Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Вигдария Хазанова
Советская архитектура первых лет Октября. 1917-1925 гг.
 

ПРИНЦИПЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

Новые принципы расселения в проектах реконструкции старых городов

Город будущего в градостроительстве первых лет Октября - это и будущая Москва, и будущий Петроград, и будущий Ярославль, возрождаемый после белогвардейского мятежа, и все обновленные реконструкцией старые города. "Вместо города прошлого, мрачного и хаотического создадим новый город будущего - радостного и гармоничного"91. В этих словах ярославских архитекторов ярко выражен оптимизм революционных лет. Менялся масштаб сложившихся городов. Его определял "образ народного града", "движение народных масс", необходимость устройства центров "большой общественной жизни". Первые площади для митингов, первые трибуны для демонстраций и парадов были лишь скромным началом грандиозных работ по перепланировке старых городов.

Реконструируя старые города, архитекторы стремились сочетать "социально-политические цели создания первых совершенных образцовых социалистических городов с коммунистическим обоснованием всей жизни"92. "Разумеется, чрезвычайно трудно и даже невозможно в настоящее время переделать все города, но важно то, что современное зодчество установило, наметило тенденцию градостроительства: будет ли она достижима путем устройства, например, новых городов-садов, или путем постепенной перестройки старых городов и создания новых по принципу разделения городской территории на зоны, соответствующие различным их функциям (административным, промышленным, жилым и т. д.)", - говорилось на открытии Петроградского общества архитекторов в 1924 г.93

Ленинград. Конкурсный проект рабочего поселка в Путиловском районе. Перспектива. 1925 г.
Арх. И. Фомин (2-я премия)
Ленинград. Конкурсный проект рабочего поселка в Путиловском районе. Основной тип трехэтажного 18-квартирного жилого дома. 1925 г.
Арх. И. Фомин (2-я премия)

В проектах перепланировок старых городов предстояло разрешить те же многообразные проблемы, которые возникали и при создании новых поселений. Идея "города-сада" не утратила и здесь своей притягательности. Однако в проектах реконструкции крупных городов эта мысль лишилась былого конкретного значения, которое в нее вкладывали градостроители конца XIX - начала XX в. Понятие "город-сад" уже не подразумевало определенный тип города, а только выражало оценку условий жизни в нем. И Москва, и Петроград, и Ярославль должны были стать городами-садами. При этом из практики устройства городов-садов было воспринято лишь стремление к наилучшим гигиеническим условиям городской жизни при помощи озеленения.

Центр старого города и прилегавшие к нему пригороды объединялись в единый комплекс с городами-садами и поселками-садами для сна и отдыха94. В планировке пригородов продолжалась система, принятая в основном городе. Устройство городов-спутников вокруг больших городов было не только средством разгрузки их, но и позволило организовать новую целостную систему планировки на большой территории, тяготевшей к реконструируемому городу. Такой замысел был положен в основу проекта разгрузки Москвы при помощи городов-спутников, который был составлен в 1919 г. в Архитектурной мастерской Моссовета, а также проекта развития Москвы профессора Б. Сакулина еще в 1918 г.

Удобная связь пригородов и бывших городских окраин с центром обеспечивалась сооружением метрополитена и сети электрифицированных железных дорог. В проектировании транспорта будущих городов сказались трудности времени, когда не было ясного представления ни о действительной численности населения городов через 25-30 лет, ни о возможностях транспортной техники середины XX в. Этим объясняется "утопичность" многих замыслов тех лет. Авторы проектов почти не принимали во внимание такие "прозаические" виды транспорта, как трамвай и даже недавно появившийся автомобиль, Их вытеснили из градостроительных проектов подземные и надземные способы передвижения - метрополитен, вертолеты, самолеты, сверхскоростные электропоезда, идущие по рельсам метрополитена. Романтика нового привела даже к тому, что в годы, когда самолетостроители только мечтали о регулярном воздушном транспорте 95, архитекторы считали необходимым "позаботиться о панораме города с птичьего полета и подумать о пятом фасаде (города. - В. X.), т. е. об архитектурной обработке крыш..."96

Зонирование территорий при реконструкции города превращало его в "организованный, планомерно конструированный, согласно функциональным особенностям, город в соответствии с требованиями современной строительной техники, гигиены, экономики и эстетики"97. В крупных городах, кроме простейшего деления на три зоны по функциональному признаку - административную, промышленную, жилую, - проводилась более сложная дифференциация застройки. В жилой зоне - по этажности застройки, определявшейся удаленностью от центра; в промышленной зоне - по характеру производства; в административной - по государственному значению учреждений. Важным для перепланировки старых городов было правильное размещение промышленных предприятий. Как и в рассмотренных проектах новых поселений, учитывалась степень вредности их. Изоляции от жилья и вынесению в специальные зоны подлежали только предприятия, которые нарушали гигиенический режим города. Некоторые из них лишь временно были удалены из основной застройки. Предполагалось, что в будущем они будут обезврежены и размещены вблизи жилья. Это соответствовало и новому эстетическому идеалу времени, о котором писал А. Луначарский: "... огнедышащие заводы не кажутся нам безобразными. В фабричных трубах мы все больше и больше видим своеобразную красоту"98.

Реконструкция городов сопровождалась устранением градостроительных недостатков прошлого. Первыми проектами перепланировок Москве, Ярославлю, Петрограду "были возвращены" реки и море, которые были заслонены старой хаотической застройкой. Новому укладу жизни противоречило отсутствие архитектурно-выразительных общественных центров больших городских районов. По этому поводу говорилось о том, что "только площади и особые центры общественного быта должны быть отмечены широким взмахом архитектуры", так как "если в повседневном строительстве совершенно не нужно "вечной архитектуры", если она должна исходить из принципа - меньше затрат и больше удобств, то архитектура больших площадей должна быть отмечена памятниками эпохи, могущими пережить ее на многие годы"99.

Ленинград. Проект застройки Тракторной улицы. 1925 г.
Арх. А. Гегелло, А. Никольский, Г. Симонов. Фасад, план (выполнено арх. А. Гегелло)
Ленинград. Конкурсный проект рабочего поселка в Володарском районе. Перспектива. 1925 г.
Арх. И. Фомин (1-я премия)

В 20-х годах советская градостроительная наука делала только первые шаги. Но, несмотря на это, она не могла ограничиться решением вопросов текущего момента. Генеральные планы реконструкции городов, созданные в 1918-1925 гг., были рассчитаны на 25-30 лет. Это были перспективные планы, призванные определить жизнь советского гражданина 50-х годов XX в. В таких планах должно было содержаться предвидение, основанное на науке об обществе, живущем в фазе развитого социализма, на данных различных отраслей экономической науки.

В своих исканиях новой структуры социалистического города архитекторы стремились исходить из тех перспектив развития общества, которые были раскрыты в трудах Маркса, Энгельса, Ленина. Подлинная революционная романтика, почерпнутая из этих трудов, из непосредственного общения с В. И. Лениным во время работы над планом реконструкции Москвы, определила направление этих работ. Но ученые-экономисты, статистики, гигиенисты в эти годы еще не разработали достаточно детально многие проблемы, они еще не знают, какой должна быть форма семьи в социалистическом обществе, по каким путям должно пойти обобществление быта, как вырастут культурные запросы населения и какое количество общественных зданий это потребует.

Ученые-транспортники еще не могут точно определить, какие виды транспорта должны обслуживать город в 1950 г. Однако архитекторы уже проектируют дома-коммуны с обобществленными помещениями, районные театры, клубы и спортивные учреждения, включают в свои проекты совершенные транспортные сооружения. Они задумываются над "горизонтальным зонированием" больших городов, над устройством "второго яруса" их застройки, проектируя "дома-мосты"100.

В 1923-1925 гг. архитекторы создают проекты небоскребов для Москвы. Автор одного из них, арх. Эль Лисицкий в пояснении к проекту на вопрос: "есть ли надобность строить в воздухе?" - прямо отвечает: ""Вообще" - нет. Пока есть еще достаточно места на земле"101. Однако, несмотря на это, Эль Лисицкий был убежден, что изменить структуру и тип концентрического средневекового города можно, построив небоскребы в "критических местах" - точках пересечения больших радиальных улиц (Тверская, Мясницкая и т. д.) с окружностью (бульварами). Исходя из того, что "город состоит из атрофирующихся старых частей и растущих живых новых", Эль Лисицкий своим проектом стремился углубить этот контраст102. Другой проект - сооружение небоскреба на Лубянской площади - был, по мнению некоторых современников, "самым правильным решением вопроса обслуживания центральной части города"103.

Только большой практический опыт крупнейших архитекторов и инженеров, возглавивших реконструкцию Москвы и Петрограда, помог если не предсказать, то угадать ряд моментов, правильно решенных в проектах 1918-1925 гг. Это понимали сами участники реконструкции старых городов, признавая, что "разработанными и обоснованными... являются лишь некоторые стороны дела, главным образом, - архитектурная и общая схема распланировки, но остаются неосвещенными и необоснованными... экономические условия и данные санитарно-технические, статистика движения населения, рациональность расположения железнодорожных вокзалов, торгово-промышленные (условия) и другие"104.

Советская градостроительная наука начала 20-х годов считала целесообразным развивать исторически сложившиеся схемы планировки реконструированных городов. Разработка генеральных планов Москвы, Петрограда, Ярославля опиралась на этот тезис. Несмотря на большую общность принципиальных положений этих проектов, каждый из них должен быть рассмотрен отдельно, так как их основой были различные градообразующие условия.

Перечень источников:

  1. 91. ГАЯО, ф. 1526, оп. 1, д. 70, лл. 11-12. Вернуться в текст
  2. 92. ГАЯО, ф. 1526, оп. 1, д. 13, л. 107. Вернуться в текст
  3. 93. "Зодчий", 1924, № 1, стр. 7-22.Вернуться в текст
  4. 94. Подобными рассмотренному проекту города-сада "Приволье". Вернуться в текст
  5. 95. Гражданская авиация СССР начала свою работу в 1923 г. на единственной регулярной воздушной линии Москва - Нижний Новгород протяженностью 420 километров. Вернуться в текст
  6. 96. "Зодчий", 1924, № 1, стр. 7-21. Вернуться в текст
  7. 97. "Зодчий", 1924, № 1, стр. 7-21. Вернуться в текст
  8. 98. А. Луначарский. Промышленность и искусство. - "Жизнь искусства", 1923, № 44, 6 ноября, стр. 8. Вернуться в текст
  9. 99. "Строительная промышленность", 1923, № 3, стр. 77. Вернуться в текст
  10. 100. См. также проект гаражей над мостами Парижа арх. К. Мельникова, стр. 147. Вернуться в текст
  11. 101. Эль Лисицкий. Серия. небоскребов для Москвы "Известия АСНОВА", 1926, № 1, стр. 2. Вернуться в текст
  12. 102. Так называемые "Горизонтальные небоскребы" были предназначены для центральных учреждений. Поясняя проект, автор писал: "Для устойчивого положения свободно балансирующего тела необходимы и достаточны три точки опоры... Поэтому мы ограничились тремя стойками с открытыми каналами лифтов и патерностеров, между ними застекленный канал лестничных клеток... Одна стойка заключена под землей между линиями метрополитена и служит ему станцией. У других двух - остановки трамвая... Структура верхней рабочей части (бюро, учреждения) : скелетная центральная труба, открытая от пола до верхнего света внутри, несет балконы коридоров, т. е., выйдя из лифта в первом этаже, можно читать на дверях помещений 2 и 3 этажей. На этой центральной раме консолями держатся горизонтальные площади этажей... Все элементы скелета нормированы и поэтому по мере потребности застройки новой площади по линии кольца "А" и "Б" остается лишь произвести монтаж готовых частей..." (В конструктивной части проекта участвовал инж. Эмиль Роот (Цюрих). - "Известия АСНОВА", 1926, № 1, стр. 2-3).Вернуться в текст
  13. 103. См. статью Н. Ладовского (ЭНАЭЛЬ). - "Известия АСНОВА", 1926, № 1, стр. 51. Вернуться в текст
  14. 104. Из резолюции совещания Коллегии отдела градостроительства по первым проектам реконструкции Москвы. Декабрь 1918 г. - ЦГАОР СССР, ф. 2263, оп. 10, д. 159, л. 192. Вернуться в текст

К началу страницы
Содержание    Поиски новой структуры городской жилой застройки...  Москва