этажными зданиями, фасады которых были обработаны колоннадами тосканского ордера по проекту архит. Ф. Фраполли. Его замысел имел несомненные художественные достоинства, так как обрамленная колонными галереями рыночная площадь впечатляла цельностью архитектурного облика и в свое время составляла выразительный ансамбль.

Зал во Дворце моряка

Военный госпиталь начали сооружать под руководством инж. Ф. П. Деволана в 1794 г. там, где позднее построили Шахский дворец. Но сооружение было возведено лишь наполовину и в 1800-х гг. разобрано. Однако рост Одессы в начале XIX в. настоятельно требовал создания солидного лечебного заведения. Поэтому градоначальник А. Э. Ришелье заказал знаменитому петербургскому зодчему Тома де Томону проект городской больницы. И так как средств v города было недостаточно, то в 1806-1808 гг. в начале ул. Херсонской (ныне ул. Пастера) архит. Ф. Фраполли построил только центральный 2-этажный корпус. Гладь стен его фасада оттенена горизонтальными тягами, которым вторит дощатый руст первого мажа. Над прямоугольными окнами эффектно выступают замковые камни. Редко расставленные арочные окна второго этажа усиливают ощущение монументальности и суровой величавости. Портик разработан оригинально. На невысокие тумбы-пьедесталы поставлены колонны, внизу они словно одеты в толстые капеллированные "шубы", в то время как их стволы стремительно сужаются вверх. Когда в 1821 г. одесскую больницу решили окончить по плану Гомона, то из последнего взяли лишь самую идею крыльев с павильонами. Сооружение поручили окончить архит. Д. Фраполли. Чтобы завуалировать арки в крыльях, зодчий устроил перед ними колоннаду. Антресольные этажи крыльев - более позднего происхождения. Наряду с больницей Тома де Томон спроектировал для Одессы театр. Его строительство было осуществлено в 1804-1809 гг. под руководством архит. Ф. Фраполли, внесшего в проект ряд изменений. Расположенный на обширной площади театр был хорошо виден со стороны моря, что обязывало найти четкий силуэт. Здание уподоблялось древнегреческому простилю - к кубовидной массе с торца примыкал шестиколонный портик. Причем к ул. Ришельевской оно обращалось боковым фасадом, а главным выходило в сторону Карантинной балки. Шли годы, город развивался, росло его население. Театр неоднократно расширяли, строгая красота здания казалась недостаточно представительной - и его фасады одевались новым лепным убором. Такие "реконструкции" значительно исказили пропорции театра и лишили его архитектурной цельности. После очередном перестройки здание сгорело в ночь на 1 января 1873 г.

Шахский дворец (ныне Дом народного творчества)

Городская больница

В начале XIX в. в Одессе появились учебные заведения. Сначала полуофициальный пансион, затем Благородный институт. В связи с реорганизацией института в Ришельевский лицей в 1817 г. был утвержден проект петербургского архит. А. А. Монферрана. Но его не осуществили из-за недостатка средств. Для Ришельевского лицея приспособили старые постройки. В 1819 г. под руководством архит. Ф. Шаля их перестроили, в результате чего по улицам Дерибасовской и Ланжероновской появились два длинных 2-этажных корпуса, соединенных между собой 2- и 1-этажными зданиями.

Деталь здания Музея западного и восточного искусства

Здание первого театра. С гравюры

В середине 1820-х гг. в связи с назначением Одессы уездным центром потребовались новые административные здания. Для строительства присутственных мест был отведен участок на полукруглой площади бульв. Приморского. Проект был выполнен известным петербургским зодчим А. И. Мельниковым. Строительство осуществлялось в 1827-1830 гг. под руководством архит. Ф. К. Боффо. Объёмно-пространственная композиция здания вытекала из его роли в ансамбле бульв. Приморского. Оно состояло из двух призматических корпусов, которые соединялись дугообразным. Мерный ритм оконных проемов, строгость ордерных форм, гладь стен контрастно оттенялись пластикой разворота дугообразного корпуса, лоджией из пяти арок и шестью ионическими пилястрами. Крупный масштаб и лаконичность пластического языка придавали зданию возвышенный и торжественный характера Система пространственных связей между помещениями отличалась четкостью и хорошо отвечала функциональному назначению. Лоджия и узкий дугообразный в плане вестибюль раскрывались широкими проемами в сторону парадной лестницы, освещенной окнами со стороны двора. При строительстве жилого дома, являвшегося парным зданию присутственных мест, архит. Ф. К. Боффо пользовался теми же композиционными приемами, только формы ионического ордера заменил на коринфские. Но это не вносит изменений в архитектурный образ. Оба здания подчеркнуто суровы и величественны, создавая полукруглую площадь - центральное звено градостроительного ансамбля.

Зал Музея западного и восточного искусства

В пространство полукруглой площади гармонично вписан памятник А. Э. Ришелье - первому градоначальнику Одессы. В 1824 г. был заключен контракт с выдающимся русским скульп. И. П. Мартосом. В 1825 г. статуя и рельефы были отлиты и в следующем году уже доставлены в Одессу. Постамент спроектировал зодчий А. И. Мель-ников. Установку монумента производила специальная комиссия, где руководящую роль играл Ф. К. Боффо. По его совету памятник сместили на край обрыва и заодно увеличили высоту постамента с тем, чтобы статуя воспринималась и со стороны моря. Торжественное открытие памятника состоялось в 1828 г. Классическая ясность форм и одухотворенность образа сделали памятник одним из лучших произведений монументальной скульптуры XIX в. Статуя в четкой и конкретной форме раскрывала идейный смысл бульвара, а ее выразительный силуэт и скромные размеры подчеркивали масштабность и ритм застройки.

Памятник А. Э. Ришелье

Гигантская лестница с бульв. Приморского к морю была задумана еще в середине 1820-х гг. Но только в 1835 г. был утвержден ее проект, исполненный архит. Ф. К. Боффо. Строительные работы начались в феврале 1837 г. и были окончены в 1841 г. Она состоит из 10 площадок и 10 маршей, насчитывающих 192 ступени. С обеих сторон сооружение обрамлено двухметровой толщины парапетами. Благодаря хорошо найденным размерам ступеней и площадок лестницы получился уклон, выгодно оттеняющий монументальность постройки. Разница в ширине нижнего и верхнего маршей (21,7 и 13,4 м) создает перспективный эффект, еще более усиливающий впечатление грандиозности. У подножия лестницы ее боковые парапеты кажутся сближающимися наверху, а памятник Ришелье - удаленным. Торжественная и строгая каскадная композиция ступеней и площадок, а также уступов боковых парапетов невольно ассоциируется с мерным прибоем морских волн, когда-то плескавшихся почти у самого основания сооружения.

Лестница с бульв. Приморского к морю

Колоссальный каменный массив лестницы гармонично увязан с живописными откосами обрыва, напоенными зеленью, а также с сооружениями, препятствующими оползням и обвалам кромки бульвара. Особенно впечатляют мощные подпорные стены и контрфорсы па месте нынешнего детского парка, которые строились вместе с лестницей в начале 1840-х гг. под руководством архит. Г. И. Торичелли, инженеров Г. С. Морозова и М. Т. Любенкова. Здание старой биржи было сооружено в торце бульв. Приморского в 1829-1834 гг. архит. Ф. К. Боффо. Архитектурное решение здания биржи было четким и лаконичным. Сооружение компоновалось в виде буквы П: к основному залу с полукруглой ротондой примыкали два далеко вынесенных крыла, соединяющиеся между собой колоннадой. В результате внутри образовался дворик, полураскрытый к бульвару. Здание заняло очень выгодную точку городского рельефа на краю прибрежного обрыва. Очень красивой и выразительной была двойная колоннада с коринфскими капителями. Торцы крыльев обращались к бульвару громадными полукруглыми окнами. Основное значение в интерьере имел большой зал с коринфскими колоннами, облицованными искусственным мрамором.

В 1871-1873 гг. под руководством архит. Ф. О. Моранди здание перестроили. Один ряд колоннады забрали кладкой и на месте открытого дворика устроили крытый вестибюль с антресолями и лестничные клетки. Вместо больших арочных окон, которыми крылья здания "смотрели" на бульвар, появились ниши со скульптурными фигурами Меркурия и Цереры, исполненные Л. Иорини. Среднюю часть главного фасада увенчали скульптурной группой, симполизирующей времена суток. Небольшое крыло к заднему фасаду пристроено после Великой Отечественной войны.

В те же 1820-е гг. на углу улиц Ришельевской и Ланжероновской началось строительство дома градоначальника. Его проект разрабатывался А. И. Мельниковым, составление смет и руководство строительством осуществлял архит. Ф. К. Боффо. Законченное в 1829 г. здание стало одним из самых крупных в Одессе, его большая 3-этажная масса резко выделялась среди застройки. Среди административных зданий тех лет важное место занимали так называемые "съезжие части", представлявшие собой совмещенные полицейские управления и пожарные команды. На углу ул. Полицейской и Преображенской сохранилось 2-этажное здание бывшей Бульварной части (архит. Ф. К. Боффо). Его строгие и сдержанные фасады имеют ясно выраженный центр, подчеркнутый плоским портиком.

Наибольшее развитие в это время получили торговые здания, которые строились на площадях Ярмарочной и Александровской на Пересыпи, на пл. Староконной на Молдаванке и в центральных районах города. В 1830-е гг. значительно укрупнилась застройка пл. Новобазарной. По ее периметру по проектам И. С. Козлова был сооружен ряд 2-этажных зданий с открытыми галереями, образованными колоннадами тосканского ордера. Но основное значение в структуре Одессы имел торговый центр, представлявший собой сочетание ряда ансамблей, пространственно связанных просп. Александровским. Главное значение в 1830-е гг. перешло к пл. Старобазарной (ныне сквер имени С. М. Кирова). В 1832 г. между местными зодчими проводится конкурс на проектирование торговых корпусов. В результате выполнение проектов и надзор за строительством были поручены Г. И. Торичелли. Основные работы были выполнены в 1830-х гг. В центре площади разместилось большое приземистое здание, обращенное к проспекту и ул. Базарной. Каждый из фасадов представлял собой лоджию, сформированную либо колоннадой, либо монументальной аркадой дорического ордера. Из центра здания вырастала мощная квадратная в плане башня с часами, напоминающая башни средневековой Италии. По диагонали и на некотором расстоянии от главного корпуса располагались четыре массивных павильона, выдержанных в дорическом ордере, с грузными аркадами по бокам и ступенчатыми парапетами на торцах, характерными для эпохи ампира. Между павильонами, напротив центрального корпуса, размещались небольшие навесы, поддерживаемые тосканскими колоннами. По контуру площади этот ансамбль обрамлялся красивыми зданиями лавок. Их оба этажа решались в виде открытых галерей, образованных на первом этаже системой аркад, а на втором колоннадами дорического ордера. В конце 1830-х гг. решили улучшить архитектуру пл. Театральной, уменьшив при этом ее размеры, которые масштабно подавляли скромное, здание театра. В связи с этим по трем сторонам внутреннего периметра площади выделили неширокую полосу земли, расчленили ее на участки и раздали купцам. Строительство лавок осуществили в 1842-1843 гг. по проекту архит. Г. И. Торичелли.

Здания сформировали интересный ансамбль. Фасады лавок, обращенные к улицам Екатерининской и Ланжероновской, решались в виде непрерывной ордерной аркады. Это П-образное каре лавок назвали Пале-Роялем, хотя с помпезным дворцом французского кардинала Ришелье оно не имело никакого сходства. В конце XIX в. ансамбль был разрушен, на месте лавок появились громоздкие разномасштабные здания. Сохранился лишь уютный внутренний садик с фонтаном, устроенный еще в 1847 г.

Нa другой стороне пл. Театральной в 1841 г. архит. Г. И. Торичелли спроектировал полутораэтажное здание Английского клуба. Бело-голубое, оно открыто со всех сторон и благодаря небольшим крыльям очень скульптурно. Его западный фасад когда-то перекликался с ордерными аркадами старого театра и лавок Пале-Рояля. Противоположный фасад более монументален. Здесь бельэтаж опирается на расшитый рустом цоколь, а средняя часть обработана плоским портиком. Со стороны Карантинной балки пл. Биржевая (ныне Коммуны) окаймлялась эффектной сквозной аркадой, которая была сооружена в 1835 г. по проекту Г. И. Торичелли. Вскоре она по проекту того же Торичелли превратилась в лицевую сторону здания Музея истории и древностей. С ростом населении и его культуры развивалась сеть учебных заведений. В 1829-1833 гг. по проекту и под руководством архит. Ф. К. Боффо за старой чертой порто-франко среди обширного зеленого массива возводится Институт благородных девиц. По своей композиции он напоминал дворянские усадьбы - перед главным корпусом и боковыми крыльями располагался парадный двор, огражденный от улицы металлической решеткой. Самым значительным учебным зданием являлся главный корпус Ришельевского лицея (ныне университет), который возвели в начале ул. Петра Великого в 1852-1857 гг. по проекту архит. А. С. Шашина. План здания разработан рационально: в центральной части устроены вестибюль, парадная лестница и церковь, а по обеим сторонам коридоров располагались разнообразные по размерам и назначению аудитории. Фасады решены в формах ренессанса. Слегка рустованные стены с широко расставленными арочными проемами завершены профилированным карнизом. В центре выделяется входной ризалит.

Здание Государственного университета им. И. И. Мечникова. На переднем плане - памятник студентам и преподавателям, погибшим в Великой Отечественной войне

К началу страницы
Оглавление  Жилая застройка  Производственные здания