Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации. Александр Лейбфрейд... Харьков: Архитектура, памятника, новостройка.
Александр Лейбфрейд, Владимир Реусов, Алексей Тиц
Харьков: Архитектура, памятника, новостройка. Путеводитель

Харьковский метрополитен имени В. И. Ленина

Строительство метрополитена было начато в 1968 году. В день 32-й годовщины освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, 23 августа 1975 года, открылось движение на первом пусковом участке первой линии метро. В 1978 году вступил в строй второй участок, и общая протяженность первой линии составила 18 километров. Метротрасса прошла с востока на запад через центр и связала жилые массивы города с железнодорожными вокзалами, автостанциями и крупными промышленными предприятиями. На линии сооружены 13 станций: две трехзальные пилонного типа, шесть колонного типа и пять - односводчатых островного типа. Чередование пилонных и односводчатых станций способствует многообразию решений линии в целом. Архитектурный и художественный облик станций отличается индивидуальной выразительностью и связан с историей и сегодняшним днем города, названием его площадей и улиц. Выходы из метро совмещены с подземными переходами под городскими магистралями, благодаря чему исключены станционные сооружения па поверхности. В перспективе первая линия будет продлена в обоих направлениях. 10 августа 1984 года вступил в строй первый пусковой участок второй линии метрополитена, который связал центр города с Салтовским жилым массивом. На участке находится пять станций. После завершения строительства общая протяженность салтовского радиуса составит 11 километров, на нем будет сооружено восемь станций. В будущем вторая линия метрополитена, пересекающая город с юго-запада на северо-восток, будет также продолжена в оба конца.

Начато сооружение третьей линии, которая пройдет через центр в направлении с юго-востока на северо-запад и соединит жилые массивы Алексеевну, Павлово Поле с районом аэропорта. В местах пересечения трех линий метрополитена - на станциях "Площадь Дзержинского", "Советская" и "Спортивная" - создаются пересадочные узлы. Это даст возможность проехать между любыми станциями не более чем с одной пересадкой.

В архитектурно-художественном отношении Харьковский метрополитен продолжает лучшие традиции советского метро и, прежде всего, Московского. Убедиться в этом поможет экскурсия по станциям подземной железной дороги.

"Улица Свердлова"
(арх. В. А. Спивачук, инж. П. А. Бочикашвили; худ. В. И. Ленчин, П. П. Юрченко, И. П. Ястребов)

Первая станция на первой линии метро обслуживает жителей крупного жилого массива (Холодная Гора, Залютино, Новая Бавария и другие), формируемого на месте малоэтажной застройки.

Станция колонная, мелкого заложения, с двумя вестибюлями. Тема художественно-образного решения - торжество идей Великого Октября. Средний пролет, отделенный от боковых рядами беломраморных круглых колонн, несколько повышен и более интенсивно освещен. Путевые стены облицованы плитами белого мрамора. С белизной стен и колонн контрастируют красный гранит пола и черный лабрадорит цоколя путевых стен. На торцовых стенах вестибюлей установлены барельеф Я. М. Свердлова и рельефные композиции на темы - "Великий Октябрь" и "Триумф революции".

"Южный вокзал"
(арх. В. А. Спивачук, инж. Ю. Е. Крук, Ю. Н. Коровкин)

Станция расположена под Привокзальной площадью. Эскалаторы связывают ее с подземными переходами, ведущими к платформам железнодорожного вокзала. Выходы из метро организованы со стороны здания Управления Южной железной дороги и Центрального почтамта.

Станция трехзальная, пилонная, глубокого заложения. Пилоны, поддерживающие своды станционного зала, облицованы светло-желтым мрамором "газган". Свет от скрытых за карнизом люминесцентных ламп зрительно увеличивает высоту зала.

"Центральный рынок"
(арх. В. А. Спивачук, инж. П. Д. Пашков, Е. В. Лысенко, худ. А. М. Щеглов)

Станция находится в районе крупного торгового центра. Здесь же расположена одна из автостанций города, у которой сходятся автобусные маршруты, связывающие городские районы с пригородными зонами западного направления. Станция односводчатая, перекрыта монолитным железобетонным сводом, возведенным на передвижной опалубке. Путевые стены, продолжающие очертания свода, облицованы плитами серого мрамора с резными декоративными вставками в характере украинского растительного орнамента. К своду подвешены оригинальные светильники, напоминающие по форме летящих журавлей. Вестибюли продолжают пространство станционного зала и соединены с ними широкими открытыми лестницами.

"Советская"
(платформенный участок - арх. В. А. Спивачук, Н. П. Краснолобов, Ю. А. Никулин, инж. П. А. Бочикашвили, Ю. Е. Крук, В. А. Товалюк, худ. Д. Г. Сова; вестибюль - арх. В. А. Спивачук, П. Г. Чечелъницкий, инж. П. А. Бочикашвили, В. А. Товалюк)

Станция расположена в историческом центре города под площадью Советской Украины, имеет выходы к зданию городского Совета народных депутатов, историческому музею, театру кукол, к ряду магазинов, Центральной сберкассе и аптеке.

Вестибюль, расположенный с южной стороны станции, связан с разветвленной системой подземных переходов. Потолок овального в плане кассового зала поддерживают две грибовидные колонны. Стены и колонны вестибюля облицованы светло-розовым мрамором, пол выложен плитами черного лабрадорита.

Станционный зал пилонного типа, глубокого заложения связан с вестибюлем эскалаторным ходом. Четкий ритм членений слегка наклонных пилонов, облицованных уральским мрамором, придает станции торжественный характер. Под гладким сводом потолка подвешены структурной формы светильники. Станция связана переходом с параллельной станцией второй линии метрополитена "Исторический музей" и получила выходы на северную сторону площади - к началу Сумской, Рымарской, Университетской улиц и Бурсацкому спуску.

"Проспект Гагарина"
(арх. П. Г. Чечельницкий, В. А, Спивачук, инж. П. А. Бочикашвили, В. С. Котов, худ. Г. В. Тищенко, А. Ф. Пронин)

Станция расположена в непосредственной близости от железнодорожного вокзала Левада и Центрального автовокзала. Она относится к числу станций колонного типа, мелкого заложения. Четкий ритм ребристого перекрытия и столбов квадратного сечения придает интерьеру строгий характер. В отделке преобладают светлые тона. Образное содержание станции выявляют витражи на тему покорения космоса, расположенные на торцовых стенах вестибюлей.

"Спортивная"
(арх. Ю. А. Плаксиев при участии В. А. Спивачука, П. Д. Пашков, Е. В. Лысенко)

Односводчатая станция находится близ крупнейшего в городе стадиона "Металлист". Спортивная тема нашла выражение в архитектурно-художественном решении станции - она напоминает спортивный зал. В облицовке свода применены сборные объемные бетонные блоки, рельефные швы между которыми образуют диагональную сетку. Такое решение придало залу особую легкость, зрительно увеличило пространство. Впечатление легкости усиливает контраст между белым сводом, облицованными черным лабрадоритом, путевыми стенами и полом из красных гранитных плит. Подземный переход свяжет ату станцию со станцией третьей линии "Плехановская улица".

"Завод имени Малышева"
(арх. В. А. Спивачук, инж. П. Д. Пашков, А. В. Варич, Л. Н. Желвакова)

Станция колонного типа, мелкого заложения. Подземные переходы выводят на просторную площадь перед заводом транспортного машиностроения имени В. А. Малышева. На площади находится здание крупного торгового центра, рядом - вокзал железнодорожной станции Харьков-Балашовская. Для станции метро применен подвесной потолок из штампованных алюминиевых элементов, в середине каждого из которых помещена лампа накаливания. Путевые стены облицованы рельефными металлоэмалевыми плитами серого цвета. Подобное решение применено впервые в метростроении, оно созвучно с архитектурой промышленных зданий и отражает индустриальную тему.

"Московский проспект"
(арх. П. Г. Чечельницкий, В. А. Спивачук, инж. П. Д. Пашков, Т. Е. Бишоф)

Односводчатая станция расположена у входов на заводы-гиганты - турбинный и электромеханический. Московский проспект пересекается в этом месте двухъярусной транспортной развязкой с проспектом 50-лотия СССР.

Архитектурно-художественный облик станции выражает индустриальную тему. Это подчеркивают крупный масштаб членения поверхностей, больших размеров светильники, напоминающие роторы турбин.

"Комсомольская"
(арх. В. А. Спивачук, П. Г. Чечельницкий, Е. А. Перепелица, инж. А. В. Варич, В. С. Котов, худ. А. Н. Щеглов)

Станция колонного типа с приподнятым, ярко освещенным средним пролетом. Стены вестибюлей и колонны станционного зала облицованы серым уральским мрамором, а путевые стены - штампованными металлоэмалевыми элементами шестигранной формы сиреневого цвета. Подземные переходы под Московским проспектом выведены с одной стороны к заводу "Кондиционер" и другим предприятиям, с другой - к гостинице "Турист" и расположенному недалеко Дворцу спорта.

"Имени Советской Армии"
(арх. В. А. Спивачук, П. Г. Чечельницкий, П. Д. Пашков, А. В. Варич, Т. Е. Бишоф)

Станция названа в честь дивизий, удостоенных почетного наименования Харьковских за освобождение города от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. От Московского проспекта здесь отходит в южном направлении улица Харьковских Дивизий. Односводчатый станционный зал освещается установленными вдоль продольной оси платформы торшерами, полированные латунные чаши на которых установлены на алюминиевые стойки. Поверхности свода покрыты перекрестными диагональными ребрами треугольного сечения. Раскрытию темы способствуют декоративные композиции в вестибюле и латунные щиты со звездами на плитах из красного гранита, которыми облицованы путевые стены.

"Индустриальная"
(арх. В. А. Спивачук, П. Г. Чечельницкий, А. В. Варич, Л. Н. Желвакова, худ. Г. В. Тищенко, А. Ф. Пронин)

Станция расположена рядом с крупным жилым микрорайоном и строящимся торговым центром. Индустриальный облик станции мелкого заложения создают стойки, облицованные сегментными блоками из светлого полированного мрамора. Плоское покрытие станционного зала выполнено из железобетонных плит с круглыми нишами. В них размещены нарядные люстры из люминесцентных ламп. Облицовке путевых стен белым мрамором придано волнистое очертание с вертикальными членениями полосами светло-коричневого цвета. Торцы лестниц в вестибюлях украшают витражи из блоков цветного стекла. Станция производит праздничное впечатление.

"Тракторный завод"
(арх. В. А. Спивачук, П. Г. Чечельницкий, В. В. Кулик, инж. П. Д. Пашков, А. В. Варич, Т. Е. Вишоф)

Станция выходит к тракторному заводу. Подземный переход связывает ее также с началом главной улицы Орджоникидзевского района - проспектом Серго Орджоникидзе и платформой железнодорожной станции Лосеве.

В односводчатой станции свод набран из конусовидных элементов, напоминающих покрытие промышленных зданий. Направленный в одну сторону свет создает различное впечатление о станционном зале у пассажиров, входящих в него с разных сторон. На облицованных светло-розовым мрамором путевых стенах установлены латунные геральдические детали, символизирующие тему тракторного завода.

"Пролетарская"
(арх. В. А. Спивачук, П. Г. Чечельницкий, инж. П. Д. Пашков, А. В. Варич, В. С. Котов, худ. Ю. М. Старостенко)

Колонная станция завершает первую линию метрополитена. Она имеет выходы к заводу "Электротяжмаш" и другим промышленным предприятиям этого района, а также - к железнодорожной платформе Чугуевского направления и к Московскому проспекту, куда подходят троллейбусные и автобусные маршруты, ведущие в глубь Орджоникидзевско-го района.

Слегка расширяющиеся кверху, отделанные розовым мрамором стойки поддерживают ребристый потолок станции. Путевые стены облицованы светло-серым мрамором с вертикальными вставками из розового мрамора, на которых помещены латунные геральдические элементы. Станцию украшают две тематические монументально-декоративные композиции.

"Исторический музей"
(арх. В. А. Спивачук, П. Г. Чечельницкий, В. Т. Карпенко, инж. П. Д. Пашков, В. Д. Штучкин, Л. П. Гришина, худ. Г. Д. Чернова, В. А. Гутник, И. А. Маргунов, О. Ю. Ерофеева, В. В. Чурсин, В. Д. Семенюк)

Новой станцией глубокого заложения, расположенной рядом со станцией "Советская", начинается первый пусковой участок второй линии метро, идущей к Салтовскому жилому массиву. Станция впечатляет своим простором благодаря применению колонных тюбингов и увеличенному диаметру центрального зала. Система подземных переходов ведет в вестибюль, а оттуда с помощью четырех эскалаторов пассажиры попадают в станционный зал. В отделке стен и колонн зала применен светлый мрамор "коелга". Путевые стены облицованы коричневым мрамором Хустовского месторождения. На стенах размещены декоративно-художествен-ные композиции из бронзового литья на тему революционного движения в Харькове.

"Площадь Дзержинского"
(арх. В. А. Спивачук, П. Г. Чечельницкий, И. Т. Карпенко, инж. П. Д. Пашков, А. В. Варич, Т. Е. Вишоф, худ. А. Н. Новоселова-Хмельницкая, А. А. Хмельницкий, Г. Д. Чернова, В. А. Гутник, В. А. Литников, Р. А. Литвинова)

Станция расположена под парадной площадью, окруженной монументальными общественными зданиями. Мелкого заложения, с двумя вестибюлями станция решен" двухъярусной. По бокам центрального зала, обрамленного высокими круглыми колоннами, расположены галереи. Одна из них служит переходом под площадью, другая - отведена для служебных помещений. Крупный архитектурный масштаб, строгие формы, отделка светлым мрамором соответствуют тому месту, которое занимает площадь Дзержинского - современный общественный центр города. Идейно-тематическое содержание станции раскрывают фаянсовые композиции и медальоны, размещенные в переходах. Станцию украшает монументальное горельефное изображение Феликса Эдмундовича Дзержинского, выполненное из чеканной меди. Станция "Площадь Дзержинского" будет пересадочной на третью линию.

"Пушкинская"
(арх. Е. В. Незым, Е. А. Перепелица, В. А. Спивачук, инж. П. Д. Пашков, В. В. Рождественская, худ. В. А. Зинухов, Е. Е. Джолос-Соловьев, Ж. Г. Соловьева)

Станция расположена на стыке Пушкинской улицы и улицы Петровского. Архитектура пилонной станции глубокого заложения отражает тему, связанную с именем великого поэта. Формы пилонов и отдельные детали напоминают стиль того времени, когда жил А. С. Пушкин. Дополняют картину декоративные композиции из рельефных элементов на темы "Пушкин на Украине" и "Творчество Пушкина". Выполненные из бронзы, фаянса, кованого металла, они размещены на стенах вестибюля и платформы. Станция имеет выходы к юридическому институту, общежитию "Гигант", кинотеатру имени А. А. Жданова.

"Киевская"
(арх. В. А. Спивачук при участии П. Г. Чечелъницкого, Е. А. Перепелицы, И. Т. Карпенко; инж. А. В. Варич, Р. И. Денисюк; худ. П. А. Ганжа, Н. Л. Чернова)</p>

Станция расположена у пересечения улицы Шевченко с кольцевой магистралью, служащей продолжением улицы Веснина. Сводчатая, мелкого заложения, она оформлена оригинальной композицией из арок различного пролета, напоминающей старинные городские стены. Тему истории столицы Украины - города Киева развивают монументально-декоративные композиции из рельефных фаянсовых элементов.

"Барабашова"
(арх. В. А. Спивачук, П. Г. Чечельницкий при участии И. Т. Карпенко; инж. А. В. Варич, П. Д. Пашков, 3. Д. Черняковская; худ. Г. В. Тищенко, А. Ф. Пронин)

Станция расположена у пересечения проспекта 50-летия ВЛКСМ с улицами Академика Павлова и Барабашова. Трамвайные, троллейбусные и автобусные маршруты связывают ее со всеми микрорайонами Салтовского жилого массива. Колонная станция мелкого заложения отличается увеличенным в продольном направлении шагом опор, имеющих V-образную форму. Опоры облицованы белым мрамором "коелга", путевые стены - металлоэмалевыми объемными элементами голубого цвета, стены вестибюля - серым уфалейским мрамором. Художественный облик станции, носящей имя выдающегося ученого-астронома академика Н. П. Барабашова, раскрывают витражи в вестибюле и переходах на тему о строении мироздания и его познании. Близится к завершению строительство трех станций второго пускового участка, которые расположены вдоль улицы Академика Павлова. Они обеспечат удобную связь крупных микрорайонов, новых комплексов вузов и научно-исследовательских институтов с центром. Станция "Улица Академика Павлова" - сводчатая, "Салтовская" и "Улица Героев Труда" - колонного типа. В отделке станций используются граниты украинских месторождений и мраморы Урала и Закарпатья.

К началу страницы
Содержание   Зона улицы Свердлова