Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Журналы, газеты, блоги
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации. Александр Лейбфрейд... Харьков: Архитектура, памятника, новостройка.
Александр Лейбфрейд, Владимир Реусов, Алексей Тиц
Харьков: Архитектура, памятника, новостройка. Путеводитель

От авторов

В путеводителе обобщены сведения об истории застройки Харькова, о примечательных архитектурных сооружениях города разных периодов.

Читателям предлагается девять маршрутов по архитектурным достопримечательностям различных зон города. Зоны определены в соответствии с географическими условиями, исторически сложившейся планировочной структурой Харькова, направлением его основных транспортных путей. Первый маршрут проходит по центральной части города, где сохранились особо ценные памятники архитектуры. Три следующие экскурсии пролегли по территории между реками Харьковом и Лопанью, в пределах которой выделены зоны, тяготеющие к Сумской и Пушкинской улицам, а также к площади Дзержинского и проспекту Ленина. В отдельные маршруты вошли зона Московского проспекта и Салтовский жилой массив. Экскурсия по южной зоне включает проспект Гагарина и улицу Октябрьской Революции. Замыкает круг (см. общую схему города) маршрут по западной части города, композиционной осью которой является улица Свердлова. Завершает книгу экскурсия по станциям Харьковского метрополитена.

В понятие "архитектурный объект" авторы включили не только отдельные здания и комплексы, по и историко-культурные памятники, ансамбли отдельных улиц и площадей, сады, парки, скверы, мосты, станции метро, жилые массивы и микрорайоны, представляющие наиболее значительный градостроительный интерес. Большая часть описываемых объектов является памятниками архитектуры. Их в Харькове насчитывается около 500.

Каждому архитектурному объекту предпосланы сведения о нынешнем и первоначальном его назначении, фамилии архитекторов и дата создания.

Издание снабжено схемами, на которых цифрами обозначены адреса описываемых объектов, а строчными буквами алфавита - памятники, парки и станции метрополитена. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся архитектурой Харькова, а также на многочисленных гостей города и туристов. Она может быть полезна студентам вузов, учащимся техникумов, профессионально-технических училищ соответствующего профиля.

Харьков в прошлом и сегодня

Первые документальные сведения о возникновении Харькова относятся к середине XVII века, когда освободительная война украинского народа завершилась в 1654 году воссоединением его с братским русским народом. На большой территории, названной Слободской Украиной, один за другим возникали укрепленные пункты. Основанные украинскими переселенцами и русскими служилыми людьми, они защищали южные границы Русского государства от врагов. Тогда и был основан Харьков на возвышенном плато водораздела рек Харькова и Лопани. Огражденное водой, болотами и лесом место оказалось удобным для строительства сторожевого пункта. 28 марта 1656 года назначенному воеводой Харькова Воину Селифонтову было поручено "городовое строение". Вокруг населенного пункта поднялись дубовые стены с десятью башнями. Крепость опоясали вал и ров. Крепостные строения - приказная изба, конюшня, амбары, церковь, небольшие жилые деревянные дома - располагались на территории современной Университетской Горки. Стены крепости протянулись вдоль нынешнего Спартаковского переулка - на севере, площади Советской Украины - па востоке, площади Розы Люксембург - на юге и по краю берегового откоса - на западе. Внутри крепости параллельно берегу Лопани прошла главная дорога - будущая Университетская улица. Крепость связали с соседними населенными пунктами дороги, которые определили места городских ворот и наметили направления будущих улиц. В северо-восточной части крепости возвышалась Московская проезжая башня. На современную площадь Розы Люксембург выводили Чугуевские ворота. К реке спускались через Лопанскую проезжую башню по нынешнему спуску Халтурина. В 1660-1662 годах крепость дополнительно укрепили острогом с южной стороны (ныне на этом месте находится площадь Розы Люксембург.)

Город-крепость получил разрешение проводить ежегодные ярмарки и еженедельные торги. Вскоре Харьков стал торгово-ремесленным центром Слободской Украины. Под защиту крепостных стен стекались ремесленники и крестьяне. На удобных для ведения приусадебного хозяйства участках земли возникали слободы, появлялись жилища и вдоль дорог. Застройка концентрировалась в основном вокруг крепости и на прибрежных участках рек Лопани и Харькова. Сходившиеся к базарным площадям дороги послужили основой для формирования первых улиц: Московской, Сумской, Змиевской (проспект Гагарина), Полтавской, позже называвшейся Екатеринославской (ныне улица Свердлова) и других. Между сбегавшимися к крепости улицами находились незастроенные участки - левады, как их называли жители. За полстолетия новый город разросся, и к началу XVIII века крепость уже была окружена слободами. Рубленые дома и хаты-мазанки плотно заполнили участки между острогом и рекой Харьковом, образуя новый район - Подол. Память об этом торгово-ремесленном районе сохранилась в старых названиях улиц и переулков (Сенная и Кузнечная улицы, Слесарный и Подольский переулки). Перешагнула застройка и через реки Лопань и Харьков, дойдя па западе до теперешней Дмитриевской улицы, на востоке - до нынешних площадей Руднева и Фейербаха, па севере - до современной Театральной площади.

Формировавшаяся планировочная структура города органично связывалась с рельефом и природными условиями. Дороги огибали болотистые места и озера (на территории города было девять озер), жилые домики взбирались па возвышенные участки, а церкви ставились на самых видных местах. Центр города, окруженный кольцом степ и башен, увенчал каменный объем Покровского, а позже - Успенского соборов. Соблюдая иерархию, расположились вокруг крепости приходские храмы, композиционно организуя примыкавшую к ней застройку. Замыкая перспективу дорог и наметившихся улиц, поднимаясь над рядовой застройкой, ярусные храмы и стройные колокольни служили ориентиром и помогали разобраться в сложившейся сетке улиц, переулков и тупиков.

Первые попытки архитектурного осмысления и регулирования застройки Харькова относятся к XVIII столетию. Наиболее ранний из известных топографических планов города относится к 1742 году. Этот план фиксирует сложившуюся планировку и укреплении полкового города. К описанной картине Харькова добавляется полевое укрепление (люнет), которое защищало крепость с наиболее доступной для нападения северной стороны. Земляные рвы и валы протянулись от Лопани до роки Харькова по линии современных переулка Кравцова, Театральной площади и Театрального переулка. Имелись земляные укрепления па границах захарьковской и залопанской частей города. На плане показаны также слободы Клочковка и Ивановка, село Основа. На первом топографическом плане просматривается радиальная схема будущего Харькова.

Строительство по разработанным генеральным планам знаменует новый этап развития Харькова, связанный с утратой им военного и усилением административно-хозяйственного значения. В 1765 году город получает статус губернского, а в 1780 году становится центром Харьковского наместничества.

Перестройка аппарата управления, рост кустарно-ремесленного производства и торговли способствовали развитию городов. Быстро росло их население, расширялась территория. Чтобы как-то упорядочить строительство, сенат издал специальный указ, запрещавший неплановую застройку городов.

Опытные архитекторы "Комиссии о каменном строении С.-Петербурга и Москвы" разработали в 17G7 году проект застройки Харькова. Составитель плана, как предполагают зодчий А. В. Квасов, основное впимание уделил центру города. Планировка территории бывшей крепости получила регулярный геометрический характер. Основной магистралью стала нынешняя Университетская улица, вдоль которой выстроились главные здания губернского города. План, составленный без привязки к местности, без учета исторического развития города, не был полностью реализован. Заслуга авторов в том, что они определили сохранившуюся и поныне схему центральной части города. Дальнейшая застройка Харькова была тесно связана с открытием в 1768 году при коллегиуме Покровского монастыря "прибавочных классов", в которых подготавливались будущие архитекторы и землемеры. Харьковский коллегиум был крупным учебным центром, предвестником университета, в стенах которого преподавали выдающиеся ученые, в том числе Г. С. Сковорода. Через десять лет Харьков уже располагал своими архитектурными кадрами, прошедшими дополнительную стажировку в Москве, у крупнейшего зодчего России В. И. Баженова. Это - П. Ярославский, М. Калиновский, П. Горленко.

П. А. Ярославский был назначен в 1780 году на должность харьковского губернского архитектора и занимал ее в течение почти тридцати лет. При его непосредственном участии в 1785 году был разработан план разбивки Харькова, который послужил исходным материалом для дальнейшего развития планировочной структуры города. Он закрепил историческую радиальную планировку, определил основную сетку улиц западных и северных районов города, а также наметил характер застройки захарьковской стороны. Регулярная система уличной сети органично согласовывалась с рельефом местности, учитывала сложившуюся застройку. Реальные основы планировки способствовали ее успешному осуществлению, основные принципы ее сохранились до нашего времени.

В 1787 году П. А. Ярославский с помощниками изготовляет еще один план "Губернскому городу Харькову с пригородными слободами", уточняющий и развивающий основные положения предыдущей схемы. План Харькова, выполненный местными зодчими, а также "Топографическое описание Харьковского наместничества", изданное в 1788 году, позволяют достаточно хорошо представить город конца XVIII века. Территориально он делился па три части: город, или внутренняя крепость с примкнувшим к нему предместьем, залопанская часть и захарьковский район. В Харькове к этому времени насчитывалось 1532 двора. Население города составляло "5338 душ мужского пола и 5405 душ женского". Город развивался в основном в восточном и западном направлениях. На востоке его ограничивала Конная площадь (ныне площадь Восстания), на западе - Архиерейская левада (район современной Привокзальной площади). В этом направлении сформировались пригородные слободы - Немышлян-ская, Афанасовка, Довгалевка.

Через Лопань был сооружен каменный "о трех сводах" мост, соединивший центр с Екатеринославской (ныне Свердлова) улицей. На захарьковскую сторону переезжали по мосту, находившемуся в том же месте, где сейчас расположен Харьковский. В центре было сосредоточено основное количество каменных зданий. Некоторые "партикулярные" дома были обложены кирпичом.

Вокруг крепости образовались площади, окруженные лавками. На площади Поэзии и поныне стоит "каменный запасный хлебный казенный магазин" (памятник архитектуры XVIII столетия), привлекая внимание своей монументальностью и лаконизмом архитектурных форм. На территории бывших подгородных слобод возводились усадьбы харьковской знати. Домами купцов и чиновников застраивалась главная улица залопанской части города - Екатеринославская. Ее начало было отмечено двумя обелисками и триумфальной аркой. Основным пространственным ориентиром при въезде в город с запада служила деревянная трехглавая Дмитриевская церковь, возвышавшаяся на месте нынешнего кинотеатра "Спорт".

Регулировалась застройка и захарьковского района. За пределами земляных укреплений образовались площади, где проходили торги. На Вознесенской площади (ныне площадь Фейербаха) и на соседней - Михайловской (ныне Руднева) стояли церкви. Высотные доминанты окружали приземистые лавки, одноэтажные, в большинстве глинобитные обывательские дома. Самым крупным зданием в этом районе был почтовый дом. Его каменный корпус выходил на набережную рядом с Харьковским мостом (современная территория индустриального техникума). Город утопал в садах, на свободных землях зеленели огороды, посреди дворов, словно нахлобученные шапки, торчали соломенные крыши, приусадебные участки сливались с пахотными землями. Большинство жителей занималось земледелием.

К середине XIX века социальный состав Харькова резко изменился. Возросло количество ремесленников и торговцев (земледелием занималось всего 18 процентов населения). В городе появились медеплавильные и металлообрабатывающие мастерские, в 1835 году - чугунолитейный завод Федотова. Увеличилось число небольших ремесленных производств, которые к концу столетия занимали уже целые улицы - Коцарскую (коц -ковер), Чеботарскую (чеботари - обувщики) и другие. Город превратился в крупный торговый центр Российской империи, чему способствовало его выгодное географическое положение. Основные торговые пути из Москвы, Петербурга и Киева в Крым, на Кавказ и Ближний Восток проходили через Харьков. Строились новые торговые помещения, надстраивались старые гостиные дворы. Дух торгашества проникал и за стены монастырей. Вдоль ограды Покровского монастыря по Университетской улице выстроился ряд монастырских лавок, а внизу, заслоняя реку Ло-пань, поднялись складские сооружения. Меняли свой облик и центральные улицы. В нижних этажах двух- и трехэтажных купеческих домов появились магазины и конторы. Большим событием в общественной и культурной жизни Харькова было открытие 17 января 1805 года первого на Левобережной Украине университета. Город стал средоточием крупных научных и культурных сил. Была создана типография, начали издаваться журналы и книги, открылась публичная библиотека. При университете функционировала обсерватория, на окраине города закладывался ботанический сад. По проектам видных архитекторов России (Е. А. Васильева, А. А. Тона) возводились в Харькове общественные и жилые здания, многие из которых украшают город и поныне. Однако внешний вид города с многочисленными хатами, немощными пыльными улицами, случайной в большей части застройкой не соответствовал его значимости. В 1837 году на Харьков было распространено "Положение об устройстве губернских городов", создан Строительный комитет и введена должность городского архитектора. Застройка и благоустройство города проводились по принятому через год "Плану губернского города Харькова с его окрестностями". Не меняя сложившейся планировочной структуры города, план наметил застройку пригородных слобод, вошедших в его новые границы.

Строительный комитет строго регламентировал застройку. На каждое здание требовалась его санкция. Возводить дома разрешалось лишь по "образцовым" проектам, главные улицы застраивать каменными зданиями. "Образцовые" (типовые) проекты разрабатывались в XVIII-XIX веках в Петербурге крупнейшими зодчими - А. В. Квасовым, А. Д. Захаровым, Л. И. Руска, В. П. Стасовым и другими. Проекты рассылались по всей стране и способствовали регулярной застройке городов, особенно в провинции, где не было квалифицированных архитекторов.

Центральная часть Харькова упорядочивалась, на главных улицах ставились, как правило, двух- и трехэтажные дома в формах классицизма по "образцовым" проектам, что придавало им художественно-архитектурное единство. Использование античной ордерной системы, рациональность, простота, ясность, нормативность художественных принципов, геометрическая закономерность объемно-пространственной структуры, ее стремление к гармонической законченности отвечали своему времени, когда рушились экономические, социальные, политические устои феодально-крепостнической системы.

В Харькове в форме классицизма построено немало зданий. В их числе кинотеатр "Юность" на Университетской улице (бывш. здание университета), машиностроительный техникум на Московском проспекте (бывш. мужская гимназия), дом по улице Чернышевского, где находится школа ДОСААФ (бывш. городской усадебный дом), жилой дом на Рымарской улице, построенный по "образцовому" проекту, и другие.

К середине XIX века каждый седьмой дом города уже был каменным. Особенно значительным стало строительство после реформы 1861 года. Обезземеленное крестьянство покидало деревни и тянулось в город на заработки, пополняя армию пролетариата. Освобожденный от феодальных пут капитализм укреплял свои позиции. Железные дороги пересекали страну, стальные нити дотягивались и до Харькова. На левадах и пахотных землях возникали крупные промышленные предприятия - паровозостроительный завод (ныне завод транспортного машиностроения им. В. А. Малышева), завод Гельферих-Саде (ныне моторостроительный завод "Серп и молот"), завод "Всеобщей электрической компании" - ВЭК (ныне электромеханический) и другие. В начале XX века количество предприятий в Харькове, связанных с машиностроением и металлообработкой, превысило полторы сотни.

Расширялась сеть коммерческих предприятий, достигали огромных размеров денежные операции, росли торговые обороты, возникали акционерные общества, в том числе и иностранные. Население губернского города за сорок пореформенных лет выросло в четыре раза, и к началу XX века составило 200 тысяч человек. Город стал крупнейшим промышленно-торговым центром юга России.

В разных концах Харькова возникали новые поселки, втискивались в гущу малоэтажной застройки доходные дома. Было отменено обязательное применение "образцовых" фасадов. В пестрой, разноликой, подчас претенциозной застройке проявлялись вкусы буржуазии. Многоэтажные доходные дома одевались в "архитектурные одежды", взятые напрокат из архива исторических стилей.

В области архитектуры, как и в других областях жизни, сталкивались старые убеждения и новые воззрения. На смену государственному стилю классицизма пришли стилизаторство и эклектическое использование разнообразных исторических стилей и художественных направлений, связанных с формировавшейся буржуазной идеологией. Зодчие в своем творчество использовали весь арсенал исторических форм, накопленных человечеством. Старые художественные стили снова появились на архитектурной сцене с приставками "нео", "псевдо" или без них - "неоренессанс", "псевдоготика", "русско-византийский" стиль...

Примером являются жилой дом по улице Свердлова, 22 (бывш. доходный дом), здание школы № 1 по улице Дарвина, 13 (бывш. особняк), корпус института культуры на Бурсацком спуске, 4 (бывш. бурса), здание института механизации и электрификации сельского хозяйства на Московском проспекте, 45 (бывш. реальное училище) и другие. На рубеже XX века в эклектическую смесь всевозможных архитектурных форм вливаются постройки стиля модерн. Модерн, восставший против рутины и исторического шаблона, явился предтечей новой архитектуры. Используя возможности строительной техники, смело применяя металл, железобетон и стекло, лидеры модерна шли по пути создания самобытных, основанных на индивидуальных представлениях архитектурных форм. Призывая идти в ногу с техническим прогрессом, зодчие создавали оригинальные формы, порой однако противоречившие принципам рационального производства. Типичными представителями стиля модерн в архитектуре служат жилой дом по Пушкинской улице, 19 (бывш. доходный дом), здание исторического музея по Университетской улице, 8 (бывш. мануфактурный магазин) и другие. Кризис самодержавия, идейные шатания интеллигенции, общий идеологический разброд отразились в поисках новых стилистических форм и архитектурной мозаике предреволюционной застройки. Градостроительные планы тех лот не содержали оригинальных архитектурно-планировочных идей и не могли управлять стихийным характером роста города. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции Харьков занимал десять тысяч гектаров, а его население достигало 370 тысяч человек. Жилые кварталы северной части города дотянулись до современного парка имени А. М. Горького. Застройка Пушкинской улицы подходила почти к нынешней улице Веснина. Особенно бурно застраивались восточные окраины Харькова, где формировался промышленный район. Одноэтажные поселки тянулись вдоль нынешнего Московского проспекта до электромеханического завода. На юге город слился с бывшим селом Основой и включил в свои границы Новоселовку. На западе продолжали застраиваться склоны Холодной Горы и Лысой Горы.

Громады многоэтажных домов, поднимавшиеся в различных случайных местах, нарушали складывавшуюся ранее логичную объемно-пространственную структуру города, искажали силуэт Харькова.

Несмотря на многие исторически обусловленные недостатки в застройке, конец XIX - начало XX века оставили значительный след в архитектуре Харькова. В городе появились здания неизвестного дотоле назначения. Окружая бывшую крепость, выстроились шеренгой банки, громады зданий акционерных и страховых обществ, раскрылись двери иностранных концессий, засверкали витрины модных и богатых магазинов, ресторанов. Сооружались многоэтажные, многоквартирные дома, оборудованные центральным отоплением, водопроводом и канализацией, лифтами. Впервые применялись новые виды конструкций из металла, железобетона и стекла, высококачественные отделочные материалы. Среди зелени Журавлевских склонов вытянулись учебные корпуса и жилые дома практического технологического института. Было построено коммерческое училище, возведен комплекс Медицинского общества с бактериологическим институтом. На окраинах вырастали новые корпуса производственных предприятий.

В то время в Харькове работали многие талантливые архитекторы, главным образом воспитанники Академии художеств и Петербургского института гражданских инженеров. В каменную летопись города вписали славные страницы академик архитектуры А. Н. Бекетов, архитекторы В. В. Величко, А. М. Гинзбург, братья С. И. и И. И. Загоскины, М. И. Ловцов, Б. Г. Михаловский, В. X. Немкин, В. Н. Покровский, А. И. Ржепишевский, В. А. Эстрович и другие. Большой вклад в архитектуру города внесли произведения известных петербургских зодчих - Н. В. Васильева, Н. Н. Веревкина, Р. Р.

Генрихсена, Р. П. Голенищева, А. И. Дмитриева, Ф. П. Лидваля, И. А. Претро.

Центр города резко контрастировал с окраинами, подчеркивая классовое, социальное неравенство его жителей. По улицам центра в 1882 году покатились вагончики конной железной дороги - "конки". Годом раньше начала действовать первая линия водопровода, а в 1897 году вступила в строй электростанция. В 1906 году по центральным улицам и площадям пролегли первые трамвайные маршруты. Зеленых насаждений общего пользования в городе было немного. За вход на территорию Университетского сада надо было платить. В городе имелось только три памятника - А. С. Пушкину, Н. В. Гоголю и основателю университета В. Н. Каразину. Победа Великого Октября возвестила начало новой эры в истории человечества. В ночь на 9 декабря 1917 года харьковские рабочие и революционные солдаты взяли власть в свои руки, а 11-12 (24-25) декабря Первый Всеукраинский съезд Советов провозгласил Украину Советской Социалистической Республикой. С 1917 по 1934 год Харьков был столицей Советской Украины.

После социалистической революции перед архитекторами встали новые задачи - восстановление и перестройка городов на новой, социалистической основе. В условиях разрухи и голода в 1921 году в Москве обсуждались вопросы оздоровления населенных пунктов, проблемы градостроительства. В сентябре 1922 года был утвержден проект расширения городской черты Харькова до 16 тысяч гектаров.

Прошлое города и его будущее, трудности первых советских лет и светлые перспективы, классические традиции и архитектурное новаторство, реальные возможности и окрыленные мечты переплетались в творческих поисках зодчих. На художественном фронте сталкивались проверенные столетиями классические доктрины и новые функционально-конструктивные концепции, которые базировались на научно-техническом мышлении и проповедовали эстетику технического рационализма. Различным проявлениям историзма в архитектуре, творчеству на основе архитектурного наследия противопоставлялись принципы функционализма и конструктивизма (формообразования, вытекавшие из назначения зданий и их конструктивной структуры). В ряды архитекторов старшего поколения, активно включившихся в строительство социалистического Харькова, влились талантливые воспитанники харьковской советской архитектурной школы - В. С. Андреев, И. И. Богомолов, А. М. Касьянов, В. П. Костенко, Е. А. Лимарь,, М. Л. Мовшович, Б. И. Приймак, В. И. Пушкарев, П. И. Фролов, Г. А. Яновицкий и многие другие.

Были созданы мощные проектные организации - Харьковское отделение Промстройпроекта, Укргорстройпроект и другие. Открылись инженерно-строительный институт и институт инженеров коммунального строительства. В бурные годы становления советской архитектуры закладывались основы генерального плана Харькова. Огромная работа по сбору исходных данных, их обработке и анализу проводилась в Гипрограде УССР под руководством профессора А. Л. Эйнгорна и архитектора А. М. Касьянова. "Проект социалистической реконструкции и планировки г. Харькова" после широкого общественного обсуждения был утвержден и вступил в силу в 1938 году. Составители плана стремились разместить жилые районы будущего Харькова в наиболее здоровых возвышенных частях территории, создать функционально-рациональную планировочную систему. Были намечены пять основных жилых районов. Территория старого Харькова вошла в центральный район, расширение которого намечалось за счет Павлова Поля. Червонозаводский район должен был развиваться в сторону Салтовки. В 1930 году началось жилое строительство в районе Лосева и Основы. Районы Холодной Горы и Новой Баварии подлежали реконструкции.

Основные фабричные площадки дореволюционного Харькова сохранялись, а новая промышленность концентрировалась в восточной пригородной зоне.

Старая радиальная сетка нешироких улиц в центре не могла обеспечить нормальное движение транспорта в городе, протянувшемся с запада на восток на 20 километров. Поэтому генеральным планом предусматривались кольцевые, секущие и обходные магистрали, которые напрямую связывали бы все районы, минуя центр.

Сложнейшие технико-экономические проблемы развития города не заслоняли художественно-образные задачи застройки площадей и улиц. Далекие планы и широкие замыслы переплетались с решением первоочередных задач. В городе строилось все больше и больше капитальных общественных и жилых зданий. Был создан новый общественный центр города - площадь Дзержинского, в окружении которого возник крупный жилой район.

Район тракторного завода превратился в социалистический город с укрупненными жилыми кварталами и развитой системой культурно-бытового обслуживания населения. На бывших рабочих окраинах зажгли огни Дворец культуры железнодорожников и Краснозаводский театр. Открылись двери рабочих клубов - строителей, печатников, текстильщиков, пищевиков. Харьковская детвора получила в подарок первый в Советском Союзе Дворец пионеров и октябрят. В 1935 году в саду имени Т. Г. Шевченко был установлен монумент великому Кобзарю.

Огромное внимание уделялось озеленению города. К 1941 году площадь зеленых насаждений общего пользования достигла 475 гектаров и составила 5,3 квадратных метра на одного жителя. Город рос. Его население к 1941 году превысило 900 тысяч человек.

Архитектура Харькова вписала памятные страницы в летопись советского зодчества предвоенных лет. Мирный созидательный труд советских людей был прерван вероломным нападением немецко-фашистских захватчиков на нашу Родину. Неизмеримые горе и страдания, жертвы и разрушения принесла фашистская оккупация. Сотни тысяч харьковчан были расстреляны или вывезены на принудительные работы в Германию. В руинах лежали бывшие промышленные корпуса, электростанции, железнодорожный вокзал, мосты, было уничтожено более полутора миллионов квадратных метров жилой площади.

Многие прекрасные общественные здания уже нельзя было восстановить - Дворец пионеров, Дом Красной Армии, Старый Пассаж, музей имени Г. С. Сковороды, вокзал и другие. Материальный ущерб, причиненный городу и области, составил 33,5 миллиарда рублей. Некоторые западные эксперты предсказывали, что па восстановление Харькова потребуется не менее 50 лет. Но уже к началу 1944 года в Горпроекте под руководством главного архитектора города А. М. Касьянова была закончена схема нового генерального плана реконструкции Харькова. При этом особое внимание уделялось превращению радиальной структуры города в радиально-кольцевую. Эта первая послевоенная схема после ее доработки была одобрена в 1945 году правительством УССР. Генеральный план включал вынужденный в то время отвод территорий на окраинах города под индивидуальную застройку, что создало затруднения в развитии города сегодня. Не было возможности в тяжелые послевоенные годы проводить застройку главных магистралей Харькова с радикальным их расширением. "Штучное" строительство многоэтажных зданий на место разрушенных закрепляло несоответствующую современным требованиям ширину улиц. Несмотря на это, схема 1945 года выполнила свои функции и способствовала планомерному восстановлению города и обеспечению населения жильем.

Архитектура послевоенных лет продолжала стилевую направленность предвоенного периода. Общая установка на использование всего прогрессивного в архитектурном наследии дополнялась триумфальными нотами, стремлением увековечить торжество подвига и героизм советского народа, одержавшего великую Победу.

В архитектурных формах широко применялась орнаментальная пластика, символические образы Победы, предпочтение отдавалось парадным вертикальным композициям и национальным мотивам. Таковы здания Южного вокзала, крупного жилого дома с башней на площади Советской Украины, обкома Компартии Украины и другие. Подобный архитектурный облип приобрели и многие общественные здания в процессе их восстановления: университет на площади Дзержинского, гостиница "Харьков", Центральный универмаг и другие.

Уже в конце сороковых годов стало ясно, что путь возведения зданий по индивидуальным проектам не позволит решить в короткие сроки проблемы массового жилищно-гражданского строительства. В 1957 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О развитии жилищного строительства в СССР", направленное на скорейшее обеспечение трудящихся жильем.

В области строительства произошел перелом. Страна твердо стала на путь индустриализации строительства на базе типовых проектов. Возникла необходимость пересмотра градостроительных принципов формирования городской среды. В 1959 году Харьковский филиал Гипрограда получил задание составить новый генеральный план Харькова. В соответствии с этим планом город делился па восемь производственно-селитебных планировочных районов, намечались новые территории массового жилищного строительства на свободных территориях в виде крупных жилых массивов. Началась застройка Павлова Поля, Селекционной Станции (зона "А") и Орджоникидзевского района. Изменился характер застройки. Вместо квартальной планировки применялось микрорайонирование. Разомкнулся строй фасадной застройки вдоль улиц, получила распространение свободная планировка. Разделение транспортных и пешеходных путей помогло улучшить санитарно-гигиенические условия проживания людей, снизить стоимость строительства.

Архитектура жилых и общественных зданий тех лет очень скромна, что связано с гигантскими масштабами заводского домостроения. С позиций сегодняшнего дня она часто подвергается критике. Однако следует иметь в виду, что это был невероятный количественный скачок, претворение в жизнь лозунга: "Каждой семье - отдельную квартиру!" Сейчас в густо озелененных микрорайонах Павлова Поля со свободно расположенными зданиями и системой взаимосвязанных пространств присутствует уют, свойственный жилым образованиям.

В 1963-1965 годах были разработаны проекты детальных планировок районов Левады, площади Восстания и проспекта Гагарина. Но из-за необходимости сноса старого жилого фонда эти районы не могли решить задачу резкого увеличения жилплощади. Усложнилась и транспортная проблема. Радиальная планировочная структура города тормозила развитие транспорта.

В 1964 году Харьковпроект разработал технико-экономические основы развития Харькова до 1980 года (утверждены в 1967 году). Впервые вопрос планировочной структуры города решался с учетом всей системы расселения в Харьковской области, позволившей выявить экономические и культурные связи областного центра.

В течение восьмой - одиннадцатой пятилеток генеральный план успешно претворялся в жизнь: промышленные предприятия размещались в малых и средних городах области; территориальное развитие Харькова шло в северо-западном, северо-восточном и юго-восточном направлениях; новое жилищное строительство осуществлялось в основном на свободных территориях. Выли застроены зона "Б" Селекционной Станции и Салтовский жилой массив. Завершается формирование Алексеевскою жилого массива, ведется строительство па Холодной Горе, в районе Рогани... Большую роль в обеспечении широкого строительства играют мощные предприятия по выпуску сборных железобетонных конструкций и крупнопанельного домостроения. Это позволило снизить стоимость строительства и сократить сроки возведения домов. Один из крупнейших в нашей стране ордена "Знак Почета" домостроительный комбинат № 1 изготавливает, монтирует и сдает в эксплуатацию каждый год свыше 600 тысяч квадратных метров жилья, две-три школы, несколько детских дошкольных учреждений. Предприятие освоило выпуск девяти-, двенадцати- и шестнадцатиэтажных домов различных модификаций, совместно с проектными и научно-исследовательскими институтами ведет работу по совершенствованию объемно-планировочных и конструктивных решений жилых домов, повышению архитектурно-художественного уровня и комфортности застройки. Город обогатился интересными общественными зданиями и сооружениями. В зеленый массив сада имени Т. Г. Шевченко вписался киноконцертный зал "Украина", на Красношкольной набережной поднялось здание нового цирка, вошел в строй один из лучших плавательных бассейнов Украины - "Спартак". Гостиница "Мир" дополнила силуэт Павлова Поля. Возвышается над окружающей застройкой объем Центра научно-технической информации. Органично вписался в застройку пластичный комплекс Дома политического просвещения. На 242,5 метра поднялась новая телевизионная башня...

В разные годы в городе созданы замечательные объекты садово-паркового искусства с ценнейшими коллекциями древесно-кустарниковых пород. Это - Ботанический сад, сад имени Т. Г. Шевченко, парк культуры и отдыха имени А. М. Горького и другие. К услугам харьковчан сегодня - 31 парк, пять садов, 150 скверов и бульваров. На одного жителя города приходится 15,5 квадратных метра зелени. Памятники, обелиски, мемориалы увековечили многие важные исторические события. На площади Советской Украины воздвигнут величественный Монумент в честь провозглашения Советской власти на Украине. В Лесопарке сооружен Мемориальный комплекс Славы в память о бессмертном подвиге советских людей, павших в борьбе с фашизмом.

За большие успехи, достигнутые трудящимися в хозяйственном и культурном строительстве, а также за мужество и отвагу, проявленные ими в годы Великой Отечественной войны, Харьков награжден в декабре 1970 года орденом Ленина, а в августе 1983 года - орденом Октябрьской Революции.

На развитии народного хозяйства Харькова благоприятно сказываются хорошие физико-географические условия, непосредственная близость угольно-металлургической базы Донбасса и Приднепровья, бассейна Курской магнитной аномалии, удобные транспортные связи с важнейшими экономическими районами страны, наличие высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров, а также развитой научной базы. Харьков - крупнейший научный центр Украины. Здесь работают 180 научных, проектных и конструкторских организаций, 21 высшее учебное заведение. В городе насчитывается более 200 промышленных предприятий, создано свыше 50 производственных объединений. Ежегодно промышленность города выпускает валовой продукции более чем на семь миллиардов рублей. Основным направлением промышленности города является машиностроение. Харьковские предприятия выпускают оборудование для атомных и гидроэлектростанций, энергонасыщенные тракторы Т-150, металлорежущие станки, авиалайнеры, велосипеды, кондиционеры, телевизоры, подшипники. Значительный удельный вес занимают радиоэлектронные и электротехнические отрасли промышленности, а также предприятия легкой и пищевой промышленности. Продукция харьковских предприятий известна во всех уголках нашей страны и в 69 зарубежных государствах.

Харьков - один из крупнейших транспортных узлов страны. По объему пассажирских железнодорожных перевозок город занимает третье место в СССР. С десятками городов Харьков связан авиалиниями и автобусными маршрутами. В марте 1982 года в Харькове родился полуторамиллионный житель. Высокий уровень индустриального развития обусловил особенность социальной структуры населения: на промышленных предприятиях города работает около 450 тысяч человек.

Быстрое развитие промышленности и рост населения вызвали высокие темпы жилищного строительства, особенно в последнее десятилетие. Жилой фонд города составляет 22,2 миллиона квадратных метров.

Сегодня Харьков развивается по генеральному плану, разработанному в 1983-1984 годах институтом Харьковпроект на период до 2005 года. Работа выполнена на основе анализа предыдущих генеральных планов, глубокого научного прогноза развития Харькова и передовых достижений градостроительной науки.

Генеральным планом намечается дальнейшее развитие промышленного потенциала города с увеличением объема валовой продукции более чем в два раза в основном за счет роста производительности труда. Общий объем нового жилищного строительства к 2000 году составит 17,2 миллиона квадратных метров. В среднем па одного жителя будет приходиться 18 квадратных метров жилья. Будут полностью реконструированы районы Левады, Журавлевки, Холодной Горы и Павловки. Это позволит не расширять территорию города за счет сельскохозяйственных земель.

Дальнейшие преобразования намечаются в центральной части города. Сумская улица со временем потеряет значение транспортной магистрали и превратится в пешеходную улицу. Она соединит старый центр города с новым: от площади Советской Украины до площади Дзержинского протянется единый общегородской центр.

Уплотнение городской среды, ликвидация старой малоэтажной застройки, создание целостного облика города, повышение его художественной выразительности - магистральные направления нового генерального плана. Большое внимание уделено охране памятников истории и культуры, сочетанию старой и новой застройки, способствующей созданию индивидуального облика Харькова.

Значительно улучшит архитектурное лицо города обводнение рек. Дальнейшее благоустройство, очистка рек и водоемов, создание зон отдыха и лугопарков улучшат микроклимат, придадут живописность и своеобразие жилым микрорайонам.

Огромный город требует постоянно совершенствовать внутригородские транспортные связи. Ежедневно трамваи, троллейбусы, автобусы перевозят более двух миллионов пассажиров, 630 тысяч человек пользуются услугами метро. Преобразование исторически сложившейся транспортной системы в радиально-кольцевую позволит создать три магистральных кольца. Первое опояшет расширенную центральную часть города, второе будет создано из взаимопересекающихся магистралей, связывающих районы за пределами центра. Третье магистральное кольцо - окружная дорога. Удобную и быструю связь между районами города обеспечат вторая и третья линии метрополитена (общая протяженность трех линий составит 44 километра), магистрали с непрерывным движением и развязками транспортных потоков в разных уровнях.

Перед жителями третьего тысячелетия Харьков предстанет обновленным, еще более красивым и удобным для проживания.

К началу страницы
Содержание  Центр