Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации. Александр Лейбфрейд... Харьков: Архитектура, памятника, новостройка.
Александр Лейбфрейд, Владимир Реусов, Алексей Тиц
Харьков: Архитектура, памятника, новостройка. Путеводитель

Зона проспекта Гагарина и улицы Октябрьской Революции

Парки
  • А - ПКиО им. Г. Ф. Квитки-Основьяненко
  • Б - ПКиО Основа
  • В - Осповянский лугопарк
Станция метрополитена:
  • "Проспект Гагарина"
Микрорайоны:
  • 6, 8, 474, 112

Эта обширная территория, расположенная к югу от рек Харькова и Лопани, в плане имеет форму сектора, юго-восточная сторона которого сливается с районом Селекционной Станции, а западная - ограничена Южной железной дорогой. Местность расположена на низких отметках и имеет плоский рельеф.

Направление главной магистрали южной части города - современного проспекта Гагарина - предопределила возникшая в конце XVII века дорога на Змиев (ныне город Готвальд). Участок между рекой Харьковом и улицей Кирова начал застраиваться в XVIII веке. На нем размещались преимущественно одноэтажные деревянные и двухэтажные каменные жилые дома. Во второй половине XIX века тут возникли небольшие промышленные предприятия. В 1897 году на пустыре южнее улицы Кирова была построена скотобойня, на месте которой теперь находится мясокомбинат. В районе улиц Державинской, Уральской и других постройки появились в конце XIX века. В 1910 году в связи с сооружением железной дороги Донбасс - Харьков здесь разместилась тупиковая станция Левада. Это стимулировало дальнейшее строительство в районе промышленных и складских объектов.

Возникновение бывшей Москалевской улицы (ныне улица Октябрьской Революции) относится к началу XIX века. Она сформировалась на месте дороги, которая вела в пригородные селения Москалевку и Основу, слившиеся позже с городом. В середине XIX века здесь появились промышленные предприятия, в том числе чугунолитейный и механический завод (ныне завод "Свет шахтера").

Сейчас улица реконструируется. В недалеком будущем она будет связана мостом с Пролетарской площадью и вместе с благоустроенной Клочковской улицей станет сквозной транспортной артерией, которая пересечет город с севера на юг. В конце улицы вырос новый микрорайон с высотными домами.

Сообщение между проспектом Гагарина и улицей Октябрьской Революции обеспечивает улица 1-й Конной Армии. Она является частью полукольцевой магистрали, начинающейся у площади Восстания. Улица 1-й Конной Армии была застроена первоначально только с северной стороны, а южная сторона пустовала вплоть до конца XIX века.

Эта часть города развивалась медленнее, чем другие районы, и до Великой Октябрьской социалистической революции имела невыразительный окраинный облик. Примечательных в архитектурном отношении объектов здесь не было.

Крупные градостроительные преобразования начались в конце 20-х годов и особенно активизировались в послевоенные годы. Значимость этой зоны возросла со строительством на ее окраине аэропорта (1928-1930 годы) и рядом с железнодорожной станцией Левада - автовокзала (1958 год).

Проект детальной планировки района (арх. О. Б. Блох, 1971) предусматривает коренное улучшение застройки и транспортной сети всей южной зоны. С 1970 года ведутся работы по расширению и реконструкции проспекта Гагарина. На месте ветхих одноэтажных построек вырастают крупные современные здания. Изменяется облик примыкающих к проспекту Гагарина улиц Кирова, Державинской и других.

В южной части города создаются зоны отдыха. На месте бывшей усадьбы Г. Ф. Квитки-Основьяненко организован парк культуры и отдыха его имени. На месте песчаного карьера появилось озеро, на базе которого создан Основянский лугопарк (освоенная территория парка - 13 гектаров, плановая - 40 гектаров).

Красношкольная набережная
(реконструкция арх. В. Л. Касьяна и А. С. Проскурнина, 1955)

Набережная протянулась вдоль юго-западного берега реки Харькова до места ее слияния с Лопапью. При реконструкции набережная расширена. Между проезжей частью и облицованным бетонными плитами береговым откосом проложен бульвар. Набережную окаймляют протяженные девятиэтажные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения (арх. Б. Г. Клейн, Н. С. Фурманова, 1967-1969). Жилые дома чередуются с многоэтажными корпусами проектных и научно-исследовательских организаций. На площади Урицкого сооружено здание Государственного цирка. Оно замыкает перспективу, открывающуюся из центра города по Университетской улице в южном направлении. Завершает фронт застройки Красношкольной набережной монументальное, несколько суровое на вид здание новой междугородной телефонной станции и телеграфа (арх. В. Г. Дубок, начато строительство в 1978 году).

Площадь Урицкого, 8.
Государственный цирк

(арх. В. Л. Касьян,, 1970-1974)

Новое здание цирка построено по переработанному проекту повторного применения. Цилиндрический объем с "висячим" перекрытием окружен сильно выступающим наклонным козырьком придающим сооружению эффектную динамичную форму. Вокруг зрительного зала, вмещающего более двух тысяч человек, расположен просторный вестибюль с гардеробом, на втором этаже - кольцевое фойе, через остекленную наружную степу которого открывается великолепный вид на город.

Проспект Гагарина

Протянувшийся на десять километров проспект на начальном участке раздвоен. Его восточная ветвь отходит от площади Руднева, а западная - от Красношкольной набережной. Между ветвями проспекта, на месте ветхих строений XIX века застраивается новый обширный микрорайон (№ 474). На юго-восточном углу этого микрорайона выделяется высотный корпус межотраслевого территориального Центра научно-технической информации и пропаганды. В формировании архитектурного облика проспекта Гагарина, наряду с жилыми и общественными зданиями, активно участвуют корпуса промышленных предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций.

С восточной частью города и Салтовским жилым массивом южную зону связывает проспект 50-летия СССР, который вливается в проспект Гагарина. Там же расположен выезд на Симферопольское шоссе. Далее проспект ведет к аэропорту и к выезду за город в направлении на Готвальд. У слияния ветвей проспекта находится завод "Оргтехника", перед которым образовалась небольшая площадь. К ней обращен фасад здания Центрального автовокзала. За пересекающими проспект улицами Кирова и 1-й Конной Армии с 1969 года ведется застройка микрорайонов № 6 и 8. Микрорайон № 6 (арх. Г. М. Соколовский. В. Д. Серобаба) скомпонован по линейному принципу. По фронту проспекта застройка еще не завершена. С восточной стороны микрорайон постепенно сливается с застройкой Плехановской улицы.

Основа композиции микрорайона № 8 (арх. Э. Н. Бродская) - ритмично чередующиеся группы домов, поставленных под углом к проспекту. Между ними в одноэтажных вставках размещены предприятия торговли и бытового обслуживания. Далее с восточной стороны проспекта выросли здания 13-й районной больницы, дома жилого массива Селекционной Станции. Начало проспекта Героев Сталинграда удачно акцептировано четырнадцатиэтажным жилым домом, построенным по индивидуальному проекту (арх. Э. Н. Бельман, В. А. Харионовский, А. В. Гибизов, 1975-1979).

Проспект Гагарина, 4.
Межотраслевой территориальный Центр научно-технической информации и пропаганды

(арх. И. Н. Лаврентьев, Л. М. Силаева, 1976)

В архитектуре тринадцатиэтажного здания отражено стремление преодолеть безликость стереотипного горизонтального членения, получившего распространение в зданиях каркасно-панельного типа. Вертикальные членения высотной части, цветные вставки придают зданию легкость. Массивный объем нижней части, в которой расположен зал, обеспечивает необходимую зрительную устойчивость сооружения.

Проспект Гагарина, 22.
Центральный автовокзал

(арх. А. Г. Крыкин, 1958)

Трехэтажный вокзал междугородных автобусных сообщений сооружен в характере архитектуры 50-х годов - с использованием элементов классических архитектурных форм. Очерченный по плавной дуге фасад разделен пилястрами коринфского ордера на три пролета. Оконные проемы, размещенные между пилястрами, объединены арками.

Улица 1-й Конной Армии, 104.
Контора трикотажного объединения

(бывш. частный особняк; арх. В. А. Эстрович, 1915)

Эклектичное по архитектуре двухэтажное здание напоминает средневековый замок. Это подчеркивают оформленный наподобие крепостной башни вход и глухие ограждения балконов, поддерживаемые консолями. От крутого щипца крыши с миниатюрной рельефной фигуркой веет готикой. В то же время большие окна с крупноразмерными стеклами близки к современности.

Улица Октябрьской Революции, 2.
Жилой дом

(бывш. доходный дом; предположительно арх, М. И. Дашкевич, нач. ХХ в.)

Дом высотой в три с половиной этажа построен в стило модерн. Фасад его расчленен на три части слегка выступащими лестничными клетками, украшенными рельефными изображениями женских голов. Между лестницами размещен фронтон с тройным овальным окном в центре и изображениями парящих в воздухе женских фигур с венками в руках.

Улица Октябрьской Революции, 59.
Поликлиническое отделение 31-й городской больницы

(арх. П. В. Фролов, 1933)

Архитектура двухэтажного здания типична для конца 20-х - начала 30-х годов. В месте сопряжения простых по форме крыльев расположен опоясанный балконом цилиндрический объем В первом этаже его находится вестибюль с гардеробом на втором - актовый зал. Лаконичные формы здания оживляются сочетанием различных по величине и рисунку переплетов окон.

К началу страницы
Содержание   Зона улицы Свердлова   Зона Московского проспекта...