Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 45. - С. 381. Вернуться в текст
2. Там же. - С. 731. Вернуться в текст
3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1954. - Ч. 1. - С. 452. Вернуться в текст
4. Из истории советской архитектуры 1917-1925 гг.: Документы и - материалы. - М., 1963. - С. 134-135. Вернуться в текст
5. Жизнь искусства. - Петроград, от 23 мая 1919 г. Вернуться в текст


Глава 5. Рабочие клубы и избы-читальни - проблема формирования новой социалистической культуры

1. Типы рабочих клубов

С первых же лет советской власти большое внимание уделялось осуществлению культурной революции, которая рассматривалась как составная часть общего плана построения социализма в стране.

Отвечая тем, кто считал невозможным построить социализм в недостаточно культурной стране, В. Ленин писал в январе 1923 г.: "Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры.., то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы"1

В качестве важнейших очагов распространения новой социалистической культуры рассматривались возникшие уже вп ервые послереволюционные годы во многих городах и селениях рабочие и сельские клубы, избы-читальни, красные уголки, народные дома и т. д. В них видели важнейшие центры и агитационно-массовой работы, и повышения культурного уровня трудящихся, и организации досуга широких слоев населения. В принятой VIII съездом партии (1919) программе ставилась задача "организации возможно более богатой сети Народных домов"2. Только за первые два года советской власти было открыто 7 тысяч народных домов (клубов) и 12 тысяч новых библиотек. На XII съезде партии было подчеркнуто, что клубы должны стать "центрами массовой пропаганды и развития творческих способностей рабочего класса"3.

Первые рабочие клубы размещались в бывших дворцах и особняках, причем часто они являлись составной частью таких характерных для первых лет советской власти комплексных типов жилых и общественных зданий, как Дом-коммуна и Дворец труда (так, в Петрограде в 1918 г. в здании бывшего Благородного собрания открылся Дворец пролетарской культуры, а в бывшем Ксенинском институте - Дворец труда). Уже тогда возникли четыре основных разновидности рабочего клуба, ориентировавшиеся на различные связи (общественные контакты во внерабочее время) между жителями города. Они различались прежде всего тем, что обслуживали различные коллективы: бытовой (общение по принципу соседства - такие клубы были связаны с домами-коммунами), производственный (клубы при предприятиях), профессиональный (клубы отраслевых профсоюзов), территориальный (районные или городские клубы местных советов).

Районные или городские клубы (Дома культуры, Дворцы культуры) были наиболее развитым по программе и значительным по размерам типом рабочего клуба. Их формирование начиналось с разработки в послереволюционные годы таких комплексных типов культурно-общественных зданий, как первые Дворцы труда или Дворцы рабочих.

Л. Ильин. Дворец рабочих в Петрограде. Конкурсный проект. 1919. Фасад Конкурсные проекты Народного дома имени В. И. Ленина в Иваново-Вознесенске. 1924. A. Удапенков и И. Безруков (перспектива)

Конкурсные проекты Народного дома имени В. И. Ленина в Иваново-Вознесенске. 1924. B. Кринский и А. Рухлядев (перспектива) Конкурсные проекты Народного дома имени В. И. Ленина в Иваново-Вознесенске. 1924. А., В. и Л. Веснины (перспектива)

Конкурсные проекты Народного дома имени В. И. Ленина в Иваново-Вознесенске. 1924. A. Г. Вегман и В. Красильников (фасад) Конкурсные проекты Народного дома имени В. И. Ленина в Иваново-Вознесенске. 1924. B. Кринский и А. Рухлядев (план)

Конкурсные проекты Народного дома имени В. И. Ленина в Иваново-Вознесенске. 1924. A. Г. Вегман и В. Красильников (план первого этажа)

Характерна программа конкурса на проект Дворца рабочих в Петрограде (1919), который рассматривался "как новое, впервые выдвигаемое жизнью типовое разрешение районного культурно-просветительного центра", преследующего цель "культурного строительства новой здоровой жизни пролетариата" на основе решения четырех основных задач:

"1) Общественная жизнь. 2) Наука и искусство. 3) Место отдохновения. 4) Спорт". Дворец рабочих рассматривался, следовательно, как комплексный культурно-общественный центр. Согласно программе он должен был включать большой митинговый зал-театр (на 3-4 тысячи человек), малый лекционный зал (на 300 человек), отдельные помещения для умственных занятий, двухгодичный народный университет с лекционным залом (на 1200 человек) и аудиториями (на 120 человек каждая), художественную школу, музыкальную школу, культурно-просветительный клуб библиотека, читальня, научный отдел), помещения для отдыха и кружков, зал для камерной музыки и любительских спектаклей, ресторан-столовую самообслуживания, гимнастический зал, открытый стадион, помещения и площадки для спортивных игр. "Как снаружи, так и внутри помещение Дворца рабочих,- говорилось в программе конкурса,- должно поражать широтой, светом и воздухом и отнюдь не должно подавлять психологии вошедшего своей грузностью и тяжестью"4. Конкурс проводился в два этапа. Первый тур конкурса был открытый, второй - заказной. После первого тура петроградская газета "Жизнь искусства" писала: "По замыслу Дворец рабочих будет исключительным сооружением, долженствующим поражать своей мощью, грандиозностью и чисто американской утилитарностью"5. Поданные на второй тур конкурса проекты решают Дворец рабочих как грандиозный монументальный комплекс, своим обликом и архитектурными формами напоминающий дворцово-замковые композиции прошлого. В большинстве проектов (Л. Ильин, А. Белогруд, И. Фомин) все различные по назначению корпуса Дворца рабочих включались в единое сложное по планировке сооружение, однако некоторые авторы решили Дворец рабочих как ансамбль, состоящий из нескольких отдельных зданий (А. Белобородов).

А. Гегелло и Д. Кричевский. Дом культуры Московско-Нарвского района в Ленинграде. 1925-1927. Общий вид А. Гегелло и Д. Кричевский. Дом культуры Московско-Нарвского района в Ленинграде. 1925-1927. План

А. Дмитриев. Дом рабочего в Харькове, 1927-1932. Общий вид А. Дмитриев. Дом рабочего в Харькове, 1927-1932. План первого этажа

Н. Троцкий. Дом культуры Московско-Нарвского района в Ленинграде. Конкурсный проект. 1924. Перспектива

Программа первых районных клубов (Народных домов) была близка к программе подобных Дворцов рабочих. Например, среди помещений Народного дома им. Ленина в Иваново-Вознесенске, на проект которого в 1924 г. состоялся конкурс, предусматривались театр на 1200 мест, зал собраний на 400 человек, музей Ленина, центральная городская библиотека, спортивный зал, клубные помещения (проекты Г. Бархина; Весниных; Д. Разова и Я. Попова; И. Голосова; А. Удаленкова и И. Безрукова; П. Голосова и М. Парусникова; А. Белогруда; А. Рухлядева и В. Кринского и др.).

В 1924-1925 гг. был проведен ряд конкурсов на проекты рабочих клубов (Дворцов культуры).

Одним из первых развитых рабочих клубов стал Дом культуры Московско-Нарвского района в Ленинграде, конкурс на проект которого состоялся в 1924 г. Построенный в 1925-1927 гг. по проекту А. Гегелло и Д. Кричевского Дом культуры включает в себя театрально-концертный зал на 1900 мест, кинозал на 400 мест, библиотеку, лекторий, несколько десятков помещений для клубной работы, спортивный зал и т. д. Все помещения объединены в компактную симметричную композицию. Главный фасад решен в крупных формах, развертывающихся по плавной выпуклой кривой - в центре остекленный экран, ритмично расчлененный треугольными столбами, по сторонам от него повышенные объемы лестничных клеток, за которыми нейтральные фланкирующие части с гладью стен, прорезанных окнами.

Проекты рабочего клуба в Перове. Внутривузовский конкурс. МВТУ (руководители Л. Веснин и П. Голосов). 1925/26 уч. год; Ф. Белостоцкая (перспектива) Проекты рабочего клуба в Перове. Внутривузовский конкурс. МВТУ (руководители Л. Веснин и П. Голосов). 1925/26 уч. год; К. Соломонов (перспектива)

Проекты рабочего клуба в Перове. Внутривузовский конкурс. МВТУ (руководители Л. Веснин и П. Голосов). 1925/26 уч. год; М. Бархин (перспектива) Проекты рабочего клуба в Перове. Внутривузовский конкурс. МВТУ (руководители Л. Веснин и П. Голосов). 1925/26 уч. год; К. Князев (перспектива)

Проекты рабочего клуба в Перове. Внутривузовский конкурс. МВТУ (руководители Л. Веснин и П. Голосов). 1925/26 уч. год; автор неизвестен (фасад) Проекты рабочего клуба в Перове. Внутривузовский конкурс. МВТУ (руководители Л. Веснин и П. Голосов). 1925/26 уч. год; С. Щербаков (перспектива)

Проекты рабочего клуба в Перове. Внутривузовский конкурс. МВТУ (руководители Л. Веснин и П. Голосов). 1925/26 уч. год; Э. Чериковер (перспектива)

К этому Дому культуры близок по общей объемно-пространственной композиции поданный на тот же конкурс проект А. Дмитриева. Через три года, в 1927 г., участвуя на всесоюзном конкурсе на проект Дворца рабочего в Харькове, А. Дмитриев развивает композиционный прием своего проекта Дворца культуры. По его проекту, получившему на конкурсе первую премию, и был построен к началу 30-х годов Дворец рабочего. Это развитый культурно-просветительный комплекс, включавший наряду с залом на 2 тысячи человек и клубными помещениями музыкальную школу, народный университет, музей, художественные студии, технический кабинет и т. д., т.е. по своему типу Дворец рабочего в Харькове был чем-то средним между Дворцом труда (первых послереволюционных лет) и районным Домом культуры. Центральная часть главного фасада Дворца рабочего сделана закругленной, обильно остеклена, ей придана пластическая форма (стена "канелирована") и, кроме того, она повышена по сравнению с боковыми частями, понижающимися от центра тремя уступами. Получилась лаконичная, но очень цельная и выразительная объемная композиция с богатой игрой светотени.

В 1925/26 учебном году на четвертом курсе МВТУ в качестве курсового задания студенты разрабатывали проект клуба в Перове. Это был реальный заказ с реальной программой. Даже были выделены средства для премий. Фактически это был внутривузовский конкурс. Студенты с увлечением проектировали клуб, экспериментируя с планировочно-пространственной структурой этого нового типа здания и пытаясь создать новый художественный образ (проекты М. Бархина, Ф. Белостоцкой, К. Князева, К. Соломонова, С. Щербакова, Э. Чериковер и др.).

К началу страницы
Содержание    4.7. Конкурс на дом Центросоюза в Москве  5.2. Цели и задачи клубной работы