Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации. Александр Лейбфрейд... Харьков: Архитектура, памятника, новостройка.
Александр Лейбфрейд, Владимир Реусов, Алексей Тиц
Харьков: Архитектура, памятника, новостройка. Путеводитель

Зона улицы Свердлова

Памятники:
  • а - Я. М. Свердлову
  • б - Памятный знак в честь первой Харьковской маевки
  • в - В. Ф. Котлову
Станции метрополитена:
  • а - "Центральный рынок"
  • б - "Южный вокзал"

Эта часть города представляет собой полосу, протянувшуюся в западном направлении от Пролетарской площади и реки Лопани до окружной автомобильной дороги. По длине полосу делит на две неравные части пересекающая ее Южная железная дорога. Меньшая часть расположена на равнинном участке, большая - на склоне и обширном плато Холодной Горы.

Первые постройки в этой зоне появились в XVII веке вдоль дороги на Полтаву и Екатеринослав (Днепропетровск). Так возникла нынешняя улица Свердлова. На рубеже XVIII и XIX веков хаотичной застройке был придан регулярный характер. Большая заслуга в этом губернского архитектора П. А. Ярославского, которому удалось логично согласовать принципы регулярности с сложившимся направлением дорог, сложным рельефом местности (извилистые очертания берега реки, наличие озер, проток, болотистых мест). Основные элементы созданной планировочной структуры, несмотря на происходившие перемоны в застройке, сохранились до настоящего времени и принадлежат к числу памятников градостроительного искусства прошлого.

Композиционная ось рассматриваемой части города - улица Свердлова. Параллельно ей с южной стороны, вдоль берега Лопани, проходит Краснооктябрьская улица. С северной стороны веером расходятся по море удаления от центра улицы Карла Маркса, Коцарская и Чеботарская. Их пересекают поперечные улицы - Энгельса, Ярославская, Дмитриевская, и примыкающие с боков улицы - Маршала Конева, Маршала Малиновского и Красноармейская. Между улицей Энгельса и Лопанской набережной расположена площадь Карла Маркса. Улица Котлова, продолжающая Дмитриевскую улицу, связывает южную и северо-западную части города, а реконструированная в последние годы улица Маршала Конева обеспечивает связь между южным и западным направлениями. Продольные и поперечные улицы разделяют территорию на кварталы, размеры которых были продиктованы двумя рядами усадеб с небольшими земельными участками. На улицах сохранилось немало зданий, построенных в XIX веке, которые во многом и сейчас участвуют в формировании своеобразного облика района. Непритязательные фасады вытянувшихся в ряд двух- и трехэтажных кирпичных построек, принадлежавших мелким купцам и зажиточным мещанам, служат фоном для отдельных бывших усадебных домов дворянского сословия, украшенных колонными портиками. Застройка склона Холодной Горы началась в первой половине XIX века и активизировалась позже в связи с открытием в 1869 голу движения по Южной железной дороге. Возводились преимущественно одноэтажные жилые дома поселкового типа.

Во второй половине XIX - начале XX века в западной части города развернулось интенсивное строительство торговых и промышленных предприятий, складских помещении, тяготевших к железной дороге, а также гостиниц, ресторанов и зрелищных заведений. Но строительство велось без плана, о благоустройстве в условиях капиталистического предпринимательства не могло быть и речи. В начало XX века в застройку стали вторгаться многоэтажные жилые дома, нарушавшие складывавшуюся на протяжении XIX века стилевую и масштабную однородность. Район нынешней улицы Энгельса начал приобретать характер торгового центра, в котором вырастали, конкурируя между собой, крупные здания мануфактур в модном в те годы стиле модерн. После Великой Октябрьской социалистической революции часть территории от центра до железной дороги была благоустроена, упорядочена застройка. Коренные преобразования претерпел район Холодной Горы. В довоенные годы здесь были построены четырех- и пятиэтажные жилые дома, районная поликлиника (улица Свердлова, 153; арх. М. С. Луцкий, 1926), 2-й Комсомольский кинотеатр (улица Муранова, 3; автор неизвестен, 1930) и ряд других зданий. В послевоенные годы на Холодной Горе были созданы новые транспортные магистрали, связавшие район с другими частями города, с 1967 года ведется капитальная застройка укрупненными группами жилых домов индустриального изготовления (микрорайоны № 9 и 10, арх. Б. Г. Клейн, Г. А. Соколова).

В конце улицы Свердлова создан парк "Юность" (арх. Ю. Г. Шулика, А. И. Зобенко, С. Д. Мискова и студенты художественно-промышленного института). У начала автомагистрали киевского направления раскинулся Октябрьский гидропарк имени 50-летия Советской власти (арх. А. С. Маяк), занимающий территорию 100 гектаров. Центром парка является водохранилище, образовавшееся путем расширения извилистого русла реки Уды.

Улица Свердлова

С верхней площадки парадной лестницы, ведущей на Университетскую Горку, открывается перспектива прямой магистрали, начинающейся за мостом через Лопань. Однообразие строя сравнительно узкой улицы оживляет площадка шестигранной формы, расположенная на отрезке между улицами Энгельса и Ярославской. На этом месте находится небольшой сквер, разделенный на две части проезжей полосой. Улица проходит по ровному месту до путепровода, переброшенного над железнодорожным полотном, и затем круто поднимается по склону на Холодную Гору. Далее она расширяется и, дойдя до двухъярусной транспортной развязки на трассе киевского направления, сворачивает к северу и переходит в автотрассу на Сумы.

Архитектурный облик улицы Свердлова разнохарактерный. Между набережной реки Лопани и Красноармейской улицей двух- и трехэтажные дома, построенные в первой половине XIX века в традициях русского классицизма, перемежаются с четырех- и шестиэтажными домами эклектичной архитектуры и в стиле модерн, построенными в конце XIX - начало XX века. Черты стилевого единства сохранились в застройке угловых участков перекрестка улиц Свердлова и Ярославской. Здесь дома сооружены в середине XIX века с использованием "образцовых" проектов.

На углу улиц Свердлова и Красноармейской выделяется современными архитектурными формами многоэтажное здание Дома быта "Центральный". Напротив него строятся дополнительные помещения железнодорожного вокзала Харьков-Южный.

Современный облик приобретает участок улицы Свердлова на Холодной Горе. Характерным примером повой застройки этой части служит жилой дом со встроенными помещениями проектного института "Укрколхозпроект" (улица Свердлова, 123/131; арх. Б. Г. Клейн, В. Н. Рябченко, 1981-1982). Наиболее интересные в архитектурном отношении объекты улицы Свердлова сосредоточены между набережной реки Лопани и Свердловским путепроводом.

Свердловский мост
(арх. А. В. Межеровский, 1958)

Мост через реку Лопань (соединяет Пролетарскую площадь с улицей Свердлова) сооружен на месте разрушенного в годы Великой Отечественной войны с использованием сохранившихся каменных устоев. Украшают мост гранитные тумбы, литые чугунные перила и фонарные столбы.

Улица Свердлова, 1.
Заочный машиностроительный техникум и кинотеатр им. Карла Маркса

(автор неизвестен, нач. XX в.)

Двухэтажное здание с мансардой и небольшой, увенчанной куполом изящной башенкой на углу строилось в качестве учебного заведения. Оно открывает фронт застройки южной стороны улицы. В первом этаже размещено фойе кинотеатра, зрительный зал которого вынесен в одноэтажную пристройку со стороны набережной. Фасады здания по высоте разделены на две части. Главное место отведено высокому второму этажу, стены которого расчленены лопатками, поддерживающими карниз на кронштейнах. Между лопатками размещены окна, обрамленные нарядными наличниками.

Улица Свердлова, 5.
Жилой дом

(бывш. городская усадьба; конец XVIII - первая половина XIX в.)

Корпус на углу улицы Свердлова и Клубного переулка сооружен в конце XVIII века. Более низкая часть дома построена в 1830-х годах (предположительно арх. Е. А. Васильев). На фасаде этой части, обращенном во двор, прослеживаются фрагменты каннелюрованных пилястр красивых пропорций с капителями изысканного рисунка. Часть дома со стороны Клубного переулка достроена позже (предположительно арх. А. А. Тон). Его фасад украшали два ризалита в виде портиков с пилястрами коринфского ордера и фронтонами, остатки одного из которых сохранились. Сохранилась и часть лепных медальонов. Со стороны Краснооктябрьской улицы находится балкон с ажурной решеткой, который поддерживают кованые металлические кронштейны.

Улица Свердлова, 13.
Административное здание

(бывш. городская усадьба; арх. А. А. Тон, 30-е годы XIX в.)

Двухэтажный дом построен в стиле русского классицизма начала XIX века. Прямоугольный объем здания расчленен по высоте на невысокую цокольную часть, стены которой обработаны рустовкой, и верхний парадный этаж, большие окна которого обрамлены наличниками. Над окнами расположены медальоны. В центре фасада - четырехколонный портик коринфского ордера, а между колоннами находится балкон второго этажа. Открылки и повышенный по отношению к ним портик венчает карниз на зубцах. Над портиком возвышается парапетная стена ступенчатого очертания.

Улица Свердлова, 14.
Гостиница "Красная Москва"

(арх. В. Н. Покровский, 1913)

Угловое пятиэтажное здание в стиле модерн построено для гостиницы. Оно вырывается из общего строя улицы Свердлова, но согласуется с застройкой улицы Энгельса. Вертикальные членения навесных ризалитов с крупными щипцами и углового эркера, увенчанного шатром сложной формы, придают зданию стройность, а лепные детали - нарядность.

Улица Свердлова.
Памятник Я. М. Свердлову

(ск. Я. И. Рык, арх. А. П. Павлов, 1958)

Бронзовый бюст выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства Я. М. Свердлова установлен на пьедестале из красного полированного гранита.

Улица Свердлова, 22-А.
Жилой дом

(бывш. доходный дом; арх. В. А. Эстрович, 1914)

Пятиэтажный дом отличается обилием пластических деталей и асимметричным решением фасада. Разнообразные по форме и по пропорции эркеры, балконы, полуовальные лопатки, широкие и узкие оконные проемы с плоскими и арочными перемычками, оригинальный щипец сочетаются с объемной декоративной скульптурой. Здание, решенное с большой изобретательностью и мастерством, отражает стремление создать в коммерческих целях представительный облик доходного жилого дома начала XX века.

Несмотря на стилевое отличие этого дома от соседних зданий, появившихся в разные годы, вся обращенная к скверу застройка северной стороны шестигранной площадки отличается целостностью.

Улица Свердлова, 30.
Музыкальное училище им. Б. Н. Лятошинского

(бывш. усадебный дом; автор неизвестен, сер. XIX в.)

Двухэтажное здание, построенное в характере "образцовых" проектов, участвует в ансамблевой застройке перекрестка улиц Свердлова и Ярославской. В здании с 1883 года размещается музыкальное училище. Здесь выступал замечательный русский пианист А. Г. Рубинштейн, в 1893 году училище посетил гениальный русский композитор П. И. Чайковский.

Улица Свердлова, 35.
Жилой дом

(бывш. доходный дом; автор неизвестен, нач. XX в.)

Трехэтажное здание, принадлежавшее до революции обществу резиновых изделий "Треугольник", обильно оснащено пластическими деталями в стиле нового барокко. Украшением фасада служит надстройка в виде усеченной пирамиды - мансарды, на лицевой стороне которой находится портик с балконом, фланкированный большими декоративными вазами. Улица Свердлова, 47/49. Жилой дом (бывш. доходный дом; арх. В. А. Эстрович, 1913)

Пятиэтажный дом закрепляет угол квартала. Архитектура фасадов решена в сдержанных формах конструктивного варианта стиля модерн с умеренным использованием деталей классического характера. Здание открывает ряд близких по времени возведения и по стилевому характеру построек, расположенных на южной стороне улицы Свердлова от № 47/49 до № 59.

Улица Свердлова, 57.
Магазин швейных машин

(арх. Ю. С. Цауне, бывш. торговый дом; 1906)

В композиции фасада двухэтажного здания с мансардой удачно сочетаются крупные проемы витрин первого этажа с находящимися над ними узкими окнами второго этажа, сгруппированными по три. Мансардный этаж освещается замысловатыми по форме большими окнами - люкарнами, придающими оригинальность силуэту небольшого сооружения.

Улица Свердлова, 59.
Жилой дом

(арх. В. С. Донской, В. С. Выродов, 1956)

Здание акцентирует въезд в центральную зону города. Семиэтажный объем примыкает к десятиэтажной башенной части. Сочные пластические формы, умеренно украшенные лепными декоративными элементами, подчеркивают представительность здания, занимающего весьма ответственное в градостроительном отношении место, открытое для обзора с Холодной Горы и со стороны Привокзальной площади.

Улица Свердлова, 50.
Пожарная часть № 20

(автор неизвестен, сер. XIX в.)

Трехэтажное здание с высокой башней-каланчой и одноэтажными открылками, реконструированное в 1909 году (арх. Б. Н. Корнеенко), в основном сохранило первоначальный характер так называемого "кирпичного стиля". Утрачен лишь небольшой купол со шпилем, венчавший каланчу, играющую активную роль в силуэте застройки прилегающего района.

Улица Свердлова, 56.
Дом быта "Центральный"

(арх. Э. В. Лебедева, В. Г. Клейн, В. Л. Антонов, 1972)

Девяти-десятиэтажное здание сооружено со сборным железобетонным каркасом и навесными стенами из панелей, облицованных стекломозаичными плитками. Контрастное сочетание глухого участка стены торцового фасада с протяженными по горизонтали лентами окон верхних этажей и вертикалями простенков первого этажа, энергичный выступ входной части, уступ террасы над корпусом придают зданию значительность. Крупнейший на Украине Дом быта рассчитан на выполнение трехсот видов услуг.

Свердловский путепровод
(арх. А. М. Мацкевич, 1954)

Сооружен на месте разрушенного в годы Великой Отечественной войны. Мощный мостовой переход над путями Южной железной дороги украшают массивные чугунные перила и красивые фонари.

Краснооктябрьская улица

Одна из старейших в городе (застраивалась в XVIII-XX веках), она соединяла район Холодной Горы через мост с площадью Розы Люксембург. Мост был разрушен в годы Великой Отечественной войны, в связи с чем транспортное значение улицы уменьшилось. Участки, находящиеся с южной стороны улицы, выходили прежде к реке Лопани, а узкий проход вдоль берега создан в послевоенные годы. В застройке сохранилось много домов первой половины XIX века. Старые жилые дома, преимущественно двухэтажные, скромные по архитектуре - прекрасная иллюстрация старого бытового уклада мещан и мелких купцов. На фасадах отдельных домов (№ 16, 22, 27) оставили след наивные претензии хозяев поддержать представительность с помощью атрибутов архитектуры классицизма - пилястр, рустованных углов, сандриков над окнами, карнизов на модульонах и треугольных фронтонов. Однако пропорции элементов и их сочетания между собой не следуют строго каноническим правилам, облик домов носит провинциальный характер. Наивно-претенциозный вид имеет небольшой дом № 18, обильно украшенный каннелюрованными пилястрами с коринфскими капителями, профилированными наличниками окон и многочисленными другими лепными деталями, выступающими на фоне окрашенной в красный цвет стены. Стремление выделиться среди застройки прослеживается в особняке № 19, живописная асимметричная композиция и грубоватые по рисунку детали которого отдаленно напоминают средневековые сооружения замкового типа. Есть на улице также интересные в архитектурном отношении дома, построенные во второй половине XIX - начале XX века.

Краснооктябрьская улица, 2.
Профессионально-техническое училище №12

(бывшая аптека общественного призрения; 1788 - нач. XIX в.)

Это было первое медицинское учреждение города. Двухэтажный дом, сооруженный со стороны Клубного переулка по проекту П. А. Ярославского в стиле русского классицизма, достоял до наших дней, но в искаженном перестройками виде. В начале XIX века со стороны Краснооктябрьской улицы были построены два флигеля, а затем застроен промежуток между ними. Эти постройки, выполненные в суховатых формах безордерного классицизма, сохранились в близком к первоначальному виде.

Краснооктябрьская улица, 3.
Бюро ритуальных услуг

(бывш. частный особняк; арх. В. Г. Михаловский, 1887)

Фасады одноэтажного здания украшены небольшими двухколонными портиками, обрамляющими оконные проемы, а крыша - крупными слуховыми окнами - люкарнами. Пластичные формы придают ему масштабность и выразительность.

Краснооктябрьская улица, 14.
Междугородная телефонная станция

(арх. Л. Г. Любарский, 1936)

В застройку дореволюционного времени включено единственное на улице современное здание, облик которого отражает искания советской архитектуры периода освоения классического наследия. Стройные пропорции и хорошо прорисованные детали, не копирующие канонические образцы выгодно отличают здание от других эклектичных построек того времени.

Краснооктябрьская улица, 41.
Городская станция скорой помощи

(арх. В. Е. Мороховец, 1914)

Двухэтажное здание, выполненное в формах, решительно порывающих с классическими образцами, заметно выделяется среди окружающей застройки. На асимметричном фасаде акцентирована лестничная клетка с входом. Разновеликие оконные проемы, обрамленные оштукатуренными наличниками и плоскими сандриками, подчеркивают плоскость кирпичной стены, которую венчает стилизованный карниз.

Улица Карла Маркса

Проходит параллельно улице Свердлова от улицы Энгельса до Красноармейской. Возникла она в XVIII веке и назывались до революции Благовещенской. В конце XVIII - начале XIX века на ней располагались дворянские усадьбы, а на участке, где теперь находится 1-я городская клиническая больница, с 1812 до 1839 года размещался институт благородных девиц. В середине XIX века улицу замостили и осветили масляными фонарями. С возникновением железнодорожного сообщения улица приобрела транспортное значение. В настоящее время на ней организовано одностороннее движение городского транспорта в направлении от Привокзальной площади к центру города.

Формируют улицу разнохарактерные и разновременные здания, которые, однако, удачно согласуются по объемам. Среди них имеются городские усадебные дома первой половины XIX века, постройки конца XIX - начала XX века эклектичной архитектуры и современные здания. В 1930 году был открыт Дом культуры пищевиков (улица Карла Маркса, 32, арх. А. В. Липецкий), дошедший до наших дней после двухкратных перестроек в неузнаваемом виде. Рядом с ним по улице Карла Маркса, 34, в 70-х годах сооружено по типовому проекту здание районного Совета народных депутатов. На южной стороне улицы расположен реконструированный комплекс 1-й городской больницы. В конце улицы в 50-х годах выросли большие жилые дома.

Улица Карла Маркса, 15.
Дворец пионеров Ленинского района

(бывш. частный особняк; арх. М. Ф. Пискунов, 1908)

Двухэтажное здание отличается обилием украшающих фасад декоративных элементов в стиле барокко - рустованные стены первого этажа и лопатки второго, лучковые фронтоны над окнами, раскрепованные карнизы на зубцах. Перенасыщение мелкими деталями снижает архитектурный масштаб дома.

Улица Карла Маркса, 17.
Медицинское учреждение

(бывш. частный особняк; акад. арх. А. Н. Бекетов, 1889)

Решенное в стиле неоренессанса здание отличается монументальностью. Крупный центральный ризалит со спаренными оконными проемами арочной формы во втором этаже придает дому представительность. Главный вход решен в виде глубокой лоджии с фигурной решеткой. Красиво прорисованы декоративные лепные детали.

Улица Карла Маркса, 20.
Жилой дом

(бывш. частный особняк; автор неизвестен, первая половина XIX в.)

Полутораэтажный дом "о пяти окнах" с фронтоном сооружен в характерных формах русского классицизма, принадлежит к числу немногих сохранившихся без заметных искажений зданий того периода. Хорошие пропорции и сдержанные по рисунку немногочисленные детали придают сооружению привлекательный вид.

Улица Карла Маркса, 21.
Медицинское учреждение

(бывш. городской усадебный комплекс; предположительно арх. П. А. Ярославский, конец XVIII в.)

Это - единственная дошедшая до наших дней в малоизмененном виде гражданская постройка XVIII века. Одноэтажный дом, расположенный на угловом участке, покоится на высоком цокольном этаже. Со стороны Дмитриевской улицы его украшает дорический портик с фронтоном. Сохранилось металлическое ограждение балкона, проходящее между колоннами, но утрачен венчавший здание карниз на зубцах. Со стороны улицы Карла Маркса к основному зданию примыкает пристройка (арх. П. А. Ярославский, 1804). Сохранились монументальные каменные ворота.

Улица Карла Маркса, 26.
Жилой дом

(бывш. городская усадьба; арх. Е. А. Васильев, А. А. Тон, первая половина XIX в.)

Типичный образец богатой городской усадьбы. Главный фасад обращен во двор, где некогда находился сад. В центре дворового фасада - высокий четырехколонный портик с балконом. Стройные, вытянутые колонны украшены коринфскими капителями. Пологий фронтон и парапет над портиком утрачены.

Со стороны улицы фасад здания менее интересен. Его центральная часть "на девять окон" продлена в середине XIX века в обе стороны, в результате чего общие пропорции ухудшились, центр, подчеркнутый небольшим возвышением с фронтоном и балконом, потерял главенствовавшее значение.

Улица Карла Маркса, 28.
Театр музыкальной комедии

(арх. В. Н. Корнеенко, 1911)

Здание строилось для цирка. В 1913 году его переоборудовали в оперный театр, просуществовавший недолгое время из-за плохой акустики и недостаточной приспособленности к постановке спектаклей. Позже здание неоднократно перестраивалось, постепенно утрачивая первоначальный вид. Изменился облик фасадов, некогда выполненных в стиле модерн. Театр музыкальной комедии разместился здесь в 1929 году.

В этом здании проходили съезды и конференции КП(б)У и ЛКСМУ, работали Всеукраинские съезды Советов и комнезамов. В зале выступали Я. М. Свердлов, Ф. Э. Дзержинский, М. В. Фрунзе, Н. К. Крупская, В. В. Куйбышев и другие выдающиеся деятели Коммунистической партии и Советского государства. Об этом свидетельствуют мемориальные доски.

Площадь Карла Маркса

Площадь образовалась в XVII веко вокруг стоявшей здесь деревянной Благовещенской церкви. В 1755 году на месте сгоревшей церкви была построена каменная, которую в конце XIX века заменили существующим ныне Благовещенским собором.

Прямоугольная в плане предмостная площадь связывает центр города по спуску Халтурина через мост с началом улицы Карла Маркса. С восточной стороны она ограничена набережной с бульваром. Северную сторону замыкают фасады корпусов бывших Суздальских рядов, занимающих целый квартал. Построенный в начале XX века архитектором Б. Н. Корнеенко в эклектичных формах "рационализма", торговый комплекс был разрушен в годы Великой Отечественной войны и при восстановлении частично утратил первоначальный вид.

Северо-западный угол площади, на пересечении улиц Энгельса и Коцарской, акцентирует шестиэтажный корпус швейной фабрики имени Е. Д. Тинякова. Западная сторона сливается с улицей Энгельса.

Площадь Карла Маркса.
Памятный знак в честь первой Харьковской маевки

(арх. Ю. А. Никулин, Ю. И. Мурыгин, С. И. Рябко, Э. Ю. Черкасов, 1981)

Установлен в сквере на набережной в честь маевки, состоявшейся в Харькове в 1900 году. Политический характер ее высоко оценил В. И. Ленин в предисловии к брошюре "Майские дни в Харькове" (см. Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 4, с. 363-364). Знак решен в виде композиции на революционную тему: "Из искры возгорится пламя". Материал - нержавеющая сталь и красный полированный гранит.

Площадь Карла Маркса, 1.
Кафедральный Благовещенский собор

(арх. М. И. Ловцов, 1888-1901)

Массивному объему храма, увенчанному традиционным пятиглавием, противопоставлен взлет колокольни, высота которой превышает 75 метров. Чередование рядов кладки из красного кирпича и полос светлой штукатурки напоминает облик древневизантийских построек. Обилие деталей и полихромное решение фасадов придают собору запоминающийся своеобразный вид. Здание является высотной доминантой заречного района и составной частью городских панорам западной зоны города.

Улица Энгельса

Начала застраиваться во второй половине XVII века, но свое место в плане города получила лишь сто лет спустя. Капитальное строительство здесь началось в 80-х годах XIX века, когда улица приобрела значение грузовой магистрали, ведущей к рыночной площади. Появились оптовые торговые организации - мануфактуры. Эти здания различны по величине и стилевому характеру, но их роднит структурно-функциональное назначение. Сегодня в них размещаются фабрика "Коммунист", Дом моделей, торговые фирмы "Обувь" и "Одежда", швейные фабрики - имени Е. Д. Тинякова и "Коммунар". Из новых построек самая примечательная - Управление Харьковского метрополитена.

Улица Энгельса, 6.
Отделение Торгово-промышленной палаты СССР

(бывш. торгово-складское помещение, в 20-30-х годах - промышленно-показательная выставка ВСНХ УССР; арх. А. И. Ржепишевский, 1910)

Угловое трехэтажное здание построено в характере конструктивного варианта стиля модерн. Сооружение отличается смелостью инженерных решений. Монолитный железобетонный каркас, большие остекленные поверхности оконных проемов придают ему современный вид. После восстановительного ремонта здание намечено использовать в качестве Художественного салона и выставочных залов.

Улица Энгельса, 9.
Цех швейного объединения "Коммунар"

(бывш. торговое здание; арх. М. Е. Компанией,, 1913-1914)

Фасад высокого узкого дома, расположенного рядом с гостиницей "Красная Москва", решен в редких для Харькова формах готической архитектуры. Это подчеркивают объединенные по высоте трех этажей, наподобие гигантского витража, оконные проемы, высокий глухой "лоб", тонкие вертикальные тяги, увенчанные фиалами.

Улица Энгельса, 17.
Дом моделей

(автор неизвестен, нач. XX в.)

Фасад двухэтажного здания, построенного в стиле модерн, заметно выделяется благодаря крупным членениям и активному профилю венчающей части. Четкий ритм каркаса, подчеркнутый плоскими лопатками, разделяющими большие оконные проемы, обогащают тонкие каменные импосты среднего пролета. Плавно изогнутые линии карнизов придают зданию ярко выраженную индивидуальность.

Улица Энгельса, 19.
Факультет Харьковского института механизации и электрификации сельского хозяйства

(бывш. торговое здание, предположительно арх. Н. В. Васильев и А. И. Ржепишевский, нач. XX в.)

Здание отличается от соседнего дома № 17 большими размерами и строгостью очертаний. Членения фасада - укрупненные в нижних двух этажах и более мелкие - в верхних. Расположенный с одной стороны ризалит с проездом внизу и эркером, объединяющим второй и третий этажи, вносит в композицию динамичность. Завершает фасад ряд окоп мансардного этажа.

Улица Энгельса, 29.
Управление Харьковского метрополитена

(арх. Ю. И. Мурыгин, Г. М. Шубин, В. В. Восковский, Е. Г. Вовшаник, В. А. Петров, Л. И. Вуклер, 1973-1985)

Комплекс положил начало преобразованию одного из ответственных участков центральной части города. Грандиозный современный корпус вырос на месте беспорядочно поставленных старых складских помещений, мастерских и лавок. Решенный в каркасно-панельных конструкциях, он отличается цельностью композиционного замысла и крупным масштабом. Лаконичные формы фасадов оживляются включением деталей из штампованного алюминия.

Улица Энгельса, 33.
Центральный крытый рынок

(арх. И. И. Загоскин, 1912-1914; восстановлен и реконструирован арх. Б. Н. Мирошниченко, 50-е годы)

Удачно продуманная композиция здания, занимающего островное положение на обширной рыночной площади, хорошо воспринимается со всех сторон. Фасады в стиле модерн, выполненные в кирпиче с оштукатуренными и лепными деталями, отличаются пластичностью и хорошими пропорциями. В интерьере светлого главного зала красиво смотрятся открытые легкие конструкции.

Улицы Дмитриевская и Котлова

Возникли в конце XVII - начале XVIII века. Дмитриевская улица формировалась преимущественно как жилая, а Котлова - как транспортная магистраль промышленного района, возникшего в 1870-1880 годах в связи с постройкой железной дороги. Она соединила бывшую Панасовскую слободу с городом. Плановая застройка бывшей Большой Панасовской улицы началась в XIX веке. В 1885 году железный Кузинский мост соединил ее с Лысой Горой. В начале XX века улицу замостили, а в 1909 году по ной прошел первый трамвай.

На Дмитриевской улице в начале XX века было построено несколько добротных доходных жилых домов. В их числе - трехэтажный дом в № 19 в стиле модерн (арх. Ф. Ф. Небель, 1908) и четырехэтажный дом № 26 эклектичной архитектуры (арх. Ф. А. Кондратьев, 1906), в котором в настоящее время размещается электромеханический техникум. На менее организованной в архитектурном отношении улице Котлова выделяются сооружения общественного центра, который формируется у въезда на Кузинский путепровод. В довоенные годы здесь был сооружен Дворец культуры железнодорожников, а в послевоенные - комплекс сооружений спортивного общества "Локомотив". В 50-60 годах были реконструированы старые промышленные предприятия, расположенные на улице Котлова.

Улица Котлова, 83.
Дворец культуры железнодорожников

(акад. арх. А. И. Дмитриев, 1928-1932)

Здание принадлежит к числу лучших сооружений клубного типа того времени. Его композиционное ядро - большой зрительный зал секторной формы с двухъярусными балконами и примыкающее к нему дугообразное в плане фойе. На торцовых стенах фойе размещены монументальные панно (худ. Е. Е. Лансере). Композиция фасадов отражает внутреннюю структуру здания и выполнена в виде пяти вогнутых поверхностей, напоминающих гигантские каннелюры. Выпуклый центральный объем здания фланкирован по бокам лестничными клетками.

Улица Котлова. Памятник И. Ф. Котлову
(ск. В. П. Корольков, 1958)

Перед Дворцом культуры железнодорожников установлен бронзовый бюст одного из активных участников борьбы за власть Советов на Украине рабочего-революционера И. Ф. Котлова.

Привокзальная площадь и Красноармейская улица

Формирование площади началось в конце 60-х годов XIX века, когда в город по Курско-Харьково-Азовской железной дороге прибыл первый поезд. Некогда болотистое место превратилось с годами в одну из красивых площадей города. Она разделена массивным зданием Управления Южной железной дороги на две зоны: зону отправления - перед входом в здание вокзала, и зону прибытия - со стороны улицы Свердлова. Для создания этой части площади в 60-70-х годах снесли квартал старых построек. В результате Привокзальная площадь слилась с короткой Красноармейской улицей, которая ограничивает площадь с восточной стороны. Западную часть площади замыкает здание вокзала. На северной границе находится здание Центрального почтамта.

Привокзальная площадь.
Вокзал Харьков-Южный

(арх. Г. И. Волошин, Б. С. Мезенцев, Е. А. Лимарь, инж. С. Филинов, 1952)

Здание построено на месте разрушенного по время Великой Отечественной войны. Композиционное решение отражает характерное для архитектуры конца 40-х - начала 50-х годов стремление к торжественности. В нейтральный вестибюль, поднятый на уровень второго этажа и перекрытый крестовым сводом, ведет десятиколонный портик. По бокам вестибюля возвышаются две башни. В цокольном этаже размещены камеры хранения и другие обслуживающие помещения. В северном крыле находится ресторан, в южном - справочный зал.

В отделке фасадов и интерьеров широко использованы разнообразные классические архитектурные формы и детали, скульптура и монументальная живопись. Здание отделано естественным камнем, бронзовым литьем и керамикой. В 1978 году началось расширение здания вокзала (арх. Ю. И. Мурыгин, Л. В. Гурова, Л. П. Инюшкип, С. А. Кухтин, А. Н. Жирнов). В 1982 году введена в строй новая двухэтажная часть вокзала с южной стороны. В помещении разместились кассовые залы, на втором этаже - залы ожидания. Сооружаются мост над путями (конкорс) и высотный административно-управленческий корпус, которые композиционно завершат вид площади со стороны улицы Свердлова. С северной стороны планируется сделать пристройку для обслуживания пригородных пассажиров.

Привокзальная площадь, 1.
Управление Южной железной дороги

(акад. арх. А. И. Дмитриев, арх. Д. С. Ракитип, инж. П. П. Ротерт, 1912-1914)

Выдержанное в строгих неоклассических формах монументальное пятиэтажное здание с внутренними дворами занимает центральное место на площади и доминирует в окружающей застройке. Средние части северного, восточного и южного фасадов подчеркнуты крупными ризалитами. Над главным входом, обращенным к северной части площади, возвышается купол. Порталы входов выполнены в граните. Углы здания скруглены в плане и завершены пологими куполами, что придает ему особую массивность. Недостроенная ранее часть здания, выходящая к южной стороне площади, завершена в 60-х годах с сохранением архитектурного облика сооружения (арх. В. Н. Фастовец).

Привокзальная площадь, 2.
Центральный почтамт

(арх. А. Г. Мордвинов, 1927-1929)

Построен по конкурсному проекту в духе конструктивизма с применением железобетонных конструкций, плоских крыш и ленточных окон. Логичная в функциональном отношении динамичная композиция обеспечила почтамту долгую жизнь и широкую известность как одному из памятников молодой советской архитектуры.

К началу страницы
Содержание   Харьковский метрополитен...   Зона проспекта Гагарина...