Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Илья Голосов
1. "Архитектура СССР", 1933, № 1. - С. 23. Вернуться в текст


1. ГОДЫ УЧЕБЫ. ПЕРВЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

  Еще студентом я чувствовал склонность к римской архитектуре и отрицательно относился к менее строгим архитектурным формам.

И. ГОЛОСОВ

И. А. Голосов.
Илья Александрович Голосов родился 19 июля 1883 г. в Москве в семье священника. После окончания начальной школы отец намеревался отдать И. Голосова и его старшего брата, впоследствии известного советского архитектора П. Голосова, в духовное училище. Однако оба брата категорически воспротивились желанию отца и заявили, что будут поступать в художественное училище. Отец был очень недоволен сделанным сыновьями выбором своего жизненного пути, однако не стал им мешать. Он заявил, что если они настаивают на своем выборе, то пусть пробуют поступить в художественное училище - это их личное дело, препятствовать он им не будет, но и помогать не намерен. Братья упорно готовились и в 1898 г. были приняты в Московское Строгановское художественно-промышленное училище.

И. Голосов прошел в Строгановском училище полный курс обучения (8 классов) и в 1907 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1912 г. со званием архитектора.

Еще будучи студентом, а также в первое время после завершения учебы, И. Голосов работал в качестве помощника у ряда московских архитекторов и художников: Л. Брайловского, И.Кузнецова, А.Иванова, С. Соловьева, А. Щусева, И. Грабаря и др. Наряду с архитектурным проектированием он занимается в эти годы обмерами памятников архитектуры и оформляет их графически для "Истории русского искусства" И. Грабаря и для журнала "Старые годы".

Студенческий проект, 1911. Музей 1812 года. План второго этажа.
Студенческие проекты И. Голосова отражают господствовавший тогда метод преподавания, который преследовал цель дать будущему архитектору профессиональные навыки работы в различных "стилях". Он создает проекты и в классике, и в модерне, и в "русском", и в византийском стилях. Это и жилые дома, и церкви, и общественные здания. Среди них выделяется выполненный в 1911 г. проект музея Отечественной войны 1812 года, представлявший собой грандиозное сооружение, решенное в суховатой классике.

Стилевая направленность этого проекта не была случайной. Это не было одно из очередных заданий на проработку "стиля". И. Голосов в процессе обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества постепенно все больше внимания уделяет классике, что отражало общий в те годы процесс переориентации многих архитекторов с поисков в духе модерна на освоение классики. На последних курсах училища, - писал позднее И. Голосов, - я работал исключительно "в классике" - в римском стиле, так как царивший в то время стиль "модерн" и другие исторические стили не возбуждали во мне интереса1.

Студенческий проект, 1911. Музей 1812 года. Фасад, фрагмент (вариант).

Студенческий проект, 1911. Интерьер в классическом стиле. Особняк Зимина в г. Киржаче, 1912. Перспектива.

Первые самостоятельные проекты И. Голосова, выполненные в предреволюционные годы, отличаются стилевым разнообразием. По его проектам в этот период было построено несколько особняков, среди которых наибольший интерес представляют особняк Зимина в Киржаче (1912) и особняк Зуева в Москве (1913). И. Голосов проектирует также доходные дома, церкви.

И. А. Голосов в годы первой мировой войны. Особняк Зуева в Москве. 1913. Перспектива.

Доходный дом в Москве (совместно с П. Голосовым). Конкурсный проект, 1914. Фасад, план. Церковь. Проект, 1916. Фасад.

Деревянная церковь. Проект, 1916. Перспектива, фасады, план, разрез.

В 1914 г. в связи с началом первой мировой войны И. Голосов был мобилизован в армию и до 1917 г. работал в области строительства различных сооружений для тыловых частей. Его проекты для этих сооружений резко отличаются от выполнявшихся им до этого студенческих, заказных и конкурсных проектов. Вместо тщательной проработки архитектурно-декоративных деталей фасада, представлявшего собой, как правило, грамотную стилизацию на заданную тему, в этих утилитарных сооружениях главное внимание он обращает на экономичность, легкость и функциональную целесообразность конструктивных элементов.

К началу страницы
Оглавление    Введение  2. От неоклассики к символико-романтическим поискам