Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикації
Григорий Логвин
Киев. По художественным памятникам Киева. Очерк.
 

[Дома вторая половина XIX - начала XX века]

Кризис дворянской империи во второй половине XIX века отразился и на развитии архитектуры. Меняются идеалы красоты, нормы архитектурной эстетики. Вместо ордера, единого кодифицированного мерила красоты в классицизме, теперь стремятся использовать и свободно трактовать формы всех известных исторических эпох и стилей. Вместо внешней импозантнои тектоничности и цельности господствует откровенный декоративизм. Архитектура эмансипируется от господства норм и единственного идеала прекрасного - классической архитектуры. Теперь начинают понимать и ценить красоту архитектуры Византии, Древней Руси, по-новому относиться к московской и украинской архитектуре XVII-XVIII веков, народному зодчеству. Появляются проекты в готическом, греческом, классическом, английском, итальянском "вкусе" (то есть стиле), долженствовавшие отвечать требованиям удобства и возможности исполнения. Архитектура этого времени наиболее полно воплощает идеалы и эстетику романтизма, отрицает классицизм, его жесткие каноны и вечные, раз найденные формы.

При проектировании здания выбор стиля определялся желанием заказчика, творческим кредо мастера, а также назначением постройки. Теперь в архитектуре вся смысловая функция формы переносится на декор, "стиль здания", рассчитанный на ассоциативность восприятия. Этому творческому направлению в архитектуре удалось удовлетворить требования различных социальных слоев общества. Воплощенные историко-художественные аналоги давали возможность и зодчему и заказчику выразить свои симпатии и антипатии к явлениям жизни.

В этот период было построено много домов "во вкусе" исторических стилей: русского классицизма (Высшие женские курсы, архитектор А. В. Кобелев, 1911-1913, ул. Чкалова, 55), Ренессанса (особняк, ныне Дом торжественных церемоний, 1910-е гг., ул. К. Либкнехта, 17), барокко (жилой дом, 1880-е гг., ул. Ленина, 50; жилой дом, 1910-е гг., ул. Пушкинская, 33), готики (жилой дом, 1900-е гг., ул. К. Либкнехта, 19), дорическом стиле (ныне Музей украинского изобразительного искусства, архитектор В. В. Городецкий, 1897-1900 гг., ул. Кирова, 6), мавританском (Кенасса, ныне кинотеатр "Заря", архитектор Городецкий, 1900-е гг., Ярославов вал, 7).

Вопреки зодчим-романтикам архитекторы-рационалисты в своем творчестве пытались ответить на практические запросы общества. Они стремились строить дешевые жилые дома, тем самым способствуя улучшению жизненных условий населения городов. Как крайность в этой архитектуре возник "кирпичный стиль", ставший воплощением прагматических устремлений своего времени. Но и в зданиях этого направления кирпичный декор трактуется как и заимствованные детали в романтизме (дома на ул. Ленина, Владимирской, Горького, Пушкинской, Б. Житомирской и др., последняя четверть XIX - начало XX в.).

Как реакция на эклектизм и подражательство в архитектуре начала XX века возникает стилистическое направление, получившее название модерн, утверждавшее новизну и право на творческую оригинальность. В зданиях этого стиля ясно видно настойчивое стремление утилитарные элементы - лестничные клетки, эркеры, балконы, лоджии и т. п. - трактовать художественно, придать им выразительность, декоративные качества. Широкое распространение получает пластическое решение архитектурно-конструктивных частей сооружения, которое дополняется графическим линейным или рельефным орнаментом, скульптурой, живописью или майоликой (дома на ул. Горького, 24; К. Маркса, 15; Чкалова, 33; Рейтерской, 20/24, ил. 84; Челюскинцев, 7, ил. 85). Для стиля модерн характерна также фактурная обработка стен, а в оформлении фасадов - употребление полированного или лакированного дерева. Свободная композиция плана позволила придать массе здания динамичность, живописность и острую выразительность. Его силуэт, ритм горизонтальных и вертикальных членений и абрис плоскости фасадов повторяются в ритме второстепенных деталей, в расположении сетки окон, балконов, лоджий, эркеров, в ритмическом сопоставлении нескольких форм, создающих вместе с тем единое образное целое.

84. Жилой дом на улице Рейтерской, 20/24. Начало XX в.

Несмотря на то, что в застройке города архитекторы, придерживавшиеся различных художественных концепций, стремились наиболее полно воплотить свои эстетические воззрения, облик киевских улиц обладает известной художественной цельностью. Это объясняется тем, что ни масштабом, ни формами, ни метрическим шагом, ни ритмом постройки этого времени не диссонируют друг с другом, а, наоборот, оттеняют и подчеркивают достоинства, красоту и своеобразие каждого архитектурного направления.

[Владимирский собор]

В "византийском вкусе" сооружен Владимирский собор (бул. Шевченко, 20, ил. 81). Первый проект его принадлежал петербургскому архитектору И. В. Штрому и епархиальному архитектору П. И. Спарро. Позднее этот проект был основательно переработан архитектором А. В. Беретти. В строительстве здания (1862-1896) принимали участие архитекторы К. Я. Маевский, Ю. Б. Бернгардт и В. Н. Николаев. Архитектура собора выполнена в неовизантийском стиле. Его фасады, купола, а также окна имеют арочное завершение. Ступенчатые контрфорсы, выступающие на фасадах, усиливают живописность масс этого сооружения.

81. Владимирский собор. 1862-1896

Большой и заслуженной славой пользуются росписи храма, выполненные под общим наблюдением профессора искусств Киевского университета A. В. Прахова. Разработка эскизов росписей осуществлялась B. Васнецовым и другими крупными художниками России и Украины - М. В. Нестеровым, М. А. Врубелем, П. А. Сведомским, В. А. Котарбинским и другими. Так, например, молодой Врубель, приглашенный Праховым в Киев, сделал прекрасные эскизы росписей собора, но они не были приняты высшим духовенством. Некоторые из сохранившихся его композиций находятся сейчас в Музее русского искусства в Киеве.

Существующие росписи, исполненные по эскизам Васнецова, хотя и уступают по глубине проникновенности в образ и красоте колористического решения врубелевскому замыслу, но на фоне общего упадка религиозного искусства конца XIX века воспринимаются как незаурядное произведение. Выполненные в коричнево-красных, сине-зеленых и охристых тонах, они создают в храме торжественное настроение.

Интересны образы древнерусских князей, написанные на опорных столбах в центральном нефе. Среди них выделяются Игорь Святославич и Андрей Боголюбский. Великолепны по живописи, полны драматизма и трагического пафоса сцены "Тайная вечеря", "Христос перед Пилатом" и "Распятие", расположенные на северной и южной стенах храма.

Центральная композиция в алтаре - Богоматерь с младенцем - принадлежит кисти Васнецова. Мадонна представлена на золотом фоне как бы идущей легкой, неторопливой походкой навстречу зрителям с ребенком на руках. Традиционный образ Марии с младенцем трактован совершенно оригинально и своеобразно. Необыкновенно прекрасно ее бледное, как бы озаренное внутренним светом лицо, большие, полные печали и любви карие глаза, ласково смотрящие на зрителя. Своей человеческой красотой, значимостью вложенной в него идеи образ этот перерос религиозное содержание и превратился в трогательную поэму любви и материнства.

В иконостасе левого придела интересны изображения князей Бориса и Глеба, а в правом - княгини Ольги, исполненные художником Нестеровым. Особенно хороши по живописи князь Глеб и княгиня Ольга. Молодое одухотворенное бледное лицо Глеба написано в профиль на фоне характерного нестеровского пейзажа, от которого веет и интимностью, и грустью, и тишиной. Переливы золотисто-охристых, умбристо-зеленоватых и зелено-синих тонов еще больше подчеркивают поэтичность и лиризм образа. Чрезвычайно близко по колористическому строю к Глебу изображение княгини Ольги. Нежный овал лица княгини повязан "перемиткой", красивы и выразительны ее руки.

Большую роль в формировании архитектурного облика Владимирской улицы начала века сыграли оперный театр, педагогическии музей и дом земства. Они обогатили и придали особую выразительность ее рядовой, "фоновой" застройке выполненной хотя и в различных стилях - "в кирпичном стиле" (дома № 5, 8), в неоренессансном (дом № 11) в стиле модерн (дом № 10), - но увязанной между собой масштабом, ритмом и высотой.

[Здание педагогического музея]

Здание педагогического музея (ныне Музей В И. Ленина, ул. Владимирская, 57; ил. 80), построенное в 1911 - 1913 годах и расширенное в 1936-1938 годах по проекту архитектора П. Ф. Алешина, в плане представляет собой комбинацию вытянутого вдоль улицы прямоугольника с сильно выступающим полукругом. Со стороны двора оно имеет два стройками выступа, позже Увеличенных симметричными пристройками.

80. П. Ф. Алешин. Музей В. И. Ленина. 1911-1913. Достройка 1936-1938

Дом поставлен с небольшим отступом от красной линии облицован белым инкерманским камнем и выгодно выделяется среди окружающей застройки. Главным акцентом на фасаде является ритм часто поставленных окон, декорированных наличниками в виде двухколонных портиков. Венчающий карниз имеет скульптурный фриз на тему развития научных знании на протяжении всей истории человеческого общества.

Экспозиция Музея В. И. Ленина, осуществленная по инициативе ЦК КПСС, показывает жизненный путь основателя первого в мире социалистического государства - Владимира Ильича Ленина, его борьбу за создание партии большевиков за победу революции. Она рассказывает, как закаленная в боях ленинская Коммунистическая партия привела народы России к победе Великой Октябрьской революции, к построению социалистического общества и как уверенно ведет народы великого Советского Союза к победе коммунизма.

[Дом бывшего земства]

Дом бывшего земства (ныне административное здание) построен по проекту В. А. Щуко в 1913 году. Талантливый зодчий спроектировал его в традиционных формах архитектуры Возрождения: два больших прямоугольных в плане крыла примыкали к центральной башне. К сожалению, первоначальный замысел не был осуществлен. Средняя часть возведенного сооружения имеет вид небольшого ризалита с главным входом. Первый этаж, выполняющий роль цоколя, обработан крупным рустом; три верхних этажа облицованы тесаным камнем. На втором этаже особенно нарядны наличники окон с крупными сандриками. Венчает постройку аттиковый этаж и кровля с заломом. Этот дом отличается монументальностью, а также культурой исполнения архитектурных элементов. С присущим Щуко мастерством великолепно найдены общие пропорции дома, его отдельных частей и мелких деталей. Темно-серый колорит его стен как нельзя лучше гармонирует со всем обликом здания.

[Дома начала XX в.]

Улица Чкалова также застроена домами различных стилей: в "кирпичном стиле" (дома № 30, 32), в стиле модерн (дом № 33, архитектор И. К. Ледоховский; дом № 40, 74), в стиле неоклассицизма или эклектики (дома № 45, 51). Верно найденные масштаб и ритм пластических членений всех этих зданий придают улице неповторимый колорит. Среди них выделяется трехэтажный дом бывших Высших женских курсов, возведенный в 1911-1913 годах архитектором А. В. Кобелевым в стиле русского классицизма (ул. Чкалова, 55). Состоящий из трех корпусов, соединенных полукруглыми угловыми частями, он имеет П-образную планировку и занимает большой квартал. Центральная часть главного фасада отмечена чуть выступающим ризалитом, в первом этаже которого расположен главный вход с четырьмя дорическими колоннами. Два верхних этажа оформлены восьмиколонным ионическим портиком. Закругленные боковые части во втором и третьем этажах также обработаны ионическим ордером. Над главным входом на фронтоне помещен барельеф с изображением головы Афины.

82. Жилой дом на Андреевском спуске, 15. Конец XIX в.

К началу XX века застраивается Крещатик, ставший самой красивой магистралью города. Особую парадность этой улице придавало ее необычайное местоположение в широкой долине, окруженной высокими холмами. Построенные здесь в 1914-1918 годах несколько банковских зданий и крытый рынок явились для своего времени наиболее значительными сооружениями.

Петербургский банк (ныне конторское здание, Крещатик, 8а) выстроен в 1911 году архитектором Л. Н. Бенуа в ренессансных формах и интересен ясностью всей композиции и хорошо нарисованными деталями. Возведенный рядом с ним в 1913 году по проекту архитектора П. С. Андреева Волжско-Донской банк (ныне конторское здание, Крещатик, 86) очень близок к нему по стилю. Русский для внешней торговли банк (ныне Управление главного архитектора города, Крещатик, 32) построен в 1913- 1915 годах по проекту архитектора Ф. И. Лидваля в стиле модерн. Его композиция и масштаб хорошо найдены. Четыре рустованных этажа венчает многообломный карниз с высоким парапетом, по центральной оси которого расположен картуш со скульптурами, символизирующими торговлю и мореплавание. Административное здание, расположенное также на Крещатике, 6, сооружено в 1911 году архитекторами И. А. Зекцером и Д. Т. Торовым. В 1919 году оно сгорело и в 1927-1928 годах было отстроено заново. Во время восстановления его архитектура была изменена; кроме того, на аттике были сделаны барельефы на темы труда в промышленности, являющиеся репликой знаменитых рельефов известного бельгийского скульптора Константина Менье.

В начале XIX века окончательно формируется облик и других улиц, примыкающих к Крещатику, где сооружения разных стилей гармонично сосуществуют. Так, на улице Челюскинцев преобладают здания в классических формах и в стиле модерн. Особенно интересен дом № 7 (ил. 85), построенный в 1910-х годах, обильно украшенный скульптурами, выполненными под влиянием А. С. Голубкиной. На Пушкинской улице выделяется дом № 45 (архитектор Н. Г. Артинов, 1899-1901) с использованием кирпичных форм русской архитектуры XVII века. В "кирпичном стиле" возведены дома № 3, 4, 5, 18; в классических формах - дома № 8, 31. Наиболее выразительными являются здания, построенные в стиле модерн (дома № 11, 21, 23, 41). Оригинальной композицией масс, декоративными мотивами и неповторимыми абрисами фасадов они придают улице особое очарование. Характером застройки Пушкинской улице близка улица Горького. Но в связи с тем, что здесь выстроены дома на один-два или три этажа выше, эта улица более парадна и внушительна, а благодаря расположению на круто падающем рельефе - более живописна. Среди зданий в стиле модерн (дома № 8, 20, 24, 26) здесь особенно выделяется дом № 26, стены которого обильно декорированы рельефами, майоликой и имеют разнообразную фактурную обработку.

85. Жилой дом на улице Челюскинцев, 7, 1910-е гг.

Улицы, примыкающие к Крещатику с Печерской стороны, близки стилем и характером застройки к уже описанным выше. На улице Карла Маркса следует отметить построенный в стиле модерн дом № 15 (архитекторы Е. П. Братман и П. И. Шлейфер, 1886, восстановлен в 1947-1949 гг.), на Крещатике - в неоклассическом стиле пассаж (архитектор П. С. Андреев, 1913-1914). На улице Октябрьской революции заслуживает внимания банк (архитекторы А. В. Кобелев и А. М. Вербицкий, 1902-1905, надстроен в 1935 г. при участии архитектора В. Н. Рыкова), возведенный в стиле раннего Возрождения. На углу улиц К. Либкнехта и Чекистов интересен особняк (архитектор П. Ф. Алешин, 1911-1913), построенный в неороманском стиле.

83. Музей западного искусства на улице Репина, 15. Конец XIX в.

Во второй половине XIX века и в предоктябрьский период Киев настолько разросся, что окрестные села и предместья, такие, как Сырец, Соломенка, Демиевка, Дорогожичи и Лукьяновка, вошли в черту города. Рост богатства на одном полюсе общества и нищеты на другом приводит к разительным контрастам и в городском строительстве. Если его центр, где расположены административные здания, фирмы, фешенебельные гостиницы и громадные универмаги, наиболее благоустроен, то на окраинах улицы немощеные, в вечернее время погруженные во мрак из-за отсутствия электричества. Конечно, в этих частях города не было построено зданий, интересных своей архитектурой, но зато многие улицы Шулявки, Лукьяновки, Сырца, Подола могли бы рассказать об исторических и революционных событиях. В районе Лукьяновки видный революционер Ю. Д. Мельников в 1892-1896 годах организовал первые рабочие марксистские группы, а на Подоле - типографию. На улицах, прилегающих к Галицкой площади (ныне пл. Победы), в 1905 году пролилась кровь революционных солдат-саперов и восставших рабочих. Шулявка в 1905 году была главным центром революционной борьбы, где восставшие рабочие мужественно сражались против царских войск. Неувядаемой славой покрыли себя героические рабочие завода "Арсенал" на Печерске - борцы за победу Октября. Ныне мемориальные доски на многих домах, памятники на площадях напоминают и рассказывают нам о героических страницах предреволюционного прошлого Киева.

Неузнаваемо изменилась наша Родина, ее города и села после того, как полновластными хозяевами страны стали рабочий класс и трудовое крестьянство. Октябрьская революция уничтожила господство помещиков и капиталистов и создала условия для возникновения братского союза полноправных республик. Украинский народ получил, как и другие народы, возможность строить свою государственность, развивать науку, культуру и искусство.

К началу страницы
Содержание
XVIII - первая половина XIX века  Советский Киев