Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации. Александр Лейбфрейд... Харьков: Архитектура, памятника, новостройка.
Александр Лейбфрейд, Владимир Реусов, Алексей Тиц
Харьков: Архитектура, памятника, новостройка. Путеводитель

Центр

Памятники:
  • а - Монумент в честь провозглашения Советской власти на Украине
  • б - Памятник борцам Октябрьской революции
  • в - Памятник Н. А. Тихонову
  • г - Успенский собор, памятник архитектуры XVIII века
Станции метрополитена:
  • а - "Советская"
  • 6 - "Исторический музей"

Условными границами этой части города с востока и юга является река Харьков, с запада - река Лопапь, с севера - Бурсацкий спуск, площадь Советской Украины и улица Короленко. Возвышенная часть мыса, образовавшегося у впадения реки Харькова в Лопапь, называемая Университетской Горкой, опоясана с трех сторон площадями - Советской Украины, Розы Люксембург и Пролетарской. От Университетской Горки к руслам рек идет понижение рельефа. Наиболее сильно оно выражено с западной стороны, где река Лопапь близко подходит к подножию холма.

К старому центру города, где возвышается колокольня Успенского собора, сходятся главные радиальные магистрали- Сумская улица, Московским проспект, улицы Гамарника, Университетская и Свердлова. Все они, кроме Сумской, связаны с заречными районами города мостами. Сегодня старая уличная сеть исторического центра благоустроена и приспособлена для современного транспорта. Снесена часть старых построек па участке от площади Розы Люксембург до Харьковского моста. Большую роль в разгрузке центра играют станции метрополитена, расположенные па площади Советской Украины. Разобщенные в прошлом главные площади слились в непрерывное полукольцо.

Изменили свой облик набережные и мосты. Парадный вид этой части города придают озелененные склоны Университетской Горки, скверы на площади Советской Украины, па стрелке рек Лопани и Харькова.

Вместе с тем современное ядро Харькова во многом сохранило черты трехсотлетней планировочной структуры. Здесь сбереглись интересные творения архитектурной биографии города. Старое и повое слилось в оригинальную мозаику, придав неповторимость историческому центру.

Университетская Горка

Так стала называться древняя часть города в начале XIX века в связи с открытием университета. Планировочная основа Университетской Горки сохранилась: ее территорию с севера па юг пересекают две параллельные улицы-- Университетская и Квитки-Основьяненко.

Формирование этой части города началось еще в 1654-1659 годах. В начале XIX века центр Харькова принял стереотипную схему, "приличествующую" губернскому городу, которая с иронией описана В. А. Соллогубом: "У пас все губернские города похожи друг на друга... Везде одна большая улица, один главный магазин... потом присутственные места, дворянское собрание, аптека, река, площадь, гостиный двор, два или три фонаря, будки и губернаторский дом". В 1805 году в жизни Харькова произошло важное событие: по инициативе В. H. Каразина, известного ученого и общественного деятеля, был открыт университет. Его разместили в казенных домах губернатора и вице-губернатора. Торжественная композиция университетских зданий встречала тех, кто поднимался по Университетской улице к Успенскому собору. Напротив губернаторского дома стоял университетский корпус с актовым залом. Дальше открывалась площадь перед собором, которая являлась композиционным центром этой части города. Вертикали собора противостояло здание присутственных мест. (Сейчас на этом мосте стоит памятник борцам Октябрьской революции). Сооружение здания было начато в 1786 году по проекту Джакомо Кваренги и окончено вчерне через 12 лет с изменениями, внесенными А. Д. Захаровым. В 1853 году дом разобрали и на его месте возвели здание более простой, прямоугольной формы.

После Великой Октябрьской социалистической революции в здании бывших присутственных мест разместился исполком Харьковского Совета рабочих и солдатских депутатов. В 1932-1933 годах здание было перестроено в Дом Красной Армии (арх. А. А. Таций и А. М. Касьянов). Эта постройка, а также возведенный в 1855-1858 годах на месте современного террасного сквера огромный торговый Пассаж были разрушены в 1941-1943 годах немецко-фашистскими захватчиками.

Напротив здания присутственных мест в начале XIX века поднялась колокольня, пристроенная к Успенскому собору, которая завершила объемно-планировочную структуру центра. Рациональные основы русского классицизма получили свое блестящее воплощение в постановке мощной доминанты на пересечении главных улиц города. От площади в северном направлении открывался вид на менее официальную часть Университетской улицы. Почти примыкая к собору, выстроилось каменное каре гостиного ряда, па месте которого во второй половине XIX века появились разнородные постройки, нарушившие единство композиции улицы. Ряды торговых лавок тянулись вдоль ограды Покровского монастыря, за которой возвышались изящные главки сохранившейся поныне Покровской церкви. Рядом с ней поднимался монументальный объем бывшего архиерейского дома (ныне исторический музей). На территории монастыря располагался двухэтажный дом, в котором в XVIII веке помещался центр просвещения Слободской Украины - Харьковский коллегиум (дом не сохранился). В начале XX века университетский ансамбль пополнился новыми зданиями научной библиотеки, городского архива и юридического факультета.

В духе классицизма была выполнена застройка (позже подвергшаяся значительным изменениям) и улицы Квитки-Основьяненко. Въезд на нее с южной стороны был перекрыт аркой, а по обеим сторонам располагались торговые и складские здания, частично сохранившиеся до наших дней. Такова история застройки центра Харькова. Его осмотр лучше всего начать от Бурсацкого спуска, продолжить но Университетской улице до площади Розы Люксембург и в обратном направлении - по улице Квитки-Основьяпепко до площади Советской Украины.

Университетская улица, 5.
Исторический музей

(бывш. ломбард; арх. В. Н. Корнеенко, 1908)

Компактное здание стоит на краю зеленого участка обширной площади Советской Украины. Главный фасад, выходящий на Университетскую улицу, имеет три высоких этажа с богатой пластической отделкой. Кирпичной "узорочье" выполнено по мотивам древнерусской архитектуры. Так называемые псевдорусские детали сочетаются с рациональной структурой здания, рустованным цоколем и метрическим строем больших оконных проемов. Фасады, выходившие в свое время во двор, решены значительно скромнее. Задняя часть постройки со служебными помещениями - пятиэтажная. Скромные оконные проемы без наличников наглядно свидетельствуют о второстепенной роли этой части дома. После реконструкции в здании будет размещен один из отделов исторического музея.

Университетская улица, 4.
Архив научно-технической документации

(бывш. Епархиальное управление; арх. В. X. Немкин, 1892)

Трехэтажное здание выполнено в достаточно чистых формах классицизма. Размещенный па цоколе портик с фронтоном придавал солидность и характерную для своего времени респектабельность. Фасад решен по канонической схеме: с подчеркнуто утяжеленным за счет рустовки цоколем, красивыми наличниками на окнах второго, парадного этажа, центральная часть выделена пилястрами, а углы закреплены рустом.

Университетская улица, 8.
Покровская церковь

(автор неизвестен, 1689; реставрация арх. В. И. Корнеевой, 1970-1985)

Чтобы попасть па подворье бывшего Покровского монастыря, надо пройти под аркой бывших монастырских ворот (арх. В. X. Немкин, конец XIX в.), выполненных в барочных формах и увенчанных изящной главкой. Из нескольких массивных построек взгляд прежде всего выхватывает изящные "восьмерики" Покровской церкви. Уникальный памятник, сооруженный после воссоединения Украины с Россией, воплотил в камне художественные идеалы украинского народа. Мастера органично объединили традиционные формы народного культового зодчества Украины с приемами и деталями русской архитектуры. Типичная для Украины "трехбанная" церковь установлена на характерном для России теплом зимнем храме. Верхняя, холодная церковь окружена галереей - "опасанням" и объединена "гульбищем" с русской шатровой колокольней. Узорные кирпичные наличники в характере московской архитектуры конца XVII века соседствуют стипичными для Украины многопрофильными карнизами с небольшим выносом, пояс прямоугольных впадин дополняется изображением солнца. Поражает гармоничность вырастающих друг из друга объемов, легко возносящихся вверх. Более суровые, тяжеловатые формы отдельно стоящей шатровой колокольни, построенной позже, ассоциируются с крепостной башней.

Университетская улица, 8.
Исторический музей

(бывш. архиерейский дом; автор неизвестен, 1820-1826)

Монументальное симметричное здание - архитектурный памятник периода расцвета русского классицизма. Массивные (в три с половиной этажа), выдвинутые вперед ризалиты, увенчанные треугольными фронтонами, ограничивают пониженную центральную часть здания. Между ризалитами размещена колоннада дорического ордера, поддерживающая террасу на уровне второго этажа. Аналогично решен фасад, занимающий важное место в панораме Клочковских склонов.

Университетская улица, 8.
Областной архив

(арх. В. X. Немкин, конец XIX в.)

Грузное сооружение (бывш. Озерянская церковь) построено в типичных для конца XIX века эклектичных формах "русско-византийского стиля". Здание затеснило расположенную рядом изящную Покровскую церковь и частично закрыло вид на нее с юго-восточной стороны города. Вместе с тем сегодня присутствие этого объема придает красивому силуэту бывших монастырских построек масштаб, необходимый в окружении массовой многоэтажной застройки города.

Университетская улица, 10.
Исторический музей - 1-й корпус

(бывш. здание Жирардовской мануфактуры; арх. В. П. Покровский, 1912)

Небольшое красочное здание с крутой скатной кровлей выделяется в ряду двухэтажных безликих построек. Оно относится к тому периоду, когда шла ломка застывших канонов классической архитектуры. Зодчие искали новые средства художественной выразительности. Сложные очертания карнизов, необычный абрис кровли, затейливый растительный орнамент из керамических плиток, асимметричность фасада, оригинальность деталей - весь необычный облик постройки бросал вызов привычным, устоявшимся вкусам общества, воспитанного на преклонении перед античностью и чистотой исторических стилей.

Университетская улица.
Террасный сквер

(арх. Г. Г. Вегман, И. Я. Жилкин, М. С. Луцкий, А. С. Маяк, 1951-1952)

На этом месте находились строения Старого Пассажа, разрушенные фашистскими оккупантами в годы войны. Во время субботников и воскресников жители Харькова разобрали завалы, очистили землю от обломков разрушенных зданий, посадили экзотические деревья и кустарники, разбили клумбы и дорожки, построили фонтаны. С верхней площадки террасного сквера открываются широкие дали залопанской части города.

Университетская улица, 9.
Жилой дом со встроенным магазином

(арх. Г. Г. Вегман, 1953)

Монументальное пятиэтажное здание протянулось от Спартаковского переулка до колокольни Успенского собора (на месте бывшего гостиного ряда). Построено по частично переработанному проекту повторного применения того же автора, ранее осуществленному в Запорожье. Крупный ритм высоких эркеров отвечает городским просторам, внося современный масштаб в старый центр Харькова. Контраст плоскости стены с пластикой эркеров и лоджий усиливает художественную выразительность.

Университетская улица.
Памятник борцам Октябрьской революции

(арх. Л. В. Гурова, 1957)

На кубе из красного гранита, приподнятом над землей, покоится приспущенное бронзовое знамя. Незыблемость форм, эпическая простота и монументальность олицетворяют вечную память о борцах Великой Октябрьской социалистической революции. Живой караул из елей и берез охраняет огонь Вечной славы у подножия памятника революционерам, отдавшим жизнь за власть Советов. Памятник открыт в дни празднования 40-летия Великого Октября.

Советская площадь.
Успенский собор. Колокольня

(автор неизвестен, 1771-1777). Колокольня (арх. Е. А. Васильев, заканчивал арх. А. А. Тон, 1821-1844)

Существующий ныне Успенский собор - третий по счету, он сменил более ранний (1685-1687), пострадавший от сильного пожара. Каменному собору XVII века в свою очередь предшествовал деревянный храм-o ровесник Харькова. Построен по образцу церкви Климента в Москве. Пластически выразительные архитектурные формы, сочные детали наличников, позолоченные купола несут печать стиля барокко с элементами украинского зодчества. В настоящее время собор отреставрирован (АРМ. В. И. Корнеева). В нем размещен зал органной музыки.

Главенствуя над собором и окружающими постройками, взметнулась вверх колокольня, сооруженная в формах классицизма. Высота ее до основания шпиля 81 метра, диаметр часов (первые часы установлены в 1802 году) - 3,7 метра. Ритм убывающих объемов колокольни хорошо сочетается с уменьшающимися размерами ордера. Словно освобождаясь по мере увеличения высоты от липших деталей и тяжести, устремляется ввысь триумфальный столп, поставленный в память об освобождении России от иноземных захватчиков во время Отечественной войны 1812 года.

Университетская улица, 16.
Украинский заочный политехнический институт - УЗПИ

(бывш. дом губернатора, позднее - главное здание университета; строительство велось по проекту арх. М. Тихменева арх. А. Вильяновым, завершил арх. П. А. Ярославский, 1770-1777).

Дом отмечен изяществом и хорошим вкусом. Тонкий рисунок каннелюрованных ионических пилястр на фоне пластически насыщенной стены, сохраняющей элементы барокко, придают зданию нарядность. Представительность дома усиливал утраченный ныне центральный трехарочный портик, над которым находился большой балкон. Парадность композиции подчеркнута иерархией всех компонентов ансамбля. Скромные, первоначально одноэтажные (ныне двухэтажные) флигели, расчлененные рустовкой, акцептируют внимание на центральном объеме. Монотонность горизонтальных линий дощатого руста прерывается изысканным абрисом симметрично расположенных въездных арок. Декоративные формы ворот подготавливают к восприятию главного, центрального объема - большего по высоте и пластически наиболее выразительного. Любуясь мастерски вкомпонованными в ниши вазами, затейливостью рисунка металлического ограждения над карнизом, отдаешь дань таланту воспитанника Харьковского коллегиума Д. А. Ярославского, основного творца этого архитектурного произведения. Па здании УЗПИ установлены мемориальные доски. Одна сообщает, что с 1802 по 1864 год здесь, в университете учился И. И. Мечников. На второй доске написано: "Место баррикад первого штурма, где 11 (24) октября 1905 года под руководством пролетариата революционное студенчество плечом к плечу с рабочими сражалось против царизма".

Университетская улица, 25.
Двухзальный кинотеатр "Юность"

(бывш. новый корпус университета; арх. К. А. Васильев и И. Вателет, 1823-1831; реконструировал арх. О. Г. Окулич-Казарин, 50-е годы)

Здание вмещало актовый зал, церковь, библиотеку, обсерваторию. Изяществу и тонкости архитектуры бывшего дворца губернатора здесь противопоставлен лаконизм овеянного духом античности шестиколонного ионического портика с фронтоном, приподнятого на широкую лестницу. Колонны его прекрасно читаются на фоне затененной лоджии. Лишенные декоративного убранства стены подчеркивают величавость входа в храм науки. В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, был разрушен венчавший его купол, который придавал сооружению особую торжественность.

По бокам корпуса университета размещались более скромные двухэтажные здания факультетов. В начале XX века их заменили новыми сооружениями. При этом был сохранен первоначальный композиционный строй ансамбля, но укрупнен его архитектурный масштаб.

Университетская улица, 23.
Центральная научная библиотека (филиал) ХГУ им. А. М. Горького

(бывш. библиотека университета; арх. В. В. Величко, 1903)

Здание сохраняет традиции классицизма. Симметричная композиция с входом по центральной оси, закрепление углов ризалитами, выделение цоколя, как и в других постройках, включает здание в классический ансамбль этой части улицы, и только неоренессансные детали говорят о времени его сооружения.

Университетская улица, 21.
Государственный архив г. Харькова

(бывш. архив Харьковского историко-филологического общества; арх. В. В. Величко, 1904-1906)

В архитектуре здания заметен отход от классических доктрин, несколько итальянизированные классические формы утратили чистоту стиля. Не присущая русскому зодчеству каркаспость структуры в сочетании с большими остекленными плоскостями придает этому сооружению индивидуальность и свидетельствует об изменении художественных вкусов в начале XX века. Архитектор добился органичного единства зданий библиотеки и архива. Несмотря на падение рельефа, выдержана общая высота цокольного этажа и карниза, для верхних этажей применен единый по пропорциям ионический ордер, в обоих зданиях использованы одинаковые кронштейны под карнизом. Точное функциональное решение позволяет использовать помещения и сегодня по первоначальному назначению.

Университетская улица, 27.
Учебный корпус УЗПИ

(бывш. юридический факультет университета; арх. В. В. Величко, 1909)

Постройка решена в формах, отражающих дальнейший отход от классицизма. Большой остекленный проем в центре фасада, перекрытый аркой овального очертания, и отдельные детали фасада несут на себе налет модерна. Однако соблюдение одинаковой высоты карниза и верха цоколя с корпусом научной библиотеки помогло сохранить общность композиции застройки.

Улица Квитки-Основьянеико, 12.
Ресторан "Старе місто"

(бывш. торгово-складские помещения; автор неизвестен, сер. XIX в.)

Одноэтажная, огибающая угол постройка с приземистыми арками напоминает старые гостиные дворы. Прерывая ритм аркады, в центре здания когда-то возвышался треугольный фронтон. Угловые части украшены дорическими пилястрами. В 1974 году в старинных сводчатых помещениях разместился ресторан. Интерьер его украшают витражи, гобелены, мебель и посуда, воспроизводящие облик старого Харькова. (Авторы реконструкции арх. Г. Б. Кесслер, при участии арх. П. Г. Чечельницкого; худ. А. А. Бокотей, Г. В. Тищенко, А. Ф. Пронин, Ж. Г. Соловьева, Е. Е. Джолос-Соловьев, Б. С. Романец, Е. М. Яцюк).

Площадь Советской Украины

Возникла вместе с крепостью и первоначально называлась Николаевской. В XVII веке на площади проводились ежегодные ярмарки, в зимнее время она служила местом катания на санях. В начале XIX века с северо-западной части площади были построены здания Дворянского собрания и полицейской части, которые положили начало формированию этой части города каменными постройками - гостиницами, магазинами. На углу площади и Советского переулка (бывш. Шляпный) в 1885 году было построено здание городской думы. Большую часть восточной стороны площади заняли респектабельные здания банков: Торгового, Земельного. Волжско-Камского. Коммерческого. Азовско-Донского и других.

После Великой Октябрьской социалистической революции были реконструированы (арх. А. В. Липецкий) помещения, соседствовавшие с бывшим Дворянским собранием, и создан комплекс, в котором работал Всеукраииский Центральный Исполнительный Комитет - ВУЦИК. В 1935 году в нем разместился первый в Советском Союзе Дворец пионеров и октябрят. В годы временной оккупации Харькова немецко-фашистские захватчики превратили Дворец в руины.

На западной стороне площади были построены в 1925 году здания Нового Пассажа и торговой биржи.

С площадью связаны знаменательные революционные событии. 11-12 (24-25) декабря 1917 года в здании Дворянского собрания состоялся Первый Всеукраинский съезд Советов, провозгласивший создание Украинской Советской Социалистической Республики.


Площадь Советской Украины.
Монумент в честь провозглашения Советской власти на Украине (ск. В. И. Агибалов, Я. И. Рык, М. Ф. Овсянкин; худ. С. Г. Светлорусов; арх. И. А. Алферов, Э. Ю. Черкасов, А. А. Максименко, 1975)

25 декабря 1967 года состоялась закладка памятника, а 4 ноября 1975 года, в канун 58-й годовщины Великого Октября, в торжественной обстановке был открыт Монумент в честь провозглашения Советской власти на Украине. Монолитная скульптурная группа, сплоченная вокруг знамени революции, выполнена из красного гранита. Высота Монумента -18 метров. Его окружают цветы, газоны, фонтаны, дорожки, выложенные гранитными плитами. Историческая площадь, получившая новое название - Советской Украины, приобрела и новый идейно-художественный облик.

Площадь Советской Украины, 28.
Автотранспортный техникум им. С. Орджоникидзе

(бывш. Земельный банк; акад. арх. А. Н. Бекетов, 1896-1898; восстанавливали и реконструировали арх. Г. В. Сихарулидзе и А. Ю. Лейбфрейд, 1952)

Здание как бы закрепляет начало площади со стороны Сумской улицы. Внушительная двухэтажная постройка с большими арочными окнами увенчана каменным фигурным парапетом. Подчеркнуто осевое построение, характерное для классических композиций, высокий рустованный цоколь, усложненный ритм полуколонн второго этажа дополняются богатством лепных деталей.

Площадь Советской Украины, 26.
Дом техники

(бывш. Торговый банк; акад. арх. А. Н. Бекетов, 1898-1899)

Дом техники и предыдущее здание, несмотря на разную этажность, связаны общими по высоте линиями цоколя и карниза. Архитектурное согласие между примкнувшими друг к другу постройками достигается однотипностью богато декорированных фризов и приемом выделения центра. Вместе с тем это здание сохраняет индивидуальность. На его архитектуре заметно влияние западноевропейского модерна. Более мелкий масштаб принят для оконных проемов. Несколько претенциозна средняя часть с большой, в два этажа, декорированной нишей и возвышающимся замысловатым куполом. Во время войны дом был разрушен. При восстановлении (арх. Н. М. Подгорный, 1951) была учтена окружающая застройка. Вместо лопаток с вычурными завершениями фасад украсили пилястры ионического ордера, были убраны некоторые малозначительные детали, устранен разрыв между этим домом и соседним.

Площадь Советской Украины, 24.
Театр кукол им. Н. К. Крупской

(бывш. Волжско-Камский банк; акад. арх. А. Н. Бекетов, 1906-1907; реконструировали арх. Б. Г. Клейн и Е. А. Любомилова, 1968)

На этот раз академик архитектуры А. Н. Бекетов не стремился объединить новое произведение с ранее построенными. Центральная часть фланкирована широкими пилонами, которые завершаются символическими рельефами с включением ростр (носовая часть корабля). Волнообразный карниз с яркой мозаичной вставкой акцептирует центр. Оригинальность декоративных форм, свойственная модерну, заметна и в необычном пластическом убранстве пилястр. Приспособление здания банка под театр кукол вызвало его перепланировку. Витражи, панно, чеканка из меди, декоративное озеленение интерьеров придали помещениям праздничный характер (худ. А. М. Щеглов, И. И. Мицкевичуте, В. И. Маяцкий, Ю. Б. Брезвин). На фасаде - панно со стилизованными фигурками детей (худ. А. М. Щеглов).

Площадь Советской Украины, 22.
Центральная сберегательная касса

(бывш. Санкт-Петербургский международный коммерческий банк; арх. В. В. Величко, 1910-1913)

Здание выполнено под влиянием стиля ренессанс. Солидно, внушая доверие вкладчикам банка, выглядели ионические колонны из естественного камня по бокам главного входа. Представительный вид имеет круглый вестибюль со сводом, покрытым орнаментальным рельефом. Впечатляет двухсветный операционный зал. Широкий балкон опирается на резные консоли, которые зрительно поддерживают мощные атланты. Полированные ограждения балкона с позолоченными деталями, мраморный пол, плафон, окруженный лепными кессонами и кронштейнами, довершали впечатление значимости сооружения.

Площадь Советской Украины, 20.
Жилой дом

(арх. В. П. Костенко, Е. П. Пономарева, 1955)

На угловом участке в начале Пушкинской улицы, где ранее размещалась разрушенная в годы войны гостиница "Красная" (бывш. "Метрополь"), сейчас находится многоэтажный жилой дом. Здание умело включено в застройку с помощью согласованных горизонтальных членений и продолжения линий витрин первого этажа.

Площадь Советской Украины, 18.
Факультет физического воспитания ХГПИ им. Г. С. Сковороды

(бывш. Азоеско-Донской банк; арх. Ф. П. Лидваль, 1913-1914)

Застройку восточной стороны площади за подземным переходом продолжает здание пединститута. В этой постройке сохранена классическая основа композиции, в которую внесены черты распространенного в начале XX века модерна: широкие вертикальные членения, заканчивающиеся стилизованными капителями; большие стеклянные плоскости окон между пилястрами.

От этого здания, смыкаясь в общий нейтральный фон, протянулись до начала Московского проспекта менее примечательные дома № 16, 14, 12. Несколько выделяется обилием стилизованных пластических деталей дом № 14 (Центральный лекторий общества "Знание"). Здание возведено в 1896 году академиком архитектуры А. Н. Бекетовым и перестроено в 1915 году гражданским инженером Л. К. Тервеном.

Наиболее ранней постройкой (1849 год) в этой части площади является угловой дом № 12. В 1900 году его надстроили и реконструировали по проекту архитектора Б. Г. Михаловского (работы проводились под наблюдением архитектора М. И. Ловцова). Трехэтажный объем с круглым эркером и вычурной башенкой на углу отмечает начало Московского проспекта.

Площадь Советской Украины, 13.
Институт искусств им. И. П. Котляревского

(бывш. Товарная биржа; арх. А. В. Липецкий, 1925)

Постройка относится к тому времени, когда советские архитекторы искали новые формы идейно-художественной направленности в архитектуре. Для здания характерны подчеркнуто крупный руст цоколя, упрощенная форма вертикальных членений, асимметричность и живописность. Над парапетом возвышалась утраченная ныне скульптурная композиция рабочего, стоящего у штурвала, и паровоза. Угловая, словно игрушечная, башенка выполняла свою градостроительную роль, замыкая перспективу Сумской улицы.

Площадь Советской Украины, 11.
Институт искусств им. И. П. Котляревского

(бывш. доходный дом; предположительно арх. В. Г. Михаловский, 1900)

Разделяя постройки начального периода советской архитектуры - институт искусств и универмаг "Детский мир", - возвышается многоэтажный дом, в первом этаже которого разместился фирменный кондитерский магазин. В прошлом трехэтажное нарядное здание надстроено в тех же архитектурных формах (арх. II. 3. Крупно, 1929). Колонны с усложненными капителями па рустованных пьедесталах, вычурные кронштейны, богато декорированные наличники, картуш и другие барочно-ренессансные детали, претендующие на показную красоту, подчеркивают по контрасту новаторский характер соседних построек.

Площадь Советской Украины, 9.
Универмаг "Детский мир"

(бывш. Новый Пассаж; арх. А. В. Липецкий при участии М. Ф. Пискунова, 1925)

Строительство здания было начато до революции и продолжено в 20-х годах по конкурсному проекту архитектора А. В. Липецкого. Зодчий построил композицию на ритме вертикальных линий и уступчатых окопных обрамлений, объединяющих три верхних этажа. Не стремясь согласовать геометрические формы Пассажа с рядом стоящим зданием, А. В. Линецкий однако связал их горизонтальными членениями на уровне цоколя и третьего этажа.

Площадь Советской Украины, 7.
Городской Совет народных депутатов

(арх. Б. Г. Михаловский, 1885; реконструкция арх. В. К. Троценко, В. И. Пушкарева, В. Н. Пети, 1931-1932; восстановление и реконструкция - арх. В. П. Костенко, Ю. И. Чеботарев, инж. В. Н. Харламов, 1947-1954)

В первой пятилетке проводилась коренная реконструкция площади и перестраивалось здание бывшей городской думы под исполком Харьковского городского Совета депутатов трудящихся. Во время фашистской оккупации здание сгорело. Остались лишь оплавленные изуродованные стены. Зодчие создали по сути новое архитектурное произведение, стремясь не только выявить образ государственного учреждения, но и выразить его национальную принадлежность. Авторы усилили значение башнеобразного монументального объема на углу Советского переулка, воскрешая в памяти башни средневековых ратуш и магистратов. Ярус верхней части решен в традициях народного зодчества, чему помогают обелиски на углах башни, ажурный парапет и узорные рельефные ленты, включающие элементы украинского орнамента. Здание горсовета выделяется среди других построек. Эффектно воспринимается его башня с Московского проспекта. Ее статичные формы подчеркивают динамизм колокольни Успенского собора.

Мемориальная доска, укрепленная на фасаде, рассказывает, что на площади перед зданием в 1919 году погиб в боях за власть Советов экипаж броневика "Артем" артброневого батальона дивизии специального назначения при Совнаркоме УССР. На другой доске написано, что в 1941 году здесь размещался городской штаб народного ополчения.

Площадь Советской Украины, 1.
Дворец труда

(бывш. доходный дом Всероссийского страхового общества "Россия"; арх. И. А. Претро, 1914-1916)

Здание выполнено в стиле неоклассицизма. Монументальность ему придают тяжелые, несколько суровые фасады, где установлены на кронштейнах аллегорические фигуры. Торжественность постройки подчеркивает двухэтажный арочный проезд с красивой решеткой. Здесь работают областные советы профсоюзов, курсы ВЦСПС и правления научно-технических обществ.

Площадь Советской Украины, 2/4.
Жилой дом

(арх. П. И. Арешкин, 1954-1967)

Семиэтажный жилой дом со встроенными магазинами, занимает квартал между площадью, Московским проспектом и переулками Короленко и Армянским. Стройная угловая башня со шпилем выполняет роль "архитектурного шарниpa", ориентируя пространство в сторону площади Розы Люксембург. Монументальный дом противостоит Дворцу труда, не споря с ним, подчеркивает своей живописностью его официальный характер.

Площадь Розы Люксембург

Площадь возникла во второй половине XVII века и в разное время называлась Лобной, Народной, Торговой. На ней проводились Покровская и Успенская ярмарки. Достопримечательностями площади являлись почтовый двор на юго-восточном углу Университетской улицы, рядом с ним - верстовой столб и лобное место. В XIX веке площадь застроили одно- и двухэтажными зданиями преимущественно торгового назначения, среди которых выделялся большой дом купца Павлова (отсюда еще одно название площади - Павловская), в котором позже находилась гостиница. Этот дом был разрушен в годы Великой Отечественной войны. Сегодняшнее название площадь носит с 1919 года в память о Розе Люксембург - одном из основателей Компартии Германии.

Площадь Розы Люксембург, 5.
Жилой дом со встроенными магазинами

(арх. В. П. Костенко, В. Г. Клейн, Н. В. Згурская, 1955)

Между улицами Квитки-Основьяненко и Университетской расположен соизмеримый по масштабу с Дворцом труда и взаимосвязанный с его высотою девятиэтажный жилой дом. Ризалиты фиксируют углы здания, а высокая арка подчеркивает его центр. Группы балконов закрепляют симметричную композицию. Высокий рустованный цоколь подчеркивает массивность постройки. Обилие орнаментальной пластики дополняет представительный облик дома.

Площадь Розы Люксембург, 1/3.
Центральный универмаг

(арх. М. Л. Мовшович, 1954)

На западном углу площади, на месте частных торговых лавок был построен первый в Харькове небольшой универмаг (арх. А. В. Липецкий, 1933). В конце 30-х годов его расширили за счет смежного здания и достроили до Университетской улицы (арх. П. И. Фролов). Четкий строй монолитного железобетонного каркаса новых частей постройки и ажурные металло-стеклянные элементы старого здания были объединены в лишенное декоративных деталей сооружение, отражавшее его общественное назначение. В годы фашистской оккупации универмаг был разрушен. При восстановлении фасаду придали черты архитектуры, характерные для 50-х годов. Каркасную структуру заменил метрический строй ордерных форм. Плоскость стены на всю высоту расчленена могучими пилястрами со свободно трактованными капителями коринфского типа. Раскрепованный антаблемент с тематическими картушами завершен общим карнизом. Три участка стены между пилястрами расчленили по вертикали строенные огромные арки, которые поддерживаются трехчетвертными коринфскими колоннами. К сожалению, боковой фасад универмага с угловой башней, входящий на Пролетарскую площадь, не получил задуманного завершения.

Площадь Розы Люксембург, 10.
Областная контора Стройбанка и магазины
(бывш. Купеческий банк и гостиница "Астория"; арх. И. В. Васильев, А. И. Ржепишевский, 1910-1913)

Одно из первых в городе многоэтажных зданий с железобетонным каркасом. В нижних этажах огромного сооружения размещался Купеческий банк, в средних - конторские помещения, в верхних - гостиница. Авторы необычного для старого Харькова здания искали новые пути в архитектуре, стремясь создать оригинальное произведение. Необычный ритм полукруглых эркеров разной высоты, ограниченный косыми линиями огромного щипца, своеобразный абрис кровли с мансардой, мощь грубо околотых гранитных квадров придают сооружению романтический характер. Художественную выразительность постройки подчеркивают и прекрасно выполненные крупные маски над дверями, мощные атланты и необычные фигуры по бокам входов. В этой постройке прекрасно сочетаются новизна конструкции с архаизмом скульптурных деталей, рационализм применения эркеров со сложностью их форм, тектоничность общей структуры стен, облицованных в нижних частях камнем, с декоративностью фигур, поддерживающих края балконов, материальность каменной стены с ажурной конструкцией подносного козырька над главным входом.

Площадь Розы Люксембург, 4.
Жилой дом с почтовым отделением

(бывш. Крестьянский дом; арх. В. Н. Корнеенко, 1912)

Учитывал назначение постройки, архитектор придал фасадам черты украинского зодчества: скошенные углы оконных проемов, народный орнамент. На фронтоне в нише помещен Т. Г. Шевченко. К сожалению, фасады во время ремонтов утратили часть интересных архитектурных фрагментов.

Пролетарская площадь

Когда то здесь шумел многоголосый Лопанский базар. На склопах Университетской Горки лепились домики, ниже стоили ряды лавок и харчевен, вдоль берега Лопани тянулись амбары вперемежку с кабаками. Пожар 1835 года уничтожил все деревянные постройки, базар с площади убрали. В середине XIX века под Университетской Горкой выстроили каменный корпус - Сергиевский ряд, и площадь стала называться Сергиевской. Параллельно берегу Лопани расположился Московский ряд, а в 1875 году по соседству с Сергиевским рядом по проекту С. И. Загоскина поднялось торговое здание, на втором этаже которого разместился городской промышленно-художественный музей. Вдоль южной части набережной в 1898 году были построены каменные магазины-павильоны (акад. арх. А. Н. Бекетов), к которым примыкал круглый балаган с панорамой "Голгофа". В начале XX века это здание было приспособлено для кинотеатра. Эта застройка не сохранилась: все здания на площади были уничтожены немецко-фашистскими захватчиками.

С Пролетарской площади (названа так в 1932 году) открывается Университетская Горка. На ее склоне возвышается памятник архитектуры 30-х годов - химический корпус Украинского заочного политехнического института (бывш. новый химический корпус университета; арх. С. М. Кравец). Здание в стиле конструктивизма лишено декоративных деталей. Его композиция построена на противопоставлении горизонтального объема с лентами окон глухому выпуклому торцу сводной аудитории, объемы разделены остекленной вертикалью лестничной клетки.

Монументальная лестница, ведущая на Университетскую Горку, замыкает перспективу улицы Свердлова. Она построена в 1957 году (арх. Б. Г. Клейн и И. И. Приходько) на месте старых лестниц, которые неоднократно перестраивались.

Левее лестницы, раскрываясь по мере движения к спуску Халтурина, предстает во всей триумфальной красе колокольня Успенского собора. Дальше, за зелеными уступами каскадного сквера, виден утонченный силуэт Покровской церкви. За ней вдали просматривается величественный абрис нового здания университета и Госпром.

Пролетарская площадь.
Памятник П. А. Тихонову

(ск. И. М. Рукавишников, арх. Г. М. Макаревич, 1985)

Бронзовый бюст уроженца Харькова дважды Героя Социалистического Труда Н. А. Тихонова установлен на гранитном пьедестале в центре выложенной каменными плитами площадки в окружении зелени.

Улицы, окружающие центральные площади с юга и востока

Территория, расположенная к югу от площади Розы Люксембург до берега реки Харьков - Подол, начала застраиваться в конце XVII - начале XVIII века. Под прикрытием укреплений острога возводились скромные глинобитные постройки, крытые соломой хаты. В начало XVIII века новый район обнесли валом и рвом, поставили деревянную Троицкую церковь, которую затем заменили каменной. До составления регулярных планов Харькова основной улицей Подола была Сенная (ныне Кооперативная), застроенная с двух сторон лавками и кузнечными рядами. От нее расходились в разные стороны, согласуясь с природными условиями, криволинейные улочки и тупиковые переулки. В 1762 году значительная часть Подола была уничтожена пожаром, кузнечные ряды вывели в более безопасное место, на окраину Подола, где начала формироваться и поныне существующая Кузнечная улица.

Позже, при плановой застройке Харькова, Сенная и Кузнечная улицы были соединены прямолинейными переулками. Университетская улица и Подольский переулок (ныне улица Гамарника) вышли к набережной.

Ныне три моста связывают Подол с восточной и южной частями города. Чтобы представить себе, как выглядел Харьков до Великой Октябрьской социалистической революции, можно пройти по Лопанскому, Соляниковскому переулкам, Кузнечной улице, где немало любопытных старых построек, сохранивших черты провинциального классицизма. Кое-где уцелели металлические навесы над входами, кованые решетки балконов, галерейные дома с внутренними дворами. На Кузнечной улице, 26, интерес представляет бывшее культовое здание, решенное в архитектурных формах, характерных для классицизма (арх. Б. С. Покровский, 1893). Застройка улицы Гамарника (бывш. Подольский переулок) может служить примером эклектичной архитектуры старого Харькова. Рядом стоят двухэтажный дом в формах неоренессанса (№ 17) и четырехэтажное здание с грубыми примитивными деталями модерна (№ 15). По соседству с ними - двухэтажный дом с классическими деталями из кирпича (№ 13), а дальше - скромная постройка всего на три окна (№ 11-А). Историко-художественный интерес представляет дом № 8 на углу улиц Гамарника и Кузнечной. Это местный вариант "образцовых" домов первой половины XIX века. Фасады здания отличаются тонкой прорисовкой архитектурных деталей классического характера.

Кооперативная улица сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны, в настоящее время представляет собой конгломерат разнохарактерных построек: бывшие торговые дома, особняки перемежаются современными многоэтажными зданиями.

Кооперативная улица, 10.
Гидрометеорологический техникум

(бывш. здание Общества взаимного кредита мелких промышленников; арх. И. И. Загоскин, 1912-1915)

Фасад, выходящий на Кооперативную улицу, решен строго симметрично, что отвечает положению дома между улицей Гамарника и Плетневским переулком. Впечатление устойчивости сооружения создают высокий массивный цокольный этаж и горизонтальные членения на уровне третьего этажа. На монументальном основании возвышается шестиколонный портик упрощенного дорического ордера, завершенный величественным фронтоном. Ряд пилястр портика замыкается расширенными столбами-пилонами, придающими особую импозантность композиции. Общая стилевая строгость несколько нарушается скругленными углами здания.

Кооперативная улица, 12.
"Харьковэнерго"

(арх. Д. Р. Торубаров, 30-е годы)

Управление энергосистемы "Харьковэнерго" размещается в солидном четырехэтажном здании (частично надстроено в 60-х годах до пяти этажей). Впечатление статичности сооружению придают членения по высоте на две части: нижние два этажа объединены плоскими арочными нишами, верхние - пилястрами ионического ордера. Закругленный угол с входом по улице Гамарника акцентирован трехчетвертными колоннами. Вход с Кооперативной улицы подчеркнут четырехколонным портиком с фронтоном.

Кооперативная улица, 24 и 26.
Жилые дома

(бывш. заезжие дома; предположительно арх. А. А. Тон, первая половина XIX в.)

Очень близкие по композиции и стилю два здания выполнены в формах русского классицизма, по "образцовым" проектам. Несмотря на искажение профилей и потерю ряда пластических деталей, от скромных, расположенных на рустованном цоколе двухэтажных домиков с плоскими пилястрами и традиционным фронтоном веет уютом и покоем. Эта часть Кооперативной улицы, застроенная двух- и трехэтажными домами, сохраняет относительно цельный в архитектурном отношении образ Харькова первой половины XIX века.

Кооперативная улица ведет к Харьковскому мосту, перед которым сливается с Московским проспектом. В 1980 году завершилась начатая еще в 1945 году пробивка повой прямой широкой магистрали, связавшей предмостную площадь с площадью Розы Люксембург. Пробивка прошла между Кооперативной улицей и началом Московского проспекта. Перспектива, образовавшаяся трехлучевой композицией расходящихся веером улиц, эффектно замыкается в западном направлении башней горсовета, Успенским собором, башней жилого дома № 2/4 па площади Советской Украины и зданием Дворца труда.

Московский проспект

Бывшая Московская улица - одна из старейших в городе. Такое название получила, потому что начиналась от крепостных ворот Московской башни и вела в сторону Москвы. Еще в начале XIX века на Московской улице было лишь несколько каменных зданий. Нижние, болотистые участки застраивались значительно позже. В 1837 году часть улицы до Харьковского моста была замощена булыжником, для пешеходов сделаны тротуары.

Участок северной стороны проспекта застроен разнохарактерными зданиями.

Московский проспект, 3.
Жилой дом

(арх. Д. Р. Торубаров, В. С. Донской, 1952)

Угол дома, выходящий в переулок Короленко, срезан и завершен декоративным щипцом в характере украинской архитектуры XVIII века. Стремление придать зданию национальный колорит заметно в мелкой орнаментальной обработке лопаток верхних этажей и других деталях. Учитывая небольшую ширину Московского проспекта в этом месте, авторы применили мансардный этаж. Его живописный силуэт, окна, врезанные в скат крыши, лоджии придают зданию индивидуальный облик.

Московский проспект, 5.
Жилой дом

(арх. Е. А. Любомилова, 1954)

Пятиэтажный дом имеет более скромные архитектурные формы, чем предыдущий, но оба здания композиционно связаны между собой. Повторяется тема рустованного двухэтажного цоколя, карниз дома N° 5 соответствует горизонтальному членению дома № 3. Повторен и прием среза угловой части, которая обработана напластованными лопатками. Балконы объединены орнаментальным обрамлением с элементами украинского декора.

На этой стороне улицы интерес представляет дом № 9 на углу Слесарного переулка, к сожалению, весьма измененный большими витринами в первом этаже. Прежде этот двухэтажный дом с парадным строем каннелированных пилястр ионического ордера на всю высоту здания производил внушительное впечатление. Два ряда пилястр с крупными волютами (спиралевидные завитки) сходятся к закругленному углу, на котором в свое время выступал ажурный металлический балкон. Есть предположения, что это оригинальное сооружение относится к началу XIX века, ко времени творчества известного архитектора П. А. Ярославского.

Московский проспект, 27.
Жилой дом

(арх. П. И. Русинов, Я. И. Лившиц, 1956)

Повышенная, семиэтажная центральная часть дома акцентирует внимание на пространстве площади перед Харьковским мостом. По неосуществленному замыслу авторов на противоположной стороне площади должен был размещаться аналогичный по объему корпус для создания симметричной композиции. Углы пятиэтажных крыльев дома завершены выступами в виде эркеров. Ритм вертикальных полос создается за счет сближения балконов и завершения их по вертикали лоджиями. По оси симметрии расположен арочный проезд, отвечающий оконным проемам лучковой формы. Нижний этаж и обрамления витрин выполнены в штукатурке под каменную облицовку, выше поверхность стен облицована керамической плиткой, напоминающей кладку из тесаного камня. Угловые выступы и два верхних этажа украшены пилястрами.

Восточная часть дома тянется вдоль набережной более чем на квартал. Проезд на улицу Короленко перекрыт массивной аркой высотой в три этажа с пониженными проходами по бокам. Архитектура этой части дома построена на ритме объединенных в группы массивных пилястр в трех нижних этажах, на которых располагаются более легкие пилястры двух верхних этажей.

Московский проспект, 10 и 12.
Харьковское отделение Всесоюзного государственного проектного института - Атомтеплоэлектропроект

(№ 12 - арх. В. Векслер, 1953; № 10 - арх. В. М. Кваша, 1954)

Здание протянулось вдоль южной стороны проспекта от переулка Короленко до площади перед Харьковским мостом. Его четырехэтажная часть выполнена с соблюдением принципов композиции классической архитектуры, но с упрощенными деталями. Построенная годом позже пятиэтажная часть сохраняет тот же принцип: выделен центр и закреплены углы. Два нижних этажа выполнены в крупной рустовке из штукатурки. Вход подчеркнут тремя большими арочными обрамлениями, охватившими окопные проемы первого и второго этажей. Здание завершается карнизом на кронштейнах. Необычная деталь его - спаренные окна, разделенные бетонной колонной. Общий лаконизм форм и некоторая официальность соответствуют назначению постройки.

Улица Короленко.

Наиболее старые постройки относятся к началу XIX века. В настоящее время улица находится в стадии реконструкции. В застройке нижней части ее, до переулка Короленко, столкнулись разные эпохи и стили. Начинают галерею архитектурных образов удачный по пропорциям и художественной лаконичности четырехэтажный жилой дом № 25, в котором размещается общежитие, и дом № 23, где находится строительное управление. На противоположной стороне стоит двухэтажный особняк (№ 20) с изящными нестандартными наличниками, орнаментированными в классических формах. Архитектурную пластику особняка подчеркивает его шестиэтажный сосед с грубоватыми деталями в стиле модерн (бывш. доходный дом; арх. Б. Н. Корнеенко, 1912). Продолжают линию улицы два объединенных под № 14 двухэтажных здания. Беспокойные, эклектичные формы первого жилого дома мало отвечают сдержанной архитектуре второго, выполненного в так называемом "кирпичном классицизме". В нижней части нечетной стороны улицы выделяется четырехэтажный дом № 19 в формах конструктивного модерна с декоративными вставками под карнизом из глазурованной плитки (арх. Н. С. Дранников, 1912).

Переулок Короленко, 10.
Жилой дом

(бывш. доходный дом; арх. М. Г. Диканский, нач. XX в.)

Переулок связывает улицы Кооперативную и Короленко. Здесь выделяется небольшой по протяженности пятиэтажный дом в стиле модерн. Сдержанные формы нижней части здания, предназначенной для торговых и конторских помещений, в верхних этажах приобретают своеобразный характер. Выпуклые поверхности эркеров, необычные лопатки, завершающиеся выразительными рельефными масками "восточных мудрецов", трехлопастные арочные оконные проемы, орнаментальные вставки из синей майолики свидетельствуют о незаурядной фантазии автора.

Переулок Короленко, 18.
Государственная научная библиотека им. В. Г. Короленко

(главное здание - акад. арх. Л. Н. Бекетов, построено под наблюдением арх. В. В. Величко, 1891-1901)

Старое здание библиотеки сооружено в ренессансных формах. Над главным входом со стороны переулка Короленко на втором этаже помещается читальный зал, который освещается большими арочными окнами с красивыми обрамлениями - архивольтами, расположенными между пилястрами ионического ордера. Интерьеры парадных помещений решены с применением классических деталей. В 1930 году к зданию было пристроено со стороны улицы Короленко новое книгохранилище (арх. Э. Л. Гамзе). Разрушенные в годы войны здания библиотеки и книгохранилища восстановлены в первоначальном виде. В 1970-1979 годах со стороны Слесарного переулка сооружено новое тринадцатиэтажное книгохранилище и пятиэтажный корпус с читальными залами. Вдоль переулка Короленко в уровень со старым зданием возведены служебные помещения, между которыми устроен проезд во двор. Башнеобразному объему книгохранилища приданы для стройности вертикальные членения, а рифленая поверхность его стен облицована инкерманским камнем. К сожалению, массивный объем книгохранилища накладывается на сложившийся силуэт центральной части города, ухудшая его очертания.

В старом здании библиотеки 14 декабря 1913 года выступал В. В. Маяковский, о чем напоминает мемориальная доска.

К началу страницы
Содержание   От автором. Харьков в прошлом сегодня   Зона Сумской улицы