Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации. Александр Лейбфрейд... Харьков: Архитектура, памятника, новостройка.
Александр Лейбфрейд, Владимир Реусов, Алексей Тиц
Харьков: Архитектура, памятника, новостройка. Путеводитель

Зона Сумской улицы

Памятники:
  • а - В. И. Ленину
  • б - Т. Г. Шевченко
  • в - А. М. Горькому
  • г - А. С. Макаренко
  • д - Н. В. Гоголю
  • е - А. С. Пушкину
  • ж - Партизанам-подпольщикам
  • з - Аллея героев-комсомольцев
  • и - Мемориальный комплекс Славы
Станции метрополитена:
  • а - "Исторический музей"
  • б - "Площадь Дзержинского"
Сад им. Т. Г. Шевченко
  • а - Дворец пионеров
  • б - Памятник Т. Г. Шевченко
  • в - Кафе "Кристалл"
  • г - Фонтан
  • д - Киноконцертный зал "Украина"
  • е - Каскад
  • ж - Обсерватория
  • з - Памятник В. Н. Каразину
  • и - Зоопарк
  • к - Ботанический сад

Эта часть города занимает центральное положение па плато между реками Харьковом и Лопанью. Плато плавно повышается к северу, по бокам окаймлено живописными склонами: с востока - Журавлевскими, с запада - Клочковскими. У подножия склонов протянулись равнинные пойменные площадки.

Вдоль проходившей по гребню плато старинной дороги, превратившейся со временем в Сумскую улицу, постепенно развивалась застройка так называемого нагорного района. В конце XVII века началось освоение участков, расположенных между площадями Советской Украины и Театральной. В конце XVIII - начале XIX века застройка распространилась до нынешней улицы Иванова, а в конце XIX - начале XX века - до улицы Маяковского. Продольные улицы, расположенные с восточной стороны от Сумской (Дзержинского, Чернышевского, Артема, Пушкинская), формировались на протяжении XIX - XX веков. Территория к западу от центральной улицы (Рымарская и Клочковская улицы) застраивалась с XVII века. Поперечные улицы расчленяют территорию на сравнительно небольшие кварталы. Удобное географическое положение способствовало формированию одной из наиболее благоустроенных частей города капитальными застройками. Исторически сложившаяся планировка нагорного района в основном сохранилась. С годами были ликвидированы тупики, замощены дороги и тротуары, посажены вдоль улиц деревья.

В нагорном районе находятся многочисленные административные здания, научно-исследовательские и проектные институты, высшие и средние специальные учебные заведения, театры, кинотеатры и дома культуры, жилые постройки, сады и парки. Облик застройки участков, близких к центру города, в основном определяют дома, архитектура которых отличается характерной для периода капитализма пестротой стилевых направлений.

Сумская улица

Сумская улица - одна из главных в городе. Она связывает исторический центр - площадь Советской Украины с новым административным центром города - площадью Дзержинского. Продолжением Сумской улицы является Белгородское шоссе - путь в столицу нашей Родины - Москву. Восточная сторона улицы застроена фронтом домов высотой от двух до шести этажей. Сплошной ряд зданий прерывают Театральная площадь, сквер Победы и поперечные улицы. Здесь сохранились четыре двухэтажных дома, построенных в середине XIX века в формах русского классицизма по "образцовым" проектам (№ 8, 16, 20, 28). Много домов, сооруженных в конце XIX - начале XX века, выполнено с использованием мотивов архитектурных стилей прошлого (№ 2, 4, 12, 18/20, 44, 52, 82) и различных модификаций стиля модерн (№ 6, 26, 46, 80, 82-А, 88, 96, 98, 108). В застройку тактично вписались здания, сооруженные в различные годы после Великой Октябрьской социалистической революции. В архитектурном облике этих построек отразился поиск зодчими новых форм и стилей, характерных для разных периодов социалистического строительства. Здесь есть здания, выполненные в стиле, близком к конструктивному (№ 40, 86), постройки, свидетельствующие об увлечении некоторых архитекторов классическим наследием (№ 116, 118), о тенденции к парадности (№ 86, 60, 92, 94, 114, 128), обогащению фасадов пластическими элементами (№ 124-126).

На западной стороне Сумской улицы, от площади Советской Украины до Рымарской улицы, выделяются здания Государственного академического украинского драматического театра имени Т. Г. Шевченко и несколько шестиэтажных домов. Между Рымарской улицей и площадью Дзержинского расположен городской сад имени Т. Г. Шевченко, у входа и который возвышается величественный памятник Кобзарю. С южной стороны сада ведется строительство нового здания оперного театра, а с северной - находится Дворец пионеров и школьников имени П. П. Постышева.

Затем к Сумской улице примыкают площадь Дзержинского и проспект "Правды", между которыми расположено монументальное здание проектных и строительных организаций. Дальше застройка продолжается "сплошным фасадом" до парка имени А. М. Горького, с небольшим интервалом у Дворца бракосочетаний. На этом отрезке находятся здания высотой три-пять этажей, построенные в конце XIX века и в советское время. В их числе дореволюционные сооружения эклектичного характера (№ 41, 43, 55, 67) и в стиле модерн (№ 45, 49), постройки конца 20-х - начала 30-х годов и аскетических формах конструктивизма (№ 59, 69), здания 50-х годов, украшенные пластическими архитектурными элементами (№ 75). Это стилевое разнообразие застройки, перемежающейся с зеленью садов и скверов, придает Сумской улице неповторимость. Она лишена строгой официальности.

Движение транспорта по Сумской улице, по мере возможности, ограничивается, и со временем отрезок между площадями Советской Украины и Дзержинского станет пешеходным.

Сведения об отдельных архитектурных объектах, расположенных по Сумской улице на отрезке от площади Советской Украины до площади Дзержинского, приведены в общем порядке номеров, а дальше - раздельно, по сторонам, в связи с тем, что номера на восточной (четной) стороне значительно сдвинуты по отношению к номерам западной (нечетной) стороны.

Сумская улица, 1.
Всесоюзный научно-исследовательский институт организации производства и труда черной металлургии - ВНИИОЧермет

(бывш. Русско-Азиатский банк и женские медицинские курсы; арх. О. Р. Мунц, А. К. Шпигель, строил арх. М. Ф. Пискунов, 1908-1910)

Массивное здание, построенное в стиле модерн по проекту петербургских зодчих, акцентирует начало Сумской улицы. Четырехэтажное здание было удачно надстроено на один этаж в 1925-1926 годах по проекту архитектора И. Д. Ермилова. Трехъярусному членению боковых участков дома противопоставлена вертикаль центральной части с легким граненым эркером. По обеим сторонам от него помещены две красиво прорисованные фигуры, исполненные по эскизам скульптора В. Кузнецова. Средняя часть здания увенчана плоским фронтоном с трехчастным арочным окном. Внутри здания сохранился бывший операционный зал с восьмигранными колоннами, облицованными естественным камнем.

Сумская улица, 2.
Жилой дом

(предположительно арх. В. Г. Шихаловский, конец XIX в.)

Трехэтажный угловой дом отличается обилием мелких членений и пластичных архитектурных деталей в стиле французского ренессанса XVI-XVII веков: этажи разделяются тягами, степы обработаны рустом, окна украшены наличниками. Здание имеет фронтоны и фигурные слуховые окна - люкарны, возвышающиеся над карнизом. В нижнем этаже находится ресторан "Театральный".

Сумская улица, 5.
Жилой дом и кинотеатр 1-й Комсомольский

(бывш. доходный дом и кинотеатр "Ампир"; арх. А. И. Горохов, 1913)

Шестиэтажный дом, сооруженный в стиле модерн, - самый высокий в начале Сумской улицы. Укрупненный масштаб членений первых двух этажей подчеркивают большие проемы и четыре женские скульптуры вытянутых пропорций по бокам окон второго этажа. Жилая часть дома, вход в которую расположен по оси фасада, выделена двумя ризалитами и полосами тройных окон, разделенных рустованными лопатками. Здание увенчано плоским щипцом ломаной формы. Кинотеатр пристроен со двора. Основной кинозал помещается на первом этаже. Находившееся над ним, во втором этаже фойе перестроено в 1954 году по проекту архитекторов В. М. Орехова и В. И. Пушкарева во второй зал кинотеатра, а вход и фойе перенесены в соседний дом № 7.

Сумская улица, 6.
Жилой дом

(бывш,. доходный дом; предположительно арх. А. М. Гинзбург, нач. XX в.)

Теперешний вид здание приобрело в результате надстройки на два этажа и капитальной реконструкции трехэтажного жилого дома, сооруженного в конце XIX века неизвестным автором. Постройка имеет типичные черты стиля модерн. В первом этаже размещены торговые помещения с большими витринами. Стены двух следующих этажей украшены поясом из глазурованных цветных керамических плиток. Простенки между окнами четвертого этажа оформлены в виде парных колонок, пятый этаж - мансардный. По длине фасад разделяют три ризалита, крайние из них увенчаны щипцами вычурной формы с арочными окнами. Над окнами расположены женские скульптуры, стоящие на консолях в виде женских масок.

Сумская улица, 7.
Жилой дом с встроенной входной частью кинотеатра 1-й Комсомольский

(арх. Я. Л. Блиндер, 1954)

Здание построено по переработанному проекту повторного применения того же автора для дома, сооруженного ранее в Запорожье. Крупномасштабный пятиэтажный дом хорошо вписался в застройку улицы. Красиво прорисованные детали с использованием мотивов ренессанса, нарядная двухъярусная лоджия в центре фасада придают зданию привлекательный вид. Вход в кинотеатр размещен со стороны Некрасовского переулка, чтобы не стеснять движения по узкому тротуару Сумской улицы.

Сумская улица, 9.
Государственный ордена Ленина академический украинский драматический театр им. Т. Г. Шевченко

(арх. А. А. Тон, 1841)

Главный фасад обращен к Театральной площади. Здание, первоначально построенное в стиле русского классицизма, было в 1893 году капитально перестроено в формах французского ренессанса (арх. Б. Г. Михаловский). В 1928 году интерьеры вновь претерпели изменения в духе конструктивизма ( арх. В. П. Костенко, худ. В. Г. Меллер). В 1961 году со стороны Рымарской улицы на месте пришедших в ветхость вспомогательных помещений появился новый пятиэтажный служебный корпус (арх. Б. Г. Клейн и Е. А. Святченко), а в 1964 году все помещения зрительной части и сценического комплекса были приведены в соответствие с современными нормативными требованиями (арх. Б. Г. Клейн, Н. С. Фурманова). Фасады здания сохранились в формах, приданных им в конце XIX века, но утрачена часть декоративных скульптурных элементов.

Театральная площадь и примыкающие к ней улицы Донец-Захаржевского и Гоголя

Площадь, расположенная между Сумской и Пушкинской улицами, образовалась на рубеже XVIII и XIX веков па месте бывших земляных оборонительных укреплений. Свое название она получила в.начале XIX века, когда был открыт городской драматический театр. Сквер на площади появился в 1876 году. На восточной стороне сквера в 1904 году был открыт памятник А. С. Пушкину, а через пять лет на западной стороне - памятник Н. В. Гоголю (скульптор Б. В. Эдуардс). Па углу южной стороны Театральной площади и Сумской улицы находится трехэтажное здание Харьковской областной филармонии (неизвестный автор, 1895). От площади начинается параллельная Сумской улице короткая улица Донец-Захаржевского. На ее углу расположен шестиэтажный корпус книжной фабрики имени М. В. Фрунзе (арх. В. С. Андреев, 1930), а рядом - старое здание типографии (арх. М. Г. Диканский, 1908), На картуше этого здания указана дата основания типографии - 1873 год. На углу северной стороны Театральной площади и Сумской улицы находится монументальное здание Государственного банка. Дальше начинается короткая улица Гоголя. На ней сохранился двухэтажный жилой дом № 2, построенный в 1818 году. Архивные данные позволяют предположить, что этот дом принадлежал профессору Харьковского университета архитектору Е. А. Васильеву. В 1840 году дом частично перестроил архитектор А. А. Тон. Объемное решение и детали выполнены в формах русского классицизма начала XIX века. Центральная часть фасада выделена четырьмя каннелюрованными пилястрами и ионическими капителями и увенчана треугольным фронтоном. Углы первого этажа обработаны рустом.

По улице Гоголя, 7, находится здание бывшей 3-й мужской гимназии, построенное в характере распространенного во второй половине XIX века "кирпичного стиля" с использованием мотивов средневекового зодчества (арх. А. К. Гирш, 1864). В нем помещается филологический факультет Харьковского университета.

На улице Гоголя, 8, стоит кирпичное здание бывшей римско-католической церкви - костела, выполненное в формах готики (арх. В. Г. Михаловский, 1887-1891). Высокая колокольня увенчана шпилем, второй ярус ее украшает круглое окно. Вход обрамлен стрельчатым порталом.

Сумская улица, 12.
Театральная площадь, 1. Областная контора Государственного банка

(акад. арх. Р. П. Голенищев; построено под наблюдением арх. Ф. И. Шустера, 1897-1900; надстроено акад. арх. А. Н. Бекетовым и арх. В. Н. Пети, 1932)

Монументальное здание в стиле флорентийского ренессанса, расположено па ответственном в градостроительном отношении угловом участке. Первоначально оно имело два с половиной этажа. Его завершал мощный карниз и парапет, украшенный вазами. При надстройке двух верхних этажей эти элементы были разобраны, но общий стилевой характер сооружения сохранился. Надстройку производили с помощью впервые примененного метода наращивания стен под крышей, которую поднимали домкратами по мере кладки стен. На фасаде дома установлена мемориальная доска в память о том, что здесь с января по апрель 1918 года работал Серго Орджоникидзе.

Сумская улица, 15.
Жилой дом

(предположительно арх. В. Г. Михаловский, конец XIX в.)

Трехэтажное здание привлекает внимание обилием разнообразных пластических деталей классического характера, напоминающих постройки в стиле французского ренессанса XVI--XVII веков. В результате перестроек утрачены женские скульптуры в нишах па простенках между окнами второго этажа.

Сумская улица, 17.
Жилой дом

(бывш. доходный дом страхового общества "Саламандра", арх. Н. Н. Веревкип, 1914-1915)

Сооружен но проекту известного петербургского зодчего. Фасады отличаются четкой системой членений, совершенством пропорций и сочной пластикой архитектурных украшений, выполненных по античным образцам. Со стороны Сумской улицы протяженность фасада развита путем устройства парадного двора - курдонера, ось которого совпадает с осью расположенного напротив здания (Сумская улица, 20). Фасад со стороны Рымарской улицы (№ 22) выполнен также в духе неоклассицизма. Дом был обеспечен прогрессивными для начала XX века видами инженерного оборудования: лифтами, мусоропроводами, внутренними водостоками с крыш. Одно из красивейших зданий старого Харькова реставрировано в 1980 году.

Сумская улица, 19.
Жилой дом

(бывш. доходный дом страхового общества "Жизнь"; автор неизвестен, конец XIX в.)

Фасад трехэтажного дома оформлен в стиле раннего барокко с применением разнообразных пластических архитектурных деталей. Центральный вход акцентирован двухъярусным балконом. Нижний ярус поддерживают фигуры атлантов, верхний-тонкие изящные колонки ионического ордера. Над вен чающим карнизом в центре возвышается массивный паранет с подобием герба. Здание реставрировано в 1979 году. Близки по характеру архитектуры соседние дома - одноэтажный особняк № 21 и двухэтажный дом № 23 на углу Рымарской улицы.

Сумская улица, 18 и 20.
Радиотехникум

(бывш. здание Совета съезда горнопромышленников Юга России; арх. В. Г. Михаловский, 1902; арх. С. И. и И. И. Загоскины, 1907)

Корпус под № 18 построен с использованием форм французского ренессанса XVI-XVII веков. Строительство завершили братья Загоскины, удачно связав трехэтажный новый корпус с ранее возведенным. Центральный вход расположен в выступающей части фасада, обрамленной рустованными пилонами, между которыми образовалось подобие двухъярусной трехпролетной лоджии. В ее нижней части размещен балкон, выполняющий роль козырька над входом. Карниз над лоджией поддерживают трехчетвертные колонны. Арочный проем (проезд во двор), вписанный в рустованный цокольный этаж, удачно решает задачу сопряжения разновременно построенных корпусов. Украшают здание скульптурные элементы - картуши, венки. Стилизованные женские фигуры - кариатиды обрамляют арочные оконные проемы второго этажа.

Сумская улица, 26.
Жилой дом

(бывш. доходный дом; арх. А. М. Гинзбург, 1910)

Особенностью дома является применение оригинальных пластических и декоративных элементов в стиле модерн - овального очертания эркеров и перемычек над группами узких оконных проемов, карнизов, оканчивающихся спиралями волют. Аналогичные тенденции в различной степени отразились в архитектуре многих других зданий Харькова, построенных в начале XX века (Сумская улица № 45, 49, 80, 96, 98 и другие).

Сумская улица, 25/27.
Новое здание оперного театра

(арх. С. Н. Миргородский, В. Д. Елизаров, Н. В. Чуприна, Р. Н. Гупало)

Архитектура монументального здания построена на контрасте мощной нависающей "плиты" двух верхних этажей и сложной пластики входных вестибюлей, фойе и других помещений нижних этажей. В здании имеются зрительные залы на 1500 и на 400 мест, развитой сценический комплекс, оснащенный техническими средствами, обслуживающие и вспомогательные помещения. В подземной части сооружается гараж для автомашин. Перед зданием будет установлена монументально-декоративная скульптура, посвященная композитору Н. В. Лысенко, имя которого носит театр.

Сумская улица, 34.
Сквер Победы

(арх. А. М. Касьянов, В. И. Корок, А. С. Маяк, 1946)

Сквер, расположенный напротив нового оперного театра, заложен методом народной стройки в первую послевоенную весну. В 1947 году здесь был сооружен бассейн с фонтаном "Стеклянная струя" (арх. В. И. Корж), а к 40-летию Ленинского комсомола создана аллея героев-комсомольцев (арх. В. Ф. Константинов и 3. Д. Юдкевич). Вдоль аллеи установлены на постаментах бронзовые бюсты Н. Островского (ск. Д. Г. Сова), 3. Космодемьянской (ск. И. П. Ястребов), А. Матросова (ск. А. А. Ивченко), О. Кошевого (ск. В. П. Петренко), Л. Убийвовк (ск. В. К). Обидион), И. Минайленко (ск. М. Н. Михаловский), А. Зубарева (ск. В. К. Волков) и Г. Никитиной (ск. Л. Г. Жуковская). Аллею замыкает стела с изображением орденов, которыми награжден Ленинский комсомол. Небольшой сквер удобно спланирован, здесь уютно, летом прохладно под густой сенью деревьев.

Сумская улица, 35.
Городской сад им. Т. Г. Шевченко

(1804-1805)

Сад - любимое место отдыха харьковчан - занимает 27 гектаров. Расположен с западной стороны Сумской улицы, между Рымарской улицей и площадью Дзержинского. Сад заложен но инициативе основателя Харьковского университета В. Н. Каразина и раньше назывался Университетским. Зеленая зона раскинулась на двух террасах - верхней, где разбит так называемый английский, ландшафтный парк, и нижней, где находится Ботанический сад. Обе террасы связывала главная аллея, пересекавшая сад в юго-западном направлении. В 1808 году на территории сада была организована астрономическая обсерватория. В конце XIX века на живописной северо-восточной окраине открылся зоопарк. К 100-летию со дня основания Харьковского университета у главного входа в сад был установлен памятник В. Н. Каразину (ск. Л. И. Андреолетти (И. И. Пагирев), акад. арх. А. Н. Бекетов, 1906). Сейчас памятник стоит на площадке у современного здания университета.

В связи с сооружением памятника великому украинскому поэту революционеру-демократу Т. Г. Шевченко в 1935 году сад был назван его именем. После реконструкции здеоь появились новые аллеи, площадки, фонтан. В саду произрастают различные экзотические деревья, кустарники, цветы (арх. П. Н. Ширшов, профессор А. И. Колесников, дендролог К. Д. Кобезский). В северо-западном направлении пролегла каштановая аллея, ведущая к круглой части площади Дзержинского.

Во время хозяйничания в Харькове немецко-фашистских оккупантов почти 60 процентов зеленых насаждений сада было уничтожено. После войны были проведены работы по его восстановлению и дальнейшей реконструкции (арх. А. С. Маяк, дендрологи И. Б. Меликенцев и А. Д. Ганаева, 1945-1946). В настоящее время породный состав насаждений насчитывает свыше 80 наименований. Много деревьев-экзотов, ость деревья-долгожители, охраняемые как памятники природы. Работа по благоустройству сада, обновлению основного фонда зеленых насаждений ведется постоянно. В честь 300-летия воссоединения Украины с Россией сад украсила каскадная лестница, с верхней площадки которой открывается широкая панорама западной части города (арх. А. С. Маяк, инж. И. Ф. Савусская, 1955). В 60-е годы в саду были построены здание ресторана "Кристалл", киноконцертный зал "Украина". На одной из центральных аллей появился фонтан (арх. Б. Г. Клейн, 1967). В 1977 году его подсветили и озвучили.

Сумская улица.
Памятник Т. Г. Шевченко

(скульптор М. Г. Манизер, арх. И. Г. Лангбард, 1935)

Величественный многофигурный монумент принадлежит к числу выдающихся произведений советского изобразительного искусства. Бронзовая статуя поэта (высота 5,5 метра) установлена на трехгранном пилоне из полированного черного лабрадорита. Пилон окружают по спирали шестнадцать фигур, символизирующих нарастание революционной борьбы народа за свободу и ее апофеоз - победу Великой Октябрьской революции, радость свободного труда. Общая высота монумента 16,5 метра.

Сумская улица, 35.
Киноконцертный зал "Украина"

(арх. В. С. Васильев, Ю. А. Плаксиев, В. А. Реусов, инж. Л. Б. Фридган, 1963)

Здание размещено в глубине сада имени Т. Г. Шевченко. Это - одно из первых в стране сооружений с вантовыми покрытиями седлообразной формы. Внешний и внутренний вид здания органически связан с его оригинальным конструктивным решением. Зрительный зал, предназначенный для концертных выступлений и показа широкоэкранных и широкоформатных фильмов, вмещает 1800 зрителей. Фасады здания украшает декоративное панно из глазурованных керамических плиток.

Сумская улица, 35.
Зоологический сад

(1896)

300 видов животных и птиц и 110 видов рыб представляют фауну всех континентов Земли. В 30-х годах в саду соорудили здания обезьянника, слоновника (арх. П. 3. Крупно), создали "остров" зверей, птичник, пруд с островком и гротом, новые вольеры. Тогда же были построены пропилеи главного входа (арх. П. И. Ширшов). Несмотря на крайне стесненные территориальные условия, в зоопарке успешно ведется научная и популяризаторская работа. В дальнейшем планируется перевести зоопарк на новую площадку, а на освободившейся территории создать зону отдыха с парковой фауной.

Сумская улица, 37.
Дворец пионеров и школьников им. П. П. Постышева

(бывш. ветеринарный институт; арх. М. П. Львов, 1851-1855; реконструирован под руководством арх. Б. Г. Клейна, 1961)

Здание построено в строгих формах позднего классицизма. В 1961 году здесь разместился Дворец пионеров, территория и главный корпус были реконструированы. Со стороны Сумской улицы фасад украсили барельефы на темы пионерской жизни. Интерьеры оформлены применительно к задачам методической и воспитательной работы с детьми.

Сумская улица, 40.
Харьковский инженерно-строительный институт

(бывш. дом Госстраха; арх. А. Г. Молокин и Г. Д. Иконников, 1927)

Напротив сада имени Т. Г. Шевченко привлекает внимание многоэтажное здание с курдонером, доминирующее по высоте на отрезке между улицами Совнаркомовской и Гиршмана.

Ступенчато-нарастающие объемы дома хорошо вписаны во фронт застройки. Фасады оформлены немногочисленными деталями: рустовкой, лопатками, плоскими карнизами. При строительстве были применены прогрессивные для 20-х годов конструктивные решения: рамный железобетонный каркас и монолитные часторебристые перекрытия. В 60-х годах в курдонере пристроен одноэтажный остекленный объем, позволивший расширить вестибюль. Со стороны улицы Дзержинского сооружены новые корпуса, в которых размещены актовый и спортивный залы, лаборатории и учебные помещения (арх. И. Д. Овсянников).

Сумская улица, 44.
Жилой дом

(бывш. доходный дом; арх. Ю. С. Цауне, 1912)

Трехэтажное здание отличается подчеркнутой "престижностью". Пластику стены двух верхних этажей обогащают трехчетвертные каннелюрованные колонны. Боковые ризалиты украшают балконы с коваными ограждениями. Лад зданием устроена плоская крыша-терраса, вход на которую оформлен в виде надстройки-бельведера. На парапете установлены четыре женские статуи, а над ризалитом - декоративные вазы, которым придана форма капителей. Несмотря на эклектичность архитектурного решения, в котором сочетаются элементы классицизма и стиля модерн, здание привлекает соразмерностью частей и умелой прорисовкой деталей.

Сумская улица, 46.
Жилой дом

(автор неизвестен, нач. XX в.)

Четырехэтажное здание в стиле модерн акцентирует угол улицы Гиршмана. Вертикаль закругленного угла увенчана высоким параболлическим щипцом, низ утяжелен крупным эркером. Массивности объемов контрастируют тонко профилированные детали плоских лопаток и тяг, а также графический рисунок балконных ограждений.

Сумская улица, 52.
Лечебное учреждение

(бывш. частный особняк и лечебница; арх. И. И. Загоскин и В. Г. Кричевский, нач. XX в.)

Двухэтажное сооружение оформлено в стиле псевдоготики. Угловатые контрфорсы, переходящие в витые колонки, стрельчатое окно и крутой щипец над входом заметно выделяют здание из окружающей застройки.

Сумская улица, 60.
Государственный институт проектирования предприятий коксохимической промышленности - Гипрококс

(арх. Е. А. Любомилова, 1954)

Угловое здание решено с использованием композиционных приемов и деталей классицизма. Оно удачно замыкает сравнительно дробную застройку Сумской улицы и подготавливает к восприятию крупномасштабных построек на площади Дзержинского. Здание отличается хорошими пропорциями и высоким качеством отделки: цоколь облицован красным полированным гранитом, степы верхних этажей - керамическими плитами.

Сумская улица, 64.
Здание областного и городского комитетов Компартии Украины

(арх. В. М. Орехов, В. П. Костенко, при участии арх. Б. Н. Мирошниченко, 1954)

Монументальное здание, обращенное главным фасадом к площади Дзержинского, доминирует в ансамбле застройки. Трехчетвертные колонны с вытянутыми по вертикали композитными капителями охватывают по высоте пять этажей и поддерживают находящийся на уровне шестого этажа раскрепованный антаблемент. Венчает фасад возвышающийся над парапетом крупный лепной картуш с изображением герба и знамен. Переход к глади бокового фасада закреплен ризалитами, обрамленными пилястрами.

Дальше удобнее продолжить осмотр застройки Сумской улицы сначала вдоль восточной стороны до парка имени А. М. Горького, а затем - западной стороны.

Сумская улица, 80.
Жилой дом

(бывш. доходный дом; арх. А. М. Гинзбург, 1914)

Дом построен в стиле модерн. В общей композиции его сохранены типичные черты симметричного односекционного городского жилого дома конца XIX - начала XX века. Здание отличают оригинальные пластические элементы фасада: выступающий прямоугольный объем, в котором устроена глубокая подковообразная ниша со ступенями, ведущими к входной двери; лоджии, расположенные по бокам от входа; вытянутые пилоны, между которыми размещены объединенные по вертикали узкие оконные проемы второго и третьего этажей; полоса четвертого этажа, отделенная сплошным балконом. Над эркерами полуовальной формы, расположенными по бокам фасада, возвышаются декоративные щипцы эллиптического очертания.

Сумская улица, 82.
Жилой дом

(бывш. доходный дом, арх. В. А. Эстрович, 1910)

Шестиэтажное здание заметно выделяется своей парадностью, для достижения которой активно использованы классические архитектурные формы. Рустованная стена двух нижних этажей оформлена как мощный цоколь. На нем покоится колоннада коринфского ордера, объединяющая по высоте три следующих этажа. Антаблемент с главным карнизом расположен на уровне подоконников шестого этажа. По осям колонн па фоне этого этажа установлены десять женских фигур античного образца. Пропорции и детали фасада выполнены с большим мастерством. Над зданием устроена плоская крыша-солярий.

Сумская улица, 88.
Проектно-конструкторское бюро СПКТБ-стройдормаш

(бывш. жилой дом; предположительно арх. М. Г. Диканский, нач. XX в.)

В архитектуре трехэтажного дома прослеживаются характерные черты так называемого декоративного модерна. На гладкой поверхности фасада выделяются разнообразные но форме лепные детали: цветочный орнамент, топкие наличники вокруг окон, фигурные кронштейны под плоским карнизом. Подобного рода лепные декоративные убранства фасадов с использованием растительных мотивов характерны также для домов № 96 и 98, построенных в 1905 году архитектором М. Г. Диканским.

Сумская улица, 108.
Жилой дом

(бывш. доходный дом; арх. А. М. Гинзбург, 1912)

Шестиэтажный дом в стиле модерн отличают крупные, почти лишенные декоративных украшений формы эркеров, балконов и других элементов. Это придает зданию несколько суровый облик. Обнаженные, жестко очерченные пластические элементы фасада предвосхищают приближение стиля конструктивизма.

Сумская улица, 116.
Жилой дом

(арх. Л. В. Липецкий, М. Ф. Покорный, 1926-1928)

Фасады пятиэтажного кирпичного секционного дома с курдонером оформлены наподобие итальянских палаццо (городских дворцов), строившихся в XVI веке зодчим Андрее Палладио. С академической тщательностью и мастерством авторы воспроизвели архитектурные формы "палладианского классицизма", стремясь поставить достижения прошлого на службу современности. Массивные пилястры коринфского ордера, опирающиеся на рустованный цокольный этаж, объединяют по высоте средние два этажа и поддерживают антаблемент с карнизом на зубцах. Пятый этаж возвышается над карнизом в виде массивного аттика. В центре фасада - перекрытый аркой проезд во двор. Стены здания со стороны двора лишены пышного оформления.

Стремление к использованию архитектурного наследия в советской архитектуре получило отражение в соседних зданиях, построенных в разные годы. Фасад жилого дома № 118 решен в духе неоклассицизма (арх. В. Н. Пети и П. А. Бельчиков, 1937): крупные рельефные детали (рустованные углы и наличники, замковые камни, арочный проезд) напоминают сооружения древних римлян. Фасад жилого дома № 114 (арх. В. П. Костенко, 1952) близок по характеру постройкам старого Львова в стиле западноукраинского барокко: гладкое поле стены, облицованной керамическими плитами, обрамляют по всей высоте рустованные пилястры, поддерживающие обелиски вычурной формы; три больших арочных проема в первом этаже обрамлены нарядными лепными архивольтами. Перекликается с этой группой зданий по характеру оформления жилой дом № 75 (арх. Г. В. Сихарулидзе при участии А. Г. Лодыгина, 1953).

Сумская улица, 124-126.
Жилые дома

(арх. Г. А. и Л. А. Яновицкие, А. Д. Моторин, 1950-1957)

Дома созданы путем восстановления и реконструкции разрушенного в годы Великой Отечественной войны комплекса жилых домов "Металлист" (арх. В. И. Богомолов, 1929-1935). Выразительность фасадам придают лоджии и эркеры, оформленные с использованием отдельных деталей из арсенала форм каменного украинского народного зодчества XVII- XVIII веков.

Сумская улица, 128. Жилой дом
(арх. А. П. Павленко и И. Д. Ермилов, 1954)

Здание, расположенное напротив входа в парк имени А. М. Горького, завершает фронт застройки восточной стороны Сумской улицы. Повышенная угловая часть дома увенчана декоративной башенкой со шпилем и светящейся рубиновой звездой. Фасады дома перегружены декоративными лепными деталями.

Сумская улица.
Памятник А. С. Макаренко

(ск. М. Ф. Овсянкин, арх. Э. Ю. Черкасов, 1969)

Бюст выдающегося советского педагога и писателя А. С. Макаренко, который восемь лет (с 1927 по 1935 год) руководил в Харькове детской трудовой коммуной имени Ф. Э. Дзержинского, установлен на гранитном пьедестале в сквере у дома № 128. На постаменте высечены фигурки детей.

Площадь 1-го Мая, 2.
Ипподром

(арх. 3. Ю. Харманский, 1914)

В начале XX века в городе были сооружены два ипподрома - скаковой и беговой. На ипподромах построили деревянные трибуны (арх. А. М. Гинзбург и Э. Ю. Харманский). Скаковой ипподром не сохранился (его территория отошла под промышленную застройку), а беговой существует и сегодня. До наших дней сохранились капитальные трибуны, построенные в 1914 году. Места для зрителей размещены под высоким козырьком, который поддерживают тонкие металлические колонки и ажурные металлические фермы. Под трибунами размещены вспомогательные помещения для посетителей и обслуживающего персонала. Фасады трибун обращены к площади. Выполненные в стиле модерн, они отличаются живописностью. Легкая динамичная архитектура точно выражает назначение сооружения.

Сумская улица, 41 и 43.
Общежитие курсов по переподготовке советско-партийных кадров

(бывш. жилые дома; конец XIX - нач. XX в.)

Трехэтажное здание на углу проспекта "Правды" (предположительно арх. Б. Г. Михаловский) и следующий за ним двухэтажный дом (арх. М. Е. Ройтенберг, нач. XX в.) открывают ряд построек, протянувшихся в северном направлении вдоль западной стороны Сумской улицы. Многочисленные архитектурные элементы классического образца, обильно покрывающие поэтажно расчлененные поверхности стен, напоминают о постройках эпохи французского ренессанса XVI пека.

Сумская улица, 55.
Школа-интернат для слепых детей им. В. Г. Короленко

(арх. С. И. Загоскин при участии арх. Ф. И. Шустера, 1891)

Двухэтажное кирпичное здание построено специально как училище для слепых. В 1913 году к нему с северной стороны сделана пристройка в формах так называемого псевдорусского стиля (арх. В. В. Величко). Она удачно связалась по масштабу с основным корпусом и используется в настоящее время в качестве актового зала школы.

Рядом со школой расположен красивый двухэтажный жилой дом № 57 особнякового типа, построенный во второй половине XIX века неизвестным автором. Он замыкает перспективу улицы Каразина, примыкающей к Сумской с восточной стороны.

Сумская улица, 61. Дворец бракосочетаний
(бывш. частный особняк; арх. А. И. Горохов. 1913)

Двухэтажный дом, напоминающий загородную виллу, обильно украшен классическими архитектурными формами и деталями. В центре фасада выступает объем, перекрытый треугольным фронтоном. Под ним расположена ниша главного входа, обрамленная парными колоннами. По бокам здания сооружены крытые террасы, окруженные колоннадой, венчает его стеклянный купол. Постройка значительно выиграла, освободившись в 1960 году от окружавшей ее массивной каменной ограды с воротами.

Сумская улица, 69.
Жилой дом

(арх. В. П. Костенко и др., 1928)

На углу улицы Маяковского находится оригинальное по композиции здание в стиле конструктивизма. Объемы здания ступенчато нарастают к углу от четырех до пяти этажей и завершаются надстройкой в форме куба. Угловую часть охватывают балконы с глухими ограждениями. В этом доме в 1928-1929 годах жил выдающийся советский военачальник В. К. Блюхер.

На другом углу улицы позднее был построен жилой пятиэтажный дом № 67. Неизвестный автор сделал попытку повторить композицию угловой части дома № 69, чтобы создать своеобразные симметричные пропилеи улицы Маяковского. Однако по своим архитектурным достоинствам дом № 67 значительно уступает своему прототипу.

Сумская улица, 81.
Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького

Городской парк, территория которого составляет 127 гектаров, был заложен в 1894 году учащимися и студентами Харькова. Загородный парк, как он тогда назывался, был открыт для посетителей в 1907 году. В планировке его удачно сочетаются регулярные и ландшафтные приемы композиции. Основными элементами регулярной части являются аллеи: главная - каштановая, липовая и так называемая "экипажная", некогда предназначавшаяся для катания на конных экипажах. Остальная часть парка представляет собой многочисленные поляны с живописными куртинами и одиночными деревьями-солитерами. С годами парк благоустраивался. Центральные аллеи асфальтированы и освещены, устроены площадки для массовых игр, теннисные корты, оборудован детский городок, сооружены кинотеатр, читальня, эстрады для концертов и лекций. В парке есть ресторан, буфеты. В 1940 году в первый рейс по детской железной дороге "Малая Южная" отправился поезд маршрутом Парк - Лесопарк. Станция Парк имеет здание вокзала (арх. Е. А. Лимарь). Протяженность детской железной дороги - 3,6 километра. В 1952 году главный вход в парк был оформлен колоннадой (арх. А. Г. Крыкин, Е. А. Святченко). В парк ведет прогулочная канатоподвесная дорога протяженностью 1,4 километра, которая связала его с Павловым Полем. За 14 минут поездки можно увидеть живописнейшие уголки парка и нового ботанического сада, раскинувшегося и Саржином Яру. С западной стороны от ЦПКиО имени А. М. Горького расположен спорткомплекс "Динамо", созданный в конце 20-х годов (арх. Н. Д. Манучарова). Сегодня здесь действуют легкоатлетический стадион на 20 тысяч мест, открыт плавательный бассейн, велотрек (арх. С. М. Тульчинский), спортивные залы и площадки, теннисные корты. На севере парк граничит с Лесопарком.

Белгородское шоссе.
Лесопарк. Мемориальный комплекс Славы

(арх. В. И. Агибалов, Я. И. Рык, М. Ф. Овсянкин, худ. С. Г. Светлорусов, арх. И. А. Алферов, А. А. Максименко, Э. Ю. Черкасов, 1977)

Лесопарк (площадь - почти две тысячи гектаров) - крупнейшая зона отдыха города. В период временной оккупации Харькова немецко-фашистские захватчики превратили Лесопарк в место массовых расстрелов советских патриотов. Одна из его полян стала огромной братской могилой для партизан, подпольщиков, погибших в борьбе за свободу Родины, военнопленных, мирных жителей города, замученных гитлеровцами. На этом месте сооружен Мемориальный комплекс Славы.

Строгое монументальное решение Мемориала подчеркивает основную идею - борьбу советских людей с ненавистным врагом до победного конца. Два пилона со стороны Белгородского шоссе обрамляют вход на широкую аллею, которая замыкается 12-метровой статуей Матери-Родины. У ее подножия горит Вечный огонь. Вдоль полированных гранитных плит с мемориальными надписями вытянулась стела из серого гранита. На ней - горельефные изображения защитников Родины - советских воинов, партизан, подпольщиков. Справа вдоль аллеи стоят гранитные тумбы-саркофаги с приспущенными знаменами и воинскими атрибутами, выполненными из бронзы. Торжественно-траурное впечатление усиливает искусственное освещение в вечерние часы.

Мемориальный комплекс Славы - священное место для харьковчан. В день 40-летия со дня Победы советского народа над фашистской Германией здесь состоялся многотысячный траурный митинг, на мемориальные плиты были возложены венки.

С западной стороны к Сумской улице примыкают Бурсацкий спуск и Рымарская улица.

Бурсацкий спуск и Рымарская улица

Бурсацкий спуск, образовавшийся на месте былого оврага, круто идет от площади Советской Украины к Клочковской улице и реке Лопани. Наиболее примечательное здание на нем - институт культуры (бывш. духовное училище). От Бурсацкого спуска начинается параллельная Сумской Рымарская улица, продолжая расположенную в центре города Университетскую улицу.

Рымарская улица - одна из старейших в городе, ее застройка началась в XVII веке. Но первых зданий здесь не сохранилось, разве что маленький двухэтажный жилой дом № 4, построенный на рубеже XVIII и XIX веков. Основные постройки разнохарактерной архитектуры относятся к XIX - началу XX веков. На восточную сторону улицы выходит фасад сценической части здания Государственного академического украинского драматического театра имени Т. Г. Шевченко. С западной стороны Рымарской улицы расположен Государственный академический театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко (старое здание). К Рымарской улице обращен западным фасадом дом "Саламандра" (см. Сумская улица, 17). Упираясь в площадку, на которой строится новое здание театра оперы и балета, Рымарская улица поворачивается под прямым углом к Сумской.

Бурсацкий спуск, 4.
Институт культуры

(арх. Б. С. Покровский и К. А. Толкунов, 1885)

Протяженное здание, трехэтажное в центральной части и двухэтажное на флангах, размещено на крутом рельефе и широко обозревается. Оно создано путем реконструкции и надстройки корпуса бывшего уездного училища, возведенного в 1825 году на территории бурсы при участии архитектора Е. А. Васильева. Внушительный фасад оформлен в духе так называемого русско-византийского стиля, насаждавшегося директивно во второй половине XIX века.

Рымарская улица, 6.
Жилой дом

(бывш. частнокооперативный дом; арх. А. И. Ржепишевский, 1912)

Шестиэтажный дом расположен на высокой отметке. Увенчанный крутой крышей, он доминирует над окружающей застройкой и активно участвует в панораме, открывающейся с западной стороны города. Асимметричный фасад дома выполнен в стиле модерн, композиция его динамична, вертикальный строй подчеркивают эркер, лоджии и сложный ритм балконов.

Рымарская улица, 7.
Жилой дом

(автор неизвестен; первая пол. XIX в.)

Двухэтажный каменный дом на высоком цоколе построен по "образцовому" проекту и является характерным примером зданий, выполненных в стиле русского классицизма начала XIX века. Дом отличается хорошими пропорциями, строгими архитектурными формами так называемого "безордерного" типа: рустованный цоколь с замковыми камнями над окнами первого этажа, сандрики над окнами второго этажа и венчающий карниз.


Рымарская улица, 11.
Средняя школа
(бывш. 1-я женская гимназия; арх. К. А. Толкунов, 1869)

Симметричное двухэтажное здание в "кирпичном стиле" выстроено на кромке крутого склона и замыкает перспективу переулка Грабовского со стороны Театральной площади. В здании утрачен трехпролетиый портик с балконом у центрального входа.

Переулок Грабовского, 4.
Жилой дом

(бывш,. доходный дом; арх. А. М. Гинзбург и И. И. Загоскин, 1905)

Четырехэтажный дом в стиле модерн расположен по середине короткого и узкого переулка, связывающего Рымарскую улицу с Театральной площадью. На фоне стен из коричнево-красного кирпича эффектно выступают белые детали эркеров и кронштейнов под карнизом с гротескными лепными украшениями. В нижнем этаже размещена детская спортивная школа с плавательным бассейном "Золотая рыбка". Здание реставрировано в 1981 году.

Рымарская улица, 19.
Жилой дом

(бывш. частнокооперативный дом; арх. А. И. Ржепишевский, 1913-1914)

Многоквартирный высотой пять и шесть этажей дом, построенный в стиле модерн, отличается сдержанностью декоративных черт. По бокам открытого в сторону улицы двора-курдонера возвышаются башнеобразные объемы, один из которых увенчан декоративной вышкой. Вертикали эркеров, тонкие профилированные наличники и карнизы в сочетании с мелким рельефом скульптурных украшений придают дому легкость и изящество. Ризалиты на внешних углах курдонеров завершены пирамидальными шатрами.

Рымарская улица, 21.
Государственный академический театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко

(1829-1947)

Здание было построено неизвестным архитектором. В 1855 году его приобрел предприниматель Зарудный и перестроил для показа в нем различных представлений. Затем постройка перешла в собственность коммерческого клуба и в 1884 - 1885 годах была капитально реконструирована для оперного театра (арх. Б. Г. Михаловский). Со стороны сада пристроили сценическую часть, зрительный зал оформили в стиле французского ренессанса с использованием мотивов одного из парадных залов Тюильрийского дворца в Париже. Вдоль стен зала стоят спаренные каннелюрованные колонны коринфского ордера с раскрепованным антаблементом. Над каждой парой колонн помещены женские скульптуры с крыльями, поддерживающие балкон верхнего яруса. Порта балкона и лож бенуара украшены декоративной лепкой. Под потолком в медальонах размещены барельефные портреты великих композиторов. Промежуточный ярус лож бельэтажа был встроен в начале XX века, чтобы увеличить вместимость зала. Это нарушило целостность первоначальной композиции. В начале 30-х годов к зданию с северной стороны был пристроен новый вестибюль с гардеробом, гладкий плафон зрительного зала заменен на кессонированный (арх. В. К. Троценко). В 1938 году фасад театра приобрел черты русского классицизма (арх. В. П. Пети). В послевоенные годы интерьеры были реставрированы под руководством арх. В. И. Пушкарева.

Рымарская улица, 23.
Городской ремонтно-строительный трест

(бывш. доходный дом; арх. А. М. Гинзбург, 1913)

Крупные пластичные формы в стиле модерн придают зданию представительный вид. На окрашенных в красно-коричневый цвет поверхностях стен помещены немногочисленные орнаментальные детали. Дополнительный эффект создает пристроенная сбоку каменная арка ворот с красивой металлической решеткой.

Рымарская улица, 24.
Жилой дом

(бывш. частный особняк; арх. А. Ф. Кондратьев, 1903)

Двухэтажное здание выполнено с использованием архитектурных форм французских построек XVIII века: декоративного купола на крыше и рустованных стен. Постройка отличается добротностью, но несколько теряется от соседства с мощным объемом дома "Саламандра".

Улица Тринклера

Проходит с западной стороны Сумской улицы, от площади Дзержинского до улицы Веснина. Образовалась в конце XIX века, когда началось строительство зданий медицинского факультета Харьковского университета. Улица застроена зданиями различного назначения.

Улица Тринклера, 6.
Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний и областная стоматологическая поликлиника

(бывш. институт коммунальной гигиены; арх. В. А. Эстрович, 1935)

На углу улицы Тринклера и проспекта "Правды" стоит сложное по конфигурации здание, в архитектуре которого отражено функциональное разнообразие размещенных в нем помещений медицинского назначения. Строгие, лишенные декоративных украшений конструктивистские формы дома отличаются пластичностью.

Улица Тринклера, 8.
Музей естествознания Харьковского государственного университета им. А. М. Горького

(бывш. корпус биологического факультета университета; арх. В. В. Величко, 1899-1901)

Здание строилось как общежитие для студентов университета. Длительное время здесь размещался биологический факультет университета. После реконструкции интерьеров в нем открылся музей природы. Представительное симметричное здание отступает от красной линии и доминирует в застройке улицы. Его фасады выполнены в формах русского классицизма XIX века. На массивном цоколе покоятся два верхних этажа, объединенных плоскими лопатками, которые расположены между окнами. Выступающую повышенную центральную часть акцентируют большие арочные окна третьего этажа. Вход обрамлен небольшим двухколонным портиком.

Динамовская улица, 5.
Детский плавательный бассейн стадиона "Пионер"

(арх. Р. Г. Зарб, Н. И. Кожевников, В. А. Реусов, И. С. Хазановский, инж. С. II. Фрумин, 1978)

Спортивное сооружение отличается динамичной формой, обусловленной применением оригинального покрытия мембранного типа. Удобно спланированные и хорошо организованные помещения оформлены современными материалами - керамикой, стеклом и пластмассой.

Совнаркомовская улица.

Связывает улицы Сумскую и Пушкинскую. Возникла на рубеже XVIII и XIX веков, но основная застройка относится к концу XIX - началу XX века, когда на ней разместилось несколько роскошных частных особняков. Четыре из них построены по проектам академика архитектуры А. Н. Бекетова. В 20-х годах в этих зданиях работали Совет Народных Комиссаров Украины и другие правительственные учреждения молодой Советской республики. Историко-архитектур-ный ансамбль Совнаркомовской улицы (между улицами Чернышевского и Пушкинской) объявлен заповедной зоной. На углу Пушкинской улицы сооружается станция "Совнаркомовская" третьей линии метрополитена.

Совнаркомовская улица, 7.
Административное здание

(арх. Н. Ф. Черноморченко и 3. Д. Юдкевич, 1958)

Монументальное здание, фасады которого выходят на улицы Дзержинского, Совнаркомовскую и Чернышевского, доминирует в окружающей застройке. Сооружено с использованием стен нескольких разновременно построенных домов, разрушенных немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Сложная задача сопряжения частей, отличавшихся по высоте и конфигурации, удачно решена с помощью опоясывающего здание рустованного первого этажа и крупномасштабных ризалитов с восьмигранными колоннами и пилястрами коринфского ордера. Завершает постройку массивный аттик со скульптурным изображением Государственного герба СССР, обрамленного знаменами. На здании установлена мемориальная доска в память о Ф. Э. Дзержинском, который работал здесь с января по апрель 1918 года.

Совнаркомовская улица, 9.
Художественный музей

(бывш. женская воскресная школа X. Д. Алчевской; акад. арх. А. Н. Бекетов, 1896)

Двухэтажная постройка выглядит монументально благодаря высокому цоколю и крупным деталям строгого классического очертания - двухколонному дорическому портику с фронтоном над входом, рустовке стен, карнизу на зубцах.

Совнаркомовская улица, 10.
Дом ученых

(бывш. частный особняк; акад. арх. А. Н. Бекетов, 1900)

Построенный в качестве особняка для семьи Бекетовых, дом был продан автомобильному клубу, который размещался в нем до революции. Асимметричное по композиции здание украшают изысканно прорисованные архитектурные детали и барельефы в духе древнегреческой классики. Парадно оформлены лепкой и живописью интерьеры здания. Сохранились росписи художников М. Р. Пестрикова и М. И. Уварова. Витраж, освещающий деревянную парадную лестницу, выполненный по эскизу А. Н. Бекетова, восстановлен в 1969 году художниками Г. В. Тищенко и А. Ф. Прониным.

Совнаркомовская улица, 11.
Художественный музей

(бывш. частный особняк; акад. арх. А. Н. Бекетов, 1912)

Фасад представительного в два с половиной этажа здания выполнен по традиционной для классицизма симметричной схеме, но с включением декоративных элементов стилей барокко и модерн. Над перекрытым аркой центральным входом размещается большой оконный проем, освещающий парадную лестницу. По бокам окна - каннелюрованные колонны ионического ордера. Над центральным ризалитом возвышаются треугольный фронтон и парапет с двумя полулежащими женскими скульптурами, поддерживающими герб. Стены второго этажа боковых крыльев оформлены аркадой ионического ордера, окна обрамлены цветными керамическими вставками.

С 1922 по 1928 год в здании работал Совет Народных Комиссаров Украины во главе с В. Я. Чубарем, о чем свидетельствует мемориальная доска.


Совнаркомовская улица, 13.
Дворец культуры им. В. И. Ленина
(бывш. частный особняк; акад.арх. Л. Н. Бекетов, 1893)

Здание сооружено в красиво скомпонованных формах барокко. И 1898 году в саду особняка, принадлежавшего прогрессивной общественной деятельнице, педагогу-просветителю X. Д. Алчевской, был установлен памятник Т. Г. Шевченко (ск. Г. О. Беклемишев). Бюст, однако, вскоре был снят по предписанию городских властей.

В 1921 году по инициативе Ф. Э. Дзержинского в здании был организован клуб чекистов. После многократных реконструкций (арх. Н. Ф. Черноморченко) от первоначального вида дома сохранилась лишь выступающая на фасад парадная часть.

В этом доме выступали Ф. Э. Дзержинский (1921 - 1926 годы) и А. С. Макаренко (1927 - 1935 годы). Об атом напоминают мемориальные доски.

Улицы Дзержинского и Чернышевского

Эти улицы проходят параллельно Сумской с восточной стороны. Сформировались они в XIX веке и осваивались, как и Сумская улица, постепенно, в направлении от центра к северу.

Улица Дзержинского начинается от Совнаркомовской улицы и продолжается до площади 1-го Мая. Улица Чернышевского берет начало в зоне Пушкинской улицы, у площади Поэзии, проходит вдоль восточной границы сквера Победы, далее пересекается с улицей Гиршмана (здесь от улицы Чернышевского ответвляется улица Артема) и улицей Веснина. Короткий объединенный отрезок улиц Чернышевского и Артема приводит к площади 1-го Мая. Застроены улицы преимущественно жилыми домами, среди которых вкраплены общественные здания. Фасады домов протянулись вдоль красных линий в ряд без больших разрывов и отступов, поэтому застройка выглядит несколько однообразно. Однако некоторые объекты представляют значительный интерес в архитектурно-художественном отношении.

Улица Дзержинского, 90.
Офтальмологическая больница № 14 им. Л. Л. Гиршмана

(арх. JI. К. Тервен, 1912)

Трехэтажное здание построено для глазной больницы, основанной профессором Л. Л. Гиршманом. Протяженные по горизонтали фасады оформлены в стиле модерн лопатками и четырьмя ризалитами, между которыми расположены высокие узкие окна. Поверхность стен скупо украшена лепными орнаментальными украшениями в виде растительных "сережек". Сдержанный архитектурный облик здания отличается хорошим вкусом.

Улица Дзержинского, 91.
Жилой дом

(арх. В. К. Троценко, В. И. Пушкарев, А. А. Плешков, 1930)

Пятиэтажный секционный жилой дом имеет привлекательный внешний вид и удачную планировку квартир. Сочетание треугольных эркеров с балконами и вертикалями выступающих лестничных клеток придает зданию пластичность. Небольшое количество профилей простого очертания лишает постройку чрезмерной аскетичности, свойственной многим домам, построенным в те же годы в Харькове.

Улица Дзержинского, 92.
Учебный корпус института механизации и электрификации сельского хозяйства

(бывш. здание высших женских курсов; акад. арх, А. Н. Бекетов, 1916)

Монументальное трехэтажное здание в строгих формах русского классицизма с мощными портиками ионического ордера. Сооружение привлекает внимание превосходными пропорциями и совершенством архитектурных форм.

Улица Чернышевского, 14.
Радиотехническая школа ДОСААФ

(бывш. городская усадьба; арх. П. А. Ярославский, 1808; арх. В. Н. Лобачевский, 1814)

Построена в формах русского классицизма. Центральное двухэтажное здание украшено четырехколонным портиком ионического ордера с треугольным фронтоном. По бокам симметрично расположены одноэтажные флигели. Сооружение является редким архитектурным памятником, сохранившим в чистоте русский характер городского усадебного дома начала XIX века.

Улица Чернышевского, 79.
Учебный корпус института искусств

(бывш. здание частной гимназии; арх. В. П. Покровский и П. В. Величко, 1914)

Дом сооружен в ретроспективном варианте стиля модерн с включением элементов готики. Устремленный вверх фасад прямоугольного в плане здания оживляют два эркера трапециевидного сечения, связанные балконами. Объединенные по высоте трех этажей оконные проемы напоминают гигантский витраж, над которым расположен крутой щипец. Динамичность композиции подчеркивает мансардный этаж. Здание украшают гротескные скульптурные детали, среди которых обращают на себя внимание кронштейны под балконом со стилизованными под старину портретными изображениями авторов-архитекторов.

Улица Чернышевского, 96.
Жилой дом

(арх. И. Г. Таранов-Белозеров, М. Л. Мовшович, В. П. Костенко, Б. Н. Добротворский, 1931)

Пятиэтажная часть дома обращена к небольшому скверу со стороны улицы Веснина, а четырехэтажные крылья выходят па улицы Чернышевского и Артема. Их динамичность подчеркивается пилообразным размещением жилых секций. Некоторая тяжеловесность фасадов, решенных в формах конструктивизма, смягчена после замены в 70-х годах глухих бетонных ограждений балконов решетчатыми. В сквере перед зданием установлен памятник подпольщикам и партизанам Харьковщины (ск. Л. Г. Жуковская, Д. Г. Сова, арх. Э. Ю. Черкасов, А. И. Максимепко, 1977). Памятник выполнен в граните в виде спаренного пилона, несущего скульптурные образы.

Улица Чернышевского, 66.
Всесоюзный научно-исследовательский институт литейного машиностроения - ВНИИЛИТМАШ

(бывш. доходный дом; арх. В. Н. Покровский, 1910-1913)

Пятиэтажное здание доминирует по высоте среди окружающей застройки и хорошо просматривается с разных сторон. Оно решено в романтическом варианте стиля модерн. Оригинальная общая композиция с угловым эркером, увенчанным небольшим куполом и шпилем, высокие декоративные щипцы крыши и легкая приставная лоджия придают постройке особую пластичность. Выразительность усиливают светлые лепные декоративные детали, выделяющиеся на темном поле стен.

К началу страницы
Содержание   Центр   Зона Пушкинской улицы