Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Вигдария Хазанова
Советская архитектура первых лет Октября. 1917-1925 гг.
 

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ, УПОМИНАЕМЫХ В КНИГЕ

Московское архитектурное общество (МАО) создано в 1867 г. Устав его утвержден 27 октября 1867 г. Учредители: А. Авдеев, В. Белокрыльцев, М. Бове, М. Быковский, К. Быковский, И. Васильев, И. Вессель, П. Герасимов, П. Кампиони, А. Каминский, Н. Кюлевейн, А. Мартынов, А. Мейнгардт, А. Никитин, Н. Никитин, А. Никифоров, А. Обер, Н. Раевский, Н. Чичагов, М. Чичагов, Н. Шохин и др.

Первый председатель и почетный член общества - М. Быковский, затем - П. Герасимов, А. Никитин, Н. Шохин, П. Кампиони, Н. Никитин, Н. Чичагов, К. Быковский, А. Иванов, М. Геппенер, Ф. Шехтель.

С 1868 г. МАО проводило архитектурные конкурсы. В 1895 г. и 1913 г. - организовало в Москве II и V съезды русских зодчих (см. "Труды II съезда русских зодчих". М., 1899; "Дневник V Всероссийского съезда зодчих". М., 1913).

С 1892 по 1917 г. - изданы "Записки МАО" в восьми выпусках, книга "Архитектор М. Ф. Казаков", сборник "К столетию рождения основателя МАО и первого его председателя М. Быковского", "Путеводитель по Москве для членов V съезда зодчих". В 1909-1916 гг. были выпущены четыре "Ежегодника Московского архитектурного общества".

В 1917-1925 гг. МАО организует циклы общедоступных лекций, участвует в охране памятников архитектуры. До 1922 г. председателем общества был Ф. Шехтель, избранный на эту должность в 1907 г.

С 1922 г. МАО работало под руководством А. Щусева. Его заместители - И. Рыльский, Д. Марков, Л. Веснин, секретари П. Антипов, Д. Разов.

В 1923-1925 гг. общество организует ряд значительных архитектурных конкурсов, материалы которых опубликованы в книге "Конкурсы МАО. 1923 - 1926- гг.".

При обществе были созданы редакционный совет и редакционная коллегия.

МАО было закрыто в 1932 г. в связи с созданием Союза советских архитекторов.

Ленинградское общество архитекторов (ЛАО). Петербургское (позднее Петроградское, с 1924 г. - Ленинградское) общество архитекторов основано 27 октября 1870 г.

Учредители его: В. Шреттер, В. Коссов, Д. Гримм, А. Гун, И. Китнер, Н. Брюллов, А. Розанов, Н. Бенуа, Э. Жибер, В. Куроедов, И. Шапошников, П. Сюзор, А. Брюллов, П. Кудрявцев, Р. Гедике, Я. Савельев, Д. Соколов и др. Председатели общества до 1917 г.: А. Розанов, Д. Гримм, Н. Бенуа, Э. Жибер, И. Китнер.

В 1892, 1900, 1911 гг. общество созвало I, III и IV съезды русских зодчих в Петербурге (см. "Труды I съезда русских зодчих". СПб., 1894; "Труды III съезда русских зодчих". СПб., 1905; "Труды IV съезда русских зодчих". СПб., 1911). С 1872 г. общество издавало архитектурный и художественно-технический журнал "Зодчий"; в 1881-1883 и 1885-1894 гг.- "Неделю строителя".

Учредители воссозданного в 1922 г. Петроградского общества архитекторов: В. Эвальд, Г. Космачевский, В. Карпович, Н. Аистов, А. Трясова, Д. Мозальский, Г. Самусьев, Е. Рокицкий, Ф. Беренштам, Н. Каценеленбоген, Л. Бородулина, Р. Китнер, С. Степанов, А. Оль, Н. Савельев. Председатель общества - В. Эвальд, заместитель - Г. Космачевский, секретарь - Е. Рокицкий. В правлении: Л. Ильин, В. Покровский, М. Чижов, Ф. Беренштам, В. Клементьев, А. Курилко, Н. Аистов.

После шестилетнего перерыва, в 1924 г. общество вновь выпустило журнал "Зодчий".

ЛОА закрыто в 1932 г. в связи с созданием Союза советских архитекторов.

Общество архитекторов-художников (ОАХ). Ленинград. Основано в Петербурге 15 октября 1903 г. по инициативе группы профессоров Академии художеств и архитекторов - художников, окончивших Академию.

Учредители его: Л. Бенуа, А. Грубе, Н. Козлов, Г. Котов, Б. Николаев, А. Померанцев, М. Преображенский, П. Сюзор, А. Томшпко, В. Цейдлер. Председатели общества до 1917 г.: П. Сюзор, М. Лялевич.

Общество провело 150 конкурсов на различные сооружения. С 1906 по 1916 г. ОАХ издавало "Ежегодники", в 1914-1917 гг.- журнал "Архитектурно-художественный еженедельник".

В 1922 г. общество было восстановлено. Председатель его - Л. Бенуа, заместитель - А. Грубе, секретарь - С. Некрасов. Позднее почетный председатель - Л. Бенуа, председатель А. Грубе, секретарь - П. Гундобин; затем председатель общества - В. Рожновский, секретарь - И. Ткаченко, позднее - В. Лесман. В 1924-1925 гг. ОАХ организует ряд конкурсов.

Общество прекратило свою деятельность в 1932 г. в связи с созданием Союза советских архитекторов.

Главное управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР. Постановлением СНК РСФСР от 19 декабря 1917 г. (1 января 1918 г.) был образован Комиссариат по местному самоуправлению. Постановлением СНК РСФСР от 30(17) марта 1918 г. Комиссариат был реорганизован в Отдел местного хозяйства НКВД (ОМХ НКВД). В январе 1920 г. на основании постановления I съезда заведующих коммунальными отделами ОМХ НКВД был реорганизован в Коммунальный отдел НКВД. В 1921 г. Коммунальный отдел был реорганизован в Главное управление коммунального хозяйства НКВД (ГУКХ). Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г.. в связи с ликвидацией НКВД союзных и автономных республик, ГУКХ НКВД были ликвидированы с передачей функций вновь образованным главным управлениям коммунального хозяйства при СНК союзных республик и автономных республик (см. "Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства". Путеводитель. М., 1946, стр. 136).

Архитектурная мастерская строительного отдела Моссовета была организована в начале 1918 г. Первоочередной задачей мастерской было составление эскизных проектов перепланировки районов Москвы. К августу 1918 г. были выполнены первые схемы реконструкции Москвы. Первые эскизные проекты перепланировки районов, начатые в 1918 г., были закончены в 1920 г.; за два года были составлены: эскиз генерального плана перепланировки Москвы, схемы разгрузки Москвы при помощи городов-спутников, эскиз перепланировки Центрального района, проведен конкурс на проекты москворецких мостов, начато составление проектов перепланировки Хамовнического района и Замоскворечья, Пресненско-Дорогомиловского района, Сущевско-Марьинского, Алексеевско-Ростокинского. Эти проекты были положены в основу дальнейших работ по реконструкции Москвы. Второй этап работ над генеральным планом реконструкции Москвы относится к 1922-1924 гг., когда мастерская была преобразована в Особую ученую комиссию "Новая Москва". В 1923 г. были завершены работы над генеральным планом реконструкции Москвы, который был тогда же утвержден, но продолжались работы над проектами перепланировки отдельных районов: Центрального, Хамовнического и Замоскворечья, Ленинской слободы.

В Архитектурной мастерской и в комиссии "Новая Москва" под руководством старшего зодчего И. Жолтовского и главного мастера А. Щусева работали мастера: С. Чернышев, П. и И. Голосовы, Н. Ладовский, Б. Коршунов, К. Мельников, Грайнерт, Э. Норверт, Н. Колли, Л. Веснин, А. Снигарев, а также "старшие и младшие помощники мастеров" (студенты архитектурных факультетов). Консультантами проектов были Г. Дубелир, В. Семенов, В. Образцов и др. В конце 1921 г. при МКХ была организована Комиссия по созданию плана "Большой Москвы" (МОГАОР, ф. 4557, оп. 8, д. 11). С этого времени над планом реконструкции Москвы начала работу группа под руководством проф. С. Шестакова, который к 1925 г. составил план "Большой Москвы".

В 1918-1925 гг. строительством в Москве руководили, кроме Строительного отдела Моссовета, Архитектурно-строительный отдел Московского комитета государственных сооружений и Московский отдел коммунального хозяйства. Для выполнения строительных работ Москомгосоором по г. Москве вся территория последней делилась в строительном отношении на семь строительных районов, "обнимающих каждый для простоты всю территорию Районного Совета Р и КД и управляемых районными отделами МКГС... 1 - городской, 2 - Бауманский, 3 - Рогожско-Симоновский, 4 - Замоскворецкий, 5 - Хамовнический, 6 - Краснопресненский, 7 - Сокольнический" (МОГАОРСС, ф. 2367, оп. 1, д. 1, л. 14).

Главный комитет государственных сооружений ВСНХ РСФСР состоял из следующих управлений: а) по сооружению железных дорог (Уждорстрой); б) по сооружению водного хозяйства (Уводстрой); в) по сооружению шоссейных, грунтовых и узкоколейных железных дорог (Упшосс); г) по вспомогательным сооружениям по транспорту (Утранстрой); д) по городскому и сельскому строительству (Угорсельстрой); е) по электротехническим сооружениям (Электрострой); ж) по промышленному строительству (Упромстрой) (строительство поселков при электростанциях велось через Электрострой).

В состав Управления городского и сельского строительства (Угорсельстрой) входили следующие подотделы: монументальной архитектуры, санитарного зодчества, зданий утилитарного назначения, сельского строительства (ЦГАОР СССР, ф. 2261, оп. 1, д. 4).

Консультантами Архитектурно-строительного отдела были: А. - Иваницкий, В. Воейков (ЦГАОР СССР, ф. 2261, оп. 1, д. 58), Г. Дубелир. Заведовал отделом - А. Меньшов.

В начале 1920 г. Управление городского и сельского строительства и Управление по промышленному строительству были слиты в одно Управление городского, сельского и промышленного строительства Комитета государственных сооружений ВСНХ РСФСР (Архит-строй) (см. "Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства". Путеводитель. М., 1946, стр. 200, 201).

Постановлением ВЦИК от 26 января 1922 г. Комитет государственных сооружений был реорганизован в Строительный отдел ВСНХ РСФСР - Главное управление государственного строительства (ГУГС ВСНХ РСФСР). Функции ГУГСа были ограничены производством работ по строго определенному списку, включавшему 27 наименований (см. "Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства". Путеводитель, стр. 192-193). Заведующим Архитектурно-строительным отделом Главного управления государственного строительства был Г. Бархин.

Постановлением СТО от 17 мая 1924 г. Главное управление государственного строительства было расформировано. Подведомственные ему учреждения и предприятия были переданы соответствующим Наркоматам (см. "Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства". Путеводитель, стр. 193).

Архитектурно-строительный подотдел Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. 28 мая 1918 г. постановлением Большой государственной комиссии по просвещению был утвержден Отдел изобразительных искусств Наркомпроса РСФСР ("Справочник Отдела изобразительных искусств Наркомпроса", вып. 1. М., 1920). В конце 1918 г. в Петрограде и в Москве начали работу подотделы архитектуры. Заведующим подотделом в Петрограде был арх. Л. Ильин, в состав подотдела входили: архитекторы-художники В. Дубенецкий, Л. Руднев, Э. Штальберг, В. Щуко ("Искусство коммуны", 1918, 15 декабря). Заведующим петроградским архитектурным подотделом в конце 1919 г. был арх. А. Белогруд ("Жизнь искусства", № 289, 11 декабря 1919 г.). В Москве архитектурный подотдел был организован при участии архитекторов И. Жолтовского и С. Ноаковского. Окончательно архитектурно-художественный подотдел Отдела изобразительных искусств был оформлен только в начале 1919 г. (ЦГАОР СССР, ф. 2306, оп. 1, д. 288, л. 6; протокол Наркомпроса, № 57(169), - ЦГАОР СССР, ф. 3429, оп. 1, д. 1583, л. 187 об.). В задачи подотдела входило преподавание архитектуры и популяризация ее в массах, художественные работы, связанные с промышленностью и архитектурным мастерством, а также "научное и техническое обследование архитектуры как прошлой, так и настоящей", проблемы будущего архитектуры, выпуск литературно-художественных изданий по вопросам архитектуры ("Искусство коммуны", 1919, № 11). Одной из целей подотдела было "объединение строительной деятельности всех комиссариатов" ("Искусство коммуны", 1918, № 2) и "объявление конкурсов на составление проектов зданий для рабочих поселков и народных клубов" ("Искусство коммуны", 1919, № 7).

Высшие государственные художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), позднее Высший государственный художественно-технический институт (ВХУТЕИН).

В 1918 г. путем слияния Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского училища были организованы соответственно Первые и Вторые "Свободные государственные художественные мастерские". 29 ноября 1920 г. декретом Совнаркома РСФСР "Свободные мастерские" реорганизованы во ВХУТЕМАС (в 1926 г. на базе ВХУТЕМАСа создан ВХУТЕИН). Кроме основного общеобразовательного (подготовительного) отделения, он состоял из факультетов: живописного, полиграфического, скульптурного, архитектурного, текстильного, керамического, деревообделочного и металлообрабатывающего.

Архитектурный факультет ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа был организован в конце 1920 г.

Деканами архитектурного факультета были: А. Рухлядев, И. Рыльский. На факультете в 1920-1928 гг. преподавали: Н. Бакланов, А. Бакушинский, Н. Буниатов, А. Веснин, Л. Веснин, М. Гинзбург, И. Голосов, Н. Докучаев, А. Ефимов, И. Жолтовский, В. Кокорин, B. Кринский, А. Кузнецов, Н. Ладовский, Н. Лахтин, А. Мануйлов, К. Мельников, П. Муратов, Э. Норверт, А. Поляков, К. Рончевский, В. Семенов, С. Торопов, C. Чернышев, Д. Щербиновский, А. Щусев, А. Элкин и др.

В основу новой программы обучения на первом-втором курсах был положен психо-аналитический метод, разработанный профессором архитектурного факультета Н. Ладовским.

С 1921 г. состояли на правах "автономного отделения архитектурного факультета" мастерские: монументальной архитектуры (В. Кринский), планировки (Н. Докучаев), декоративно-пространственной архитектуры (Н. Ладовский), коммунальной архитектуры, а также - "основное отделение с преподаванием по дисциплинам" и общая для всех мастерских лаборатория и макетная мастерская (заведующий - арх. А. Ефимов).

В ноябре 1922 г. профессора И. Голосов и К. Мельников образуют на архитектурном факультете отделение "Новая академия", пытаясь примирить элементы традиционной системы обучения архитекторов и новейшие методы преподавания.

В "Положении об архитектурном факультете", принятом 3 октября 1923 г., говорилось: "Архитектурный факультет делится на две группы по основным идеологическим течениям: академическую и новейших исканий в архитектуре. Группы совершенно автономны в понимании задач и в методах преподавания". Курс обучения архитекторов во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе проводился на основном отделении (первый - второй курсы), которое давало общую художественную подготовку, а затем на собственно архитектурном факультете (третий - пятый, курсы), где учащиеся получали специальное образование.

С 1920 г. профессор Н. Ладовский последовательно добивался учреждения при архитектурном факультете "исследовательского института" для изучения "формы с точки зрения ее самостоятельного бытия и восприятия". В 1927-1928 гг. Н. Ладовскому удалось организовать "архитектурную лабораторию" ВХУТЕИНа, где под его руководством велась научно-исследовательская работа. О деятельности лаборатории арх. В. Лавров писал в 1928 г.: "Основная задача лаборатории заключается в подведении научного фундамента, уточнения понятий, введении новой терминологии и обработке существующей в понятия, касающиеся технико-формальной и социально-бытовой стороны архитектуры" ("Строительство Москвы". 1928. № 10, стр. 14-18).

Заведующий лабораторией Н. Ладовскпй сконструировал ряд приборов, с помощью которых можно было производить исследования "психо-технических качеств архитекторов", а также совместно с арх. Г. Крутиковым разработал ряд тестов ("Архитектура и ВХУТЕИН", вып. 1. М.. 1929).

В 1930 г. ВХУТЕИН был закрыт. В мае 1930 г. для подготовки архитекторов-проектировщиков и архитекторов-производственников был создан Архитектурно-строительный институт (АСИ). вскоре переименованный в Высший архитектурно-строительный институт (BACИ). Он был образовал из архитектурных факультетов Московского высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН - МВХТИ) и Московского высшего технического училища (МВТУ). ВАСИ готовил архитекторов четырех специальностей: "планировка", "жилищно-общественные сооружения", "фабрично-заводская", " агро-индустриальная".

Архитекторов в 1917-1925 гг. готовили: Академия художеств, Политехнический институт, Институт гражданских инженеров в Петрограде. В Петрограде в начале 20-х годов продолжали существовать некоторые архитектурные школы: Архитектурный институт (б. Багаевой), архитектурное отделение 2-го Политехнического института, архитектурное отделение Института гражданских инженеров (Архив Академии художеств, оп. 50, д. 20).

В Академии художеств и во ВХУТЕМАСе было слабо поставлено изучение технических дисциплин, а на архитектурных факультетах инженерных вузов недостаточно уделялось внимания художественной стороне в деятельности архитекторов. Часть студентов, чтобы восполнить пробелы в образовании, совмещали , учебу в двух институтах. Например, еще в 1919 г. два дипломных проекта выполнили петроградцы А. Гегелло и Н. Троцкий. В Москве группа студентов третьего курса мастерской И. Голосова и К. Мельникова, в том числе А. Власов, Н. Красильников, Г. Вегман, В. Владимиров, заявила в ноябре 1922 г. декану архитектурного факультета ВХУТЕМАСа, что "для основательного изучения технических приемов, считавшихся... мастерской главной основой, скелетом в изучении архитектуры... которые... были слабо и не все представлены в мастерской", они вынуждены были учиться на архитектурном факультете Московского Института гражданских инженеров, "являясь... объектами двух односторонних педагогических систем - одной с преобладанием предметов технических, другой - художественных" (ЦГАЛИ СССР, ф. 681, оп. 2, д. 93, лл. 93, 93 об.).

До 1922 г. из-за малого объема строительства не было нужды в подготовке архитекторов узкой специальности. Все учебные заведения выпускали архитекторов широкого профиля. В 1922 г. с началом работ во многих областях строительства увеличивается количество предметных комиссий (в будущем - кафедры, связанные с отдельными отраслями архитектуры) на архитектурных факультетах. Впервые создается предметная комиссия по планировке городов и поселков во ВХУТЕМАСе (руководители - В. Семенов и С. Чернышев). Создание этой комиссии и фабрично-заводского отделения на архитектурном факультете МВТУ в 1922 г. положило начало будущей специализации архитекторов, имевшей большое значение в годы индустриализации страны.

Тематика заданий по проектированию, предложенная студентам в 1922 г. на архитектурном факультете ВХУТЕМАСа, говорит о стремлении связать работы студентов с архитектурной практикой. Дипломные проекты, защищенные в 1922 г. Н. Колли и Г. Гольцем, непосредственно связаны с работами по генеральному плану реконструкции Москвы, составленному А. Щусевым.

В 1922-1923 гг. студенты ВХУТЕМАСа успешно участвуют в больших конкурсах, на которых им присуждаются премии - в конкурсе на проекты застройки жилыми домами двух участков в Москве, в конкурсе на проект Дворца труда в Москве, в конкурсе на проект генерального плана сельскохозяйственной выставки в Москве. В 1924-1925 гг. все дипломные проекты были связаны с разработкой генерального плана "Новой Москвы" или с новыми темами архитектурного проектирования. Темы дипломных проектов на I отделении: центральный вокзал, центральный рынок на Болоте, перепланировка Дорогомилова, здание госбанка и трестов вблизи площади Свердлова; на 2 отделении: стадион в районе Ленинских гор, фабрично-заводской поселок. Другие темы: "рабочие поселки", "курорт-здравница", "дворец труда", "дом-коммуна".

Программа обучения, составленная в июне 1923 г., отразила стремление связать эстетические и социологические проблемы архитектурного творчества в процессе занятий. Новыми чертами в методе обучения были анализ "социального быта эпохи" при изучении памятников архитектуры, внимания к "нуждам общественной жизни" в композиционных работах "порядка утилитарного", изучение "новейших конструктивных особенностей и плановых решений современных зданий" и особо - "архитектоники инженерных и фабричных зданий". Итогом теоретических работ должны были стать "композиции общественных зданий утилитарно-художественного порядка, культура человеческого жилья, индивидуального и общественного, фабричных зданий, комплексов городов" (ЦГАЛИ СССР, ф. 681, оп. 2, д. 14, л. 16).

В 1924-1925 гг. в Москве, Ленинграде, на периферии делаются первые шаги к преодолению разрыва высшей школы и производства. В 1924 г. в Академии художеств организуется Архитектурно-производственное бюро, связанное с заказами извне, цель которого - "удешевление и усовершенствование строительного производства". В 1925 г. в ответ на потребности текущего дня меняются темы заданий на проектирование. Студенты требуют разработки вопросов, касающихся совершенно новых типов зданий, например, школ,- "считая задание на проект курзала нежизненным".

Управление работами города Ярославля. В сентябре 1918 г. на объединенном заседании Ярославского Губисполкома и Исполкома Ярославля и Ярославского уезда было принято решение о восстановлении Ярославля по примеру городов-садов.

9 января 1919 г. на заседании коллегии Отдела градоустройства Угорсельстроя была образована Междуведомственная комиссия по восстановлению Ярославля. В комиссию входили представители Комитета государственных сооружений, Наркомвнутдела, Наркомпроса, Наркомздрава, Госконтроля, а также представители Ярославского Совдепа и Губернского Совнархоза. Консультантом был проф. Г. Дубелир. Исполнительным органом комиссии было Управление работами в г. Ярославле, созданное в конце 1918 г.

В состав Управления входили представители Комитета государственных сооружений, местного Совдепа и Губсовнархоза, а также профессионального союза строительных рабочих.

Архитектурный отдел управления состоял из восьми архитектурных мастерских: застройки города; государственных и городских зданий; культурно-просветительного строительства; гигиены и санитарии; общественной помощи; промышленного строительства; городского технического хозяйства; художественной старины.

В Управлении работами г. Ярославля были заняты архитекторы: Е. Константинович, В. Кринский, Ю. Герштейн, С. Домбровский, Н. Бойно-Родзевич, Д. Разов, К. Бобровский, И. Князев, Д. Смирнов, Н. Гофман, И. Лазарев др.

А. Иваницкий и Б. Сакулин принимали участие в восстановлении Ярославля как представители Отдела градоустройства Угорсельстроя.

Запланировано было три цикла работ: а) ремонт и восстановление тех зданий, которые немедленно можно было бы использовать для жилья и необходимых учреждений; б) постройка в экстренном порядке новых зданий для удовлетворения жилищной нужды на 5 лет; в) переустройство и развитие города в широком масштабе - планировка "Большого Ярославля" (план на 25-30 лет).

При Управлении работами г. Ярославля существовало Бюро научных исследований. В программе его работ - архитектурное исследование города в прошлом и настоящем, установление районов города и их специальное деление на: 1) часть торговую, 2) общественную, правительственную, 3) промышленную (мелкую), 4) фабрично-заводскую, 5) жилую обывательскую, 6) рабочие кварталы и пр. В программу включалось также изучение "архитектурного характера плана города, его достоинств и недостатков, пунктов художественной ценности". В 1919 г. Бюро научных исследований руководил инж. Н. Лермонтов.

Программа работ по обследованию Ярославля была составлена арх. Е. Константиновичем и петроградским архитектором А. Зазерским.

При Управлении работами Ярославля состояли московская и петроградская группы экспертов, в которые входили: А. Павловский, Б. Правдзик, А. Зазерский, Б. Бакланов, В. Семенов, С. Кирпичников. Руководителями Бюро экспертов были арх. А. Иваницкий и инж. Н. Лермонтов (ГАЯО, ф. 209, оп. 1, д. 2, д. 3, д. 139, ф. 1526, оп. 1, д. 186). В 1918 г. в Постоянный технический совет экспертов при Управлении работами г. Ярославля входили: А. Павловский, Б. Правдзик, Л. Свенторжевский, А. Пшеницкий, Л. Шишко, В. Курбатов, В. Ляхницкий. Приглашены в Совет были также И. Жолтовский, А. Таманов (Таманян), К. Романов, Б. Бакланов, Г. Графтио (ГАЯО, ф. 1526, оп. 1, д. 25, л. 10). В январе 1920 г. Управление работами города Ярославля и Комитет государственных сооружений при Ярославском губсовнархозе были объединены в Ярославский губернский комитет государственных сооружений (ГАЯО, ф. 209, оп. 1, д. 117, л. 3).

Совет по урегулированию плана Петрограда и его окраин и Архитектурная мастерская при нем были созданы по постановлению коллегии Петроградского Совета коммунального хозяйства 1 июня 1919 г. 28 июня 1919 г. в Отделе благоустройства Совкомхоза состоялось первое заседание Совета по планировке города. Заведующим архитектурной мастерской был назначен арх. И. Фомин, его заместителем - арх. М. Рославлев, главным инженером - инж. В. Ефимьев. В составе мастерской было шесть архитекторов-проектировщиков, три помощника архитекторов, три чертежника. Экспертами были художники А. Бенуа, М. Добужинский, д-р мед. Кашкадамов, арх. В. Кривенко и др. (Лен. ОАОРСС, ф. 3187, оп.1, д. 31, св. 3).

Задачей мастерской было утверждение всех проектов из различных управлений Отдела благоустройства для окончательного разрешения в отношении удовлетворения эстетики (Лен.ОАОРСС, ф. 3187, оп. 1, д. 31, л. 1 об.). Для ознакомления с деятельностью Архитектурной мастерской решено было издавать журнал, листовки, брошюры. Была признана необходимость организации Музея города "как показательной школы для предприятий" (Лен.ОАОРСС, ф. 3187, оп. 1, д. 31, л. 1 об.). 7 июля 1919 г. состоялось первое заседание художественного совета Архитектурной мастерской.

В 1919 г. все работы мастерской были связаны с урегулированием центра города. В 1920 г., в связи с расширением функций Совкомхоза (в этом же году переименованного в Откомхоз) до руководства всей Петроградской губернией, круг деятельности мастерской также расширился - мастерская выполнила проекты для Поселкового и сельского строительства. Тогда же Совет по урегулированию плана Петрограда был превращен в Ученый совет по урегулированию плана Петроградского района с разделением его на пять секций: 1) общих вопросов градоустройства, 2) архитектурно-художественную, 3) санитарно-техническую. 4) дорожную, 5) социально-экономическую. "Исполнение в натуре строительных работ, проектированных ею, не входило в компетенцию мастерской" (Лен.ОАОРСС, ф. 3187, он. 1, д. 31, св. 3, лл. 123-124).

В ноябре 1920 г., по постановлению коллегии Откомхоза, Совет по урегулированию города Петрограда и его окраин стал Ученым советом при вновь организованном Отделе градостроительства Откомхоза. В него былп включены Архитектурная мастерская и Музей города. Одновременно Архитектурная мастерская была переименована в Научно-художественное бюро градостроительства (градоустройства) (Лен. ОАОРСС, ф. 3187, оп. 1, д. 334, л. 38).

В связи с реорганизацией Откомхоза в конце 1921 г. функции Научного бюро градостроительства были сужены, и в начале 1922 г. бюро было реорганизовано с резким сокращением штата Архитектурно-планировочной мастерской до двух руководителей, обязанности которых сводились к исполнению только текущей работы (Лен.ОАОРСС, стр. 3187, оп. 1, д. 334, лл. 38 об.- 40).

До 1922 г. при Научном бюро градостроительства работали совещания по военному, торговому, железнодорожному и другим специальным видам строительства, связанным с планом урегулирования города (Лен.ОАОРСС, стр. 3187, оп. 1, д. 333, л. 38 об.).

В 1923 г. бывшая Архитектурно-планировочная мастерская и бывшее Межевое отделение Откомхоза на короткое время были объединены в Комиссию градостроительства. В этом же году все материалы по перепланировке Петрограда были переданы в Музей города, к которому перешли функции Комиссии градостроительства. По решению Коммунальной секции Ленсовета с октября 1924 г. Музей города под руководством директора арх. Л. Ильина выполняет ряд проектов перепланировки бывших окраинных районов Ленинграда в связи с новым жилищным строительством.

Архитектурно-художественный отдел Наркомпроса. 11 июля 1919 г. было утверждено положение об Архитектурно-художественном отделе Наркомпроса. В состав Архитектурно-художественного отдела входили: общая канцелярия, подотдел законодательных предположений, школьный подотдел, подотдел архитектурного (художественно-строительного) просвещения, научный подотдел (ЦГАОР СССР, ф. 2306, оп. 1, д. 288, л. 9). В штате его первоначально было - 20 сотрудников (ЦГАОР СССР, ф. 3429, оп. 1, д. 11584, л. 3). Заведующим подотделом 19 мая 1919 г. был утвержден арх. И. Жолтовский (ЦГАОР СССР, ф. 2306, оп. 1, д. 288, л. 4). Заведующим научным подотделом был назначен арх. А. Щусев (ЦГАОР СССР, ф. 3429, оп. 1, д. 1584, л. 161). При московском и петроградском отделениях архитектурного подотдела существовали архитектурные мастерские. Архитектурная мастерская московского подотдела возглавлялась арх. И. Жолтовским. Задачи ее - подготовка конкурсов, организуемых Отделом ИЗО. Мастерская перед объявлением конкурса разрабатывала идейно-архитектурную сторону его и вырабатывала задания для участников конкурса ("Художественная жизнь", 1919, № 1).

Руководителями Петроградской архитектурной мастерской были члены подотдела, старшим мастером был приглашен арх. В. Гельфрейх ("Искусство коммуны", 1919 г., № 11). Заведующим архитектурной мастерской некоторое время в 1919 г. был арх. В. Щуко, с 1 января 1920 г. - арх. Э. Штальберг ("Жизнь искусства", 1920, № 363, 5 февраля).

В 1919 г. архитектурно-художественный подотдел провел конкурсы на проект здания крематория в Москве, народных домов, двухстепенный конкурс на проект школы в Ясной Поляне, скульптурный конкурс на фонтан в рабочем поселке "АМО" ("Художественная жизнь", 1919, № 1).

Уния нового искусства (Утвердители нового искусства) (УНОВИС). Осенью 1919 г. началась совместная работа молодых художников Витебска, когда в этот город по приглашению ректора местной Народной высшей художественной школы В. Ермолаевой приехал из Москвы К. Малевич. Объединение молодежи, программа которого - поиски новых основ развития всех искусств, назвало себя ПОСНОВИС - Последователи нового искусства. Через несколько месяцев оно именовалось УНОВИС - Утвердители нового искусства (Уния нового искусства).

С конца 1922 по 1929 г. большинство уновисовцев работало в лаборатории К. Малевича в Петроградском институте художественной культуры (ИХК).

Среди членов УНОВИСа: К. Малевич, В. Ермолаева, И. Чашник, И. Суетин, Л. Хидекель, Н. Коган, В. Стерлигов, В. Воробьева, Ножов, Цейтлин, Л. Лисицкий, С. Сенькин, Г. Клуцис, К. Рождественский, А. Лепорская. Группы УНОВИСа были созданы в Москве, Петрограде, Саратове, Перми, Самаре, Одессе и других городах. Смоленский филиал объединения возглавляли польские художники Стржелинский и Кобро.

Пропагандой идей УНОВИСа были заняты сотрудники Московского музея живописной культуры - Н. Коган и К. Малевич.

О ранних программных лозунгах объединения, относящихся еще к витебскому периоду его деятельности, дают представление книги К. Малевича "О новых системах в искусстве", "Бог скинут", ряд статей и докладов Л. Лисицкого, журнал "АЭРО" (выпускался И. Чашником, Л. Хидекелем), стенная газета УНОВИСа.

О втором петроградском периоде - см. статьи К. Малевича в журнале "Нова Генерація", издававшемся в 1927-1929 гг. в Харькове.

В настоящее время искусствовед В. Ракжтин готовит исследование о деятельности УНОВИСа.

Институт художественной культуры (ИНХУК) организован в Москве при Отделе ИЗОНКП в мае 1920 г. (ЦГАЛИ СССР, ф. 941, оп. 1, д. 75, л. 7). По постановлению Особой комиссии СНК в конце 1921 г. был присоединен к Российской Академии художественных наук. Некоторое время после этого существовал автономно: "ИНХУК - есть объединение деятелей изобразительных искусств, работающих над установлением методов и форм производственного искусства. ИНХУК состоит при РАХН в качестве вспомогательного учреждения (ЦГАЛИ СССР, ф. 941, оп. 1, д. 2). ИНХУК управлялся ученым советом и президиумом (ЦГАЛИ СССР, ф. 941, оп. 1, д. 73, л. 261 об.).

Деятельность института была посвящена созданию "науки, исследующей аналитически и синтетически основные элементы как отдельных искусств, так и искусства в целом" (см. "Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация". Под редакцией И. Маца. М., 1933, стр. 126-137).

Первая программа института составлена его председателем художником В. Кандинским (некоторое представление о ней дает статья В. Кандинского "О великой утопии", опубликованная в журнале "Художественная жизнь", 1920, № 3).

После ухода В. Кандинского реорганизовано правление ИНХУКа, в которое входили: А. Родченко, В. Степанова, А. Бабичев, Брюсова. Позднее - О. Брик (председатель), А. Бабичев, А. Лавинский, (члены правления), Н. Тарабукин (секретарь) (некоторое время членом правления был Н. Ладовский). Члены института: Л. Попова, В. Степанова, Б. Арватов, A. Родченко, А. Веснин, Г. Клуцис, В. Иогансон, Н. Ладовский, В. Кринский, А. Ефимов, Н. Докучаев. В это время за границей находились члены ИНХУКа: О. Бубнова, Л. Лисицкий, Д. Штеренберг, Н. Альтман, Б. Кушнер, К. Медунецкий, В. и Г. Стенберги ("ЛЕФ", 1923, № 2, стр. 173).

Петроградская группа ИНХУКа возглавлялась B. Татлиным, витебская - К. Малевичем.

Члены ИНХУКа обсудили доклады: Л. Лисицкого "Проуны", В. Степановой "О конструктивизме", В. Кринского "Пути архитектуры", А. Лавинского "О неоинженеризме", а также творческие отчеты Л. Веснина и В. Кринского (информацию о деятельности института - см. "Русское искусство", 1923. №2-3, стр. 85-88).

Выставки ИНХУКа: "ОБМОХУ", выставка конструкций (К. Медунецкий, В. и Г. Стенберги), выставка "5х5 = 25" (А. Веснин, Л. Попова, А. Родченко, В. Степанова, А. Экстер).

В начале 1929 г. ИНХУК фактически прекратил существование.

Архитекторы-члены института создали летом 1923 г. АСНОВА, а в конце 1925 г. - ОСА.

Институт художественной культуры (ИХК) возник в Петрограде из образованного в 1919 г. и открытого в 1921 г. Музея художественной культуры, "посвященного новейшему русскому изобразительному искусству последних 10-15 лет". 1473 экспоната Музея были распределены в трех разделах: живописно-культурном, отделе рисунка и художественно-производственном. Институт был образован в октябре 1924 г. Музей стал подсобным отделом - собранием художественного Материала для научно-исследовательской работы. 17 февраля 1925 г. Институт был утвержден постановлением СНК РСФСР. Во главе его - правление в составе: директора К. Малевича и заведующих отделами. Ученый совет состоял из действительных членов и представителей научных сотрудников и аспирантов. Институт делился на четыре отдела: 1) живописной культуры (формально-теоретический), заведующий - К. Малевич; 2) органической культуры, заведующийi- М. Матюшин; 3) материальной культуры, до 1 октября 1925 г. возглавлялся В. Татлиным; 4) общей идеологии, во главе - Н. Пунин. Всего в штате ИХК - от 12 до 22 сотрудников.

Культурно-просветительная работа института выражалась в проведении научными сотрудниками экскурсий по Музею художественной культуры и по показательным комнатам отделов, в публичных лекциях, докладах и в устройстве выставок, характеризующих работу и достижения института (ЦГАЛИ СССР, ф. 645, оп. 1, д. 221, лл. 127-128).

В 1922 г. состоялась ретроспективная выставка общества "Объединение новых течений искусства", в 1923 г. - выставка в память В. Хлебникова и постановка драматической поэмы В. Хлебникова "Зангези" мастерской художника-конструктора В. Татлина; в 1924 г. - отчетная выставка - обзор деятельности исследовательских отделов (ЦГАЛИ СССР, ф. 645, оп. 1, д. 221, лл. 56, 56 об.).

В конце 1921 г. ИХК присоединен к РАХН.

Российская Академия художественных наук (РАХН). Позднее Государственная Академия художественных наук (ГАХН). Учреждена 7 октября 1921 г. и состояла в ведении Художественного отдела Главнауки Наркомпроса РСФСР. Она "имела целью всестороннее научное исследование вопросов искусства и художественной культуры, в частности проблемы синтеза искусств". Академия делилась на три отделения: физико-математическое (психологическое) (во главе - В. Кандинский), философское (во главе - Г. Шпет), социологическое (во главе - В. Фриче). В каждом отделении работали секции: литературная, музыкальная, театральная, изобразительных искусств, архитектурная, полиграфическая.

Президент РАХН - П. Коган. В составе академии - 134 действительных члена и 34 ученых сотрудника (ЦГАЛИ СССР, ф. 645, оп. 1, д. 221, лл. 1-5). Структура РАХН часто менялась. О раннем периоде - см. А. Кондратьев. Российская Академия художественных наук. М., 1923.

Архитектурная секция РАХН до февраля 1922 г. входила в секцию изобразительных искусств. Цель ее работы -"всестороннее изучение вопросов архптектуроведения как системы наук об архитектуре". Председатель секции - И. Жолтовский, заместитель его - Е. Шор, ученый секретарь - И. Званскпй.

Президиум секции - И. Жолтовский, Е. Шор. А. Щусев, А. Габричевский, И. Званский. Члены секции: А. Бакушинский, Б. Виппер, А. Габричевский, В. Домогацкий, Д. Недович, А. Некрасов. А. Сидоров, Р. Фальк, С. Шервинский, П. Шапошников, А. Щусев, П. Щусев, А. Элкин. Ученые сотрудники: А. Кравец, Н. Колли, Н. Хохряков. И. Корницкий. Н. Врунов, Третьяков, Б. Терновеп. А. Поляков. В 1922 г. при секции была создана архитектурная мастерская, которая должна была "разрабатывать актуальные задачи современной архитектуры". В мастерской работали: В. Левитус, А. Элкин, A. Поляков, А. Рухлядев, Н. Колли, Н. Хохряков (ЦГАЛИ СССР, ф. 941, оп. 3, д. 2, л. 3, 4; д. 73, л. 19).

В феврале 1922 г. Архитектурная секция РАХН и ИНХУК были слиты.

В апреле 1922 г. секции изобразительных искусств - скульптурная и архитектурная - были объединены в секцию пространственных искусств с тремя подсекциями: скульптурной, архитектурной, живописной (ЦГАЛИ СССР, ф. 941, оп. 1, д. 73, л. 19).

В 1922-1925 гг. работа архитектурной подсекции не подчинялась определенной программе. Сотрудники обсуждали доклады на различные темы, связанные с историей архитектуры и современным зодчеством в СССР и за рубежом.

Подробнее о деятельности РАХН (ГАХН) в 1921- 1925 гг. см.: "Бюллетень ГАХН", № 1-11, 1925-1928 гг.; "Искусство", № 1-5, 1923-1928 гг.; "ГАХН. Отчет. 1921-1925 гг." М., 1926; "ГАХН. Сборники экспериментально-психологических исследований", № 1. Л., 1926.

Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА) организована в 1923 г. профессорами ВХУТЕМАСа Н. Ладовским, Н. Докучаевым, В. Кринским. Устав ее был утвержден 23 июля 1923 г.

Учредители АСНОВА: Н. Ладовский, Н. Докучаев, B. Кринский, А. Рухлядов, А. Ефимов, В. Фидман, И. Мочалов, В. Балихин. В состав АСНОВА входили студенты старших курсов Архитектурного факультета ВХУТЕМАСа, а также группа инженеров во главе с А. Лолейтом. Центральный орган ассоциации - архитектурный совет. Руководителем АСНОВА был Н. Ладовский.

Рабочая группа, составившая в будущем ядро ассоциации, начала свою деятельность в ИНХУКе в 1921 г.

Но еще летом 1920 г. В. Кринский, Н. Ладовский и А. Рухлядев экспонируют свои архитектурно-живописные эскизы на XIX выставке Всероссийского центрального выставочного бюро Отдела ИЗО НКП. Осенью 1922 г. В. Кринский, Н. Ладовский, Л. Лисицкий участвуют в экспозиции раздела "архитектурный рисунок" Первой русской художественной выставки в Берлине.

В 1926 г. под редакцией Л. Лисицкого и Н. Ладовского был издан первый помер "Известий АСНОВА".

В 1928 г. Н. Ладовский с группой единомышленников вышел из АСНОВА и создал Ассоциацию архитекторов-урбанистов (АРУ).

В 1928-1932 гг. председатель АСНОВА - М. Коржев, секретарь - Т. Варенцов.

В 1930 г. на правах сектора АСНОВА вошла в Московское отделение Всесоюзного архитектурно-научного общества (МОБАНО).

В 1931 г. была опубликована "Программно-идеологическая установка" АСНОВА.

АСНОВА прекратила свою деятельность в 1932 г. в связи с созданием Союза советских архитекторов.

Объединение современных архитекторов (ОСА). Первое собрание возникшей в ИНХУКе группы конструктивистов (А. Веснин, А. Ган, В. Иогансон, К. Медунецкий, А. Родченко, бр. В. и Г. Стенберги, В. Степанова) состоялось 18 марта 1921 г. В 1922-1924 гг. А. Веснин, М. Гинзбург, М. Барщ, А. Буров, Н. Красильников, И. Соболев и другие архитекторы и студенты архитектурного факультета ВХУТЕМАСа сотрудничают с ЛЕФом. В 1925 г. бр. Веснины и М. Гинзбург объединяют архитектурную группу ЛЕФа, некоторых последователей М. Гинзбурга (В. Владимиров, Г. Вегман и др.), прикладников-конструктивистов (А. Ган и др.) и организуют ОСА.

Учредители объединения: А. Веснин, М. Гинзбург, Я. Корнфельд, В. Владимиров, А. Буров, Г. Орлов, А. Капустина, А. Фуфаев, В. Красильников. Председатель объединения - А. Веснин, его заместители - М. Гинзбург, В. Веснин, секретарь - Г. Орлов. Первый устав ОСА составлен 10 декабря 1925 г. Первое общее собрание было созвано 19 декабря 1925 г. Однако объединение было создано лишь спустя несколько месяцев.

С сентября 1926 г. ОСА состоит при Государственной Академии художественных наук (ГАХН). Летом 1926 г. начал выходить журнал объединения "Современная архитектура" ("СА"). В 1928 г. состоялась первая конференция, а в 1929 - первый съезд ОСА. В 1930 г. на правах сектора ОСА работало в МОВАНО. В 1931 г. основная группа ОСА вошла в Сектор архитекторов социалистического строительства при ВАНО (САСС при ВАНО).

В 1932 г. деятельность ОСА - САСС прекратилась в связи с организацией Союза советских архитекторов.

К началу страницы
Содержание    Заключение  Список иллюстраций