Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга первая
Проблемы формообразования. Мастера и течения

 

  

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

  1. 1. Архитектура советского авангарда и мировая архитектура XX в.
  2. 2. Особенности формирования нового стиля и проблема "нереализованного наследия"
  3. 3. Творческая продуктивность модели развития советского искусства 20-х годов
  4. 4. Основные этапы развития архитектуры советского авангарда
  5. 5. В поисках "нереализованного наследия"

Глава 1. Концепции формообразования и стилеобразующие процессы конца XIX - начала XX вв.

  1. 1. Эклектика как переходный период к новой архитектуре
  2. 2. Модерн рубежа веков
  3. 3. От модерна к неоклассике (в поисках стилевого единства)
  4. 4. Особенности художественных поисков в предреволюционные годы
  5. 5. Против академизма - за "живую классику"
  6. 6. Борьба сторонников неоклассики против эстетизации инженерно-технических форм
  7. 7. "Перекрестное" влияние новых технических форм в предметно-художественном творчестве
  8. 8. Российская школа инженеров мостостроителей (Д. Журавский, Н. Белелюбский, Ф. Ясинский, Л. Проскуряков, Г. Кривошеин и др.)
  9. 9. Гиперболоидные башни и сетчатые покрытия инженера В.Шухова
  10. 10. Внедрение в строительство железобетонных конструкций (А. Лолейт, А. Кузнецов и др.)
  11. 11. "Петербургское возрождение", "рациональная архитектура" и инженерные конструкции

Глава 2. Неоклассика в первые послереволюционные годы

  1. 1. Преемственное развитие неоклассики
  2. 2. Творческая концепция И. Жолтовского
  3. 3. Молодые архитекторы и И. Жолтовский
  4. 4. Первый этап формирования "неоренессансной" школы И. Жолтовского (эксперименты с неоклассикой в дереве и др.)
  5. 5. "Красная дорика" И. Фомина
  6. 6. И. Голосов - упрощение классического ордера и выявление композиционной роли крупной формы
  7. 7. Попытка создания архитектурно-художественного центра в системе Наркомпроса (А. Луначарский и архитектурная неоклассика) и в РАХН

Глава 3. Взаимодействие архитектуры и левого изобразительного искусства

  1. 1. Левая живопись и новая архитектура
  2. 2. В. Маяковский - художественный стержень нового искусства; эксперименты футуристов
  3. 3. В. Кандинский - концепция "монументального искусства"
  4. 4. Две концепции стилеобразования: конструктивизм и супрематизм
  5. 5. К. Малевич - поиски "выхода" в архитектуру
  6. 6. Л. Лисицкий - новый стиль, объемный супрематизм и проуны
  7. 7. Архитектоны и планиты К. Малевича
  8. 8. Контррельефы и Башня Татлина
  9. 9. Ранний конструктивизм на этапе "от изображения - к конструкции"
  10. 10. Пространственные конструкции К. Иогансона, К. Медунецкого, В. и Г. Стенбергов и А. Родченко
  11. 11. "Реалистический манифест" и пространственные конструкции Н. Габо и Н. Певзнера
  12. 12. Пространственные конструкции Г. Клуциса, проекты A. Бабичева
  13. 13. Передача эстафеты от левого изобразительного искусства к новой архитектуре
  14. 14. УНОВИС (1919-1922) и ГИНХУК (1923-1926)
  15. 15. Живскульптарх (1919-1920)
  16. 16. ИНХУК (1920-1924)
  17. 17. ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН (1920-1930)
  18. 18. Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы
  19. 19. "Проход" левых художников через архитектуру (1919-1925)

Глава 4. Ранний этап поисков нового художественного образа

  1. 1. Разрушение образных стереотипов-деструктивный этап формально-эстетических поисков; зарождение суперграфики
  2. 2. Символика архитектурных форм и художественного образа
  3. 3. Символический романтизм-сложное архитектурное направление
  4. 4. Попытки романтической архаизации архитектурного образа (А. Белогруд, Н. Исцеленов, В. Фидман, С. Домбровский)
  5. 5. Проблемы динамической формы
  6. 6. Динамические кубистические композиции - теоретические дискуссии в Живскульптархе и проекты Н. Ладовского, B. Кринского, А. Родченко, Б. Королева, Г. Maпу
  7. 7. И. Голосов - теория построения архитектурных организмов и теория движения в архитектуре
  8. 8. М. Гинзбург о влиянии на современное искусство статических и динамических особенностей машины
  9. 9. Формирование школы символического романтизма в МПИ -МИГИ (1920-1924)
  10. 10. Смена творческих лидеров в начале 20-х годов

Глава 5. Рационализм (как архитектурное течение)

  1. 1. Н. Ладовский - лидер рационализма
  2. 2. Теоретические дискуссии в Живскульптархе
  3. 3. Рабочая группа архитекторов ИНХУКа
  4. 4. Психоаналитический метод Ладовского в Обмасе ВХУТЕМАСа
  5. 5. Пропедевтическая дисциплина "Пространство" в структуре Основного отделения ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа
  6. 6. Теоретическая работа молодых рационалистов
  7. 7. Работы студентов по дисциплине "Пространство" (отвлеченные задания и архитектурная пропедевтика)
  8. 8. АСНОВА-творческая организация рационалистов
  9. 9. "Известия АСНОВА" - манифест рационализма
  10. 10. В. Кринский - эволюция творчества, экспериментальные разработки
  11. 11. Н. Докучаев - пропаганда идей рационализма
  12. 12. В. Балихин - лидер молодежной группы ортодоксальных рационалистов
  13. 13. Образование двух центров рационализма (Н. Ладовский и В. Балихин), раскол АСНОВА
  14. 14. Особенности рационального подхода к проблемам формообразования и восприятия; психотехническая лаборатория ВХУТЕИНа
  15. 15. Рационализм и архитектурный факультет ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа
  16. 16. Конкурсные и заказные проекты рационалистов
  17. 17. Проекты общественных зданий, монументов и комплексов конца 20 - начала 30-х годов: бригады АСНОВА и АРУ
  18. 18. Творческое ядро рационализма

Глава 6. Конструктивизм (как архитектурное течение)

  1. 1. Конструктивизм и теория производственного искусства
  2. 2. О термине "конструктивизм"
  3. 3. Художники-конструктивисты
  4. 4. Лидер архитектурного конструктивизма А. Веснин на этапе перехода от архитектурной неоклассики к кубистическим экспериментам в живописи, в праздничном оформлении и в театре
  5. 5. Теоретическая концепция А. Веснина на этапе раннего конструктивизма ("кредо" для ИНХУКа)
  6. 6. Театральный конструктивизм и "Четверг" А. Веснина
  7. 7. Полиграфический конструктивизм в архитектурных изданиях
  8. 8. Роль веснинских проектов 1923-1925 гг. в формировании художественно-композиционной системы архитектурного конструктивизма
  9. 9. "Бригада" братьев Весниных
  10. 10. Архитектурная группа студентов ВХУТЕМАСа при ИНХУКе (1924)
  11. 11. Молодые конструктивисты-питомцы МИГИ
  12. 12. Творческая школа фабрично-заводского отделения МВТУ
  13. 13. М. Гинзбург - путь к конструктивизму. Книга "Стиль и эпоха"
  14. 14. Создание творческой организации архитекторов-конструктивистов ОСА (Объединение современных архитекторов)
  15. 15. Конструктивистский журнал "СА" ("Современная архитектура") 1926-1930
  16. 16. Первая выставка современной архитектуры (1927)
  17. 17. Первая конференция ОСА (1928) и Первый съезд ОСА (1929)
  18. 18. Функциональный метод-теоретическая концепция зрелого конструктивизма
  19. 19. Математизация процессов формообразования - концепция Н. Красильникова
  20. 20. Борьба лидеров ОСА против "конструктивного стиля"
  21. 21. Проблемы формообразования зрелого конструктивизма
  22. 22. И. и П. Голосовы в структуре конструктивизма
  23. 23. Профессионалы "конструктивного стиля"
  24. 24. Промышленная архитектура и конструктивизм
  25. 25. Конструктивисты и инженеры (притяжения и отталкивания)
  26. 26. Мастерская А. Веснина во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе
  27. 27. И. Леонидов - новый творческий лидер конструктивизма

Глава 7. Многообразие концепций формы

  1. 1. Авангард и конкурсы МАО
  2. 2. А. Щусев - от "неорусского стиля" к архитектурному авангарду
  3. 3. К. Мельников - изобретательнейший мастер выразительной композиции
  4. 4. Архитектурный авангард в Ленинграде
  5. 5. А. Белогруд - эксперименты неоклассика в духе модернизированного романского стиля и "диагонального кубизма"
  6. 6. В. Щуко - метаморфозы маститого неоклассика
  7. 7. "Пролетарская классика" И. Фомина
  8. 8. Супрематическая архитектура Л. Хидекеля
  9. 9. А. Никольский - работа над формой (от кубизма к "супрематическому конструктивизму")
  10. 10. Символико-инженерный функционализм Г. Людвига
  11. 11. Феномен Я. Чернихова (символический экспрессионизм графических композиций)
  12. 12. "Гармонизированный конструктивизм" и неоренессанская школа И. Жолтовского
  13. 13. Конкурс на проект здания турбинного зала Днепрогэса (противоборство конструктивизма и неоренессансной школы)
  14. 14. Промышленные и инженерные сооружения как полигон формообразования архитектурного авангарда
  15. 15. Цвет в архитектуре советского авангарда
  16. 16. В поисках новой архитектурной графики

Глава 8. Авангард и национальное своеобразие архитектуры

  1. 1. Соотношение национального, регионального и интернационального (некоторые теоретические проблемы)
  2. 2. Поиски "национального стиля". Концепции сторонников архитектурного авангарда
  3. 3. В республиках Средней Азии и Казахстана
  4. 4. Украина-ЮгРОСТА и Юголеф (Одесса), "украинское необарокко" (Киев), ОСАУ (Харьков)
  5. 5. "Неоармянский стиль" и новаторская архитектурная школа Армении
  6. 6. Авангард и некоторые особенности русской культуры

Глава 9. От авангарда к постконструктивизму и далее

  1. 1. Формирование единого творческого направления архитектурного авангарда
  2. 2. Обострение и изменение тональности творческой полемики, нарастание вульгарно-социологических приемов критики. Создание ВОПРА
  3. 3. Кампания против "леонидовщины"
  4. 4. MOBAHO - попытка организационной консолидации архитектурных группировок
  5. 5. Изменение творческой направленности (внешние влияния и внутрипрофессиональные проблемы)
  6. 6. Брожения среди молодых сторонников авангарда (под влиянием критики со стороны приверженцев "пролетарской архитектуры" и др.)
  7. 7. Третий призыв школы И. Жолтовского
  8. 8. Постконструктивизм
  9. 9. Организационная перестройка - создание Союза советских архитекторов
  10. 10. Творческие дискуссии 1933-1934 гг.
  11. 11. Творческий манифест И. Жолтовского - дом на Моховой ("гвоздь в гроб конструктивизма")
  12. 12. Всесоюзная академия архитектуры - целенаправленная переподготовка молодых сторонников авангарда
  13. 13. Г. Гольц - лидер "квадриги Жолтовского"
  14. 14. А. Буров - от разочарования в конструктивизме к разочарованию в школе Жолтовского
  15. 15. Первые симптомы кризиса "сталинского ампира"

Заключение

* * *

УДК 72.036(47 + 57)

Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. - М.: Стройиздат. 1996. -709 с.: ил. ISBN 5-274-02045-3.

Рассказываемся о становлении и развитии архитектуры советского авангарда, внесшего значительный вклад в мировую архитектуру XX в. Показано взаимодействие архитектуры с левым изобразительным искусством. Подробно, с привлечением новых материалов анализируются творческие концепции новаторских архитектурных течений, деятельность основных архитектурных группировок (АСНОВА, ОСА, ВОПРА и др.). место и роль ряда организаций и вузов (ИНХУК, ВХУТЕМАС, МИГИ, МВТУ и др.), вклад отдельных мастеров в развитие современной архитектуры.

Для архитекторов и искусствоведов.

Ил.

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда согласно проекту 95-06-31966

Редактор Н. И. Гинзбург

X 4902010000-455/047(01)-96 Без объявл.

ISBN 5-274-02045-3 (Кн. 1)

ISBN 5-274-01499-2

© С. О. Хан-Магомедов, 1996