Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Борис Ерофалов-Пилипчак.
Архитектура имперского Киева
 

Лешек Дезыдерий Владислав Владиславович ГОРОДЕЦКИЙ
архитектор (23.V.1863, Шелудьки - 3.1.1930, Тегеран)

  • Потомственный дворянин имения Жабокричи 2-го стана Брацлавского уезда на Подолии
  • Учеба в Одесском реальном училище св.Павла (1877-1884)
  • Окончил Петербургскую академию художеств со званием классного художника 3 степени за проект Охотничьего замка в Петергофе (1885-1890). Вторая серебряная медаль за проект Театра в общественном саду (1889)
  • Помощник архитектора Киевского учебного округа инж. Н.И.Чекмарёва (1890-1894)
  • Член Киевского отделения Императорского русского общества правильной охоты (1890), а также охотничьих обществ Англии, Франции, Польши
  • Организатор Киевского музея охоты и научно-охотничьих экспедиций в Ленкорань (1895), по Туркестану (1899, 1905), в Семиречье (оз.Балхаш) и Западную Сибирь (1909-1910), по Кении и Танганьике (1911-1912), по Мазандарану (1929)
  • троил на Украине: гимназия в Черкассах, сахарный завод в Шпикове, водочный в Бейбузах, собственная фабрика углекислоты в Симферополе; дворцы Добровольского в Тульчине, Воронцова в Городище; памятник Александру II и церковь в Черкассах, часовня в Рахнах, мавзолей на братской могиле в Екатеринодаре (1890-1910-е)
  • Собственная строительная контора на Крещатике, 19 (1894)
  • Соучредитель Киевского домостроительного общества (1895)
  • Член строительных комиссий Всероссийских выставок в Киеве (1897, 1913)
  • Соучредитель фирмы "FOR", архитектурное бюро по ул. Николаевской, 3 (1898)
  • Собственная вилла в Гашатории (1901)
  • Переезд в особняк на ул.Банковой, 10 - "Дом с химерами" (1903)
  • Член комиссии "О красоте города" (1912)
  • Эмиграция в Польшу (1920)
  • Реконструкция дворца Вишневецких под Тернополем (1920-1921)
  • Архитектор Министерства общественных работ (1921-1923)
  • Шеф архитектурного бюро фирмы "Улен и К°": крытый рынок и водонапорная башня в Петрокове, бойни в Люблине, Радоме и Ченстохове, казино в Отвоцке, бани в Згеже (1925-1927)
  • Персия, главный архитектор Строительного синдиката Персидских железных дорог: театр, шахский дворец и отель в Тегеране (1828-1930)

Серебряный век в Киеве отмечен замечательными именами архитекторов. Это были настоящие звезды: П.Ф.Алёшин, М.П.Бобрусов, Э.П.Брадтман, А.В.Кобелев, В.Н.Рыков, В.АЩуко и т.д. Среди их сооружений - образчики высшей пробы: от изысканного ар-нуво до неоампира. Тем не менее имя В.В.Городецкого стало нарицательным, когда речь идет об архитектуре Киева начала XX века.

Городецкий - носитель чисто польской одухотворенности, зодчий неоромантизма и космополит. Он построил в "чистых" стилях известные "греко-классический" музей, "мавританскую" кенассу, "готический" костел. Одним из первых в Киеве широко использовал цемент, исследуя его конструктивные и пластические возможности. На его стройках инженер А.Э.Страус разработал буронабивные бетонные сваи. Со скульптором Элио Саля отрабатывался импрессионистский почерк - ветер в гривах музейных львов. Его архитектурные детали из цемента по-модерному преувеличены, напряжены и хлестки. Но прославился архитектор благодаря "диковатому", как он выражался, сооружению - собственному дому.

Однако сперва обстоятельства не благоприятствовали, и самостоятельную практику зодчий начал с дворовых клозетов, открыв "Строительную контору домовой канализации архитектора В.В.Городецкого". Следующим шагом к устойчивости было создание цементного завода "FOR". Но более важным событием в этой цепочке была женитьба на Корнелии Францевне Марр, дочери состоятельного киевского промышленника. Лишь тогда он получил крупные заказы и средства, достаточные для строительства собственной фабрики, виллы, дома, плавающей дачи. И - для хобби.

Городецкий - трудяга, буржуа, аристократ. И увлечение его было весьма шляхетным - охота. В 1914 году в Польской типографии на Крещатике была отпечатана его книга "В джунглях Африки: Дневник охотника", подводившая итог самому плодотворному периоду жизни:

34. Павильон графа И.А.Потоцкого на Всероссийской выставке 1897 года . Киеве (территория нынешнего Республиканского стадиона). Фото из архива НИИТИАГ, 1897 год.

"В 1911 году мне, наконец, предоставилась возможность осуществить то, о чем я мечтал столько лет, что с раннего, чуть-ли не с детского возраста, под влиянием рассказов Жюля Верна, Майн-Рида и других, возбудило мое детское воображение и, став заветной моею мечтою, послужило причиной целого ряда предпринятых мною путешествий. ...Несмотря на огромный интерес, который представляет для путешественника, как в охотничьем, так и в бытовом отношении Средняя Азия, она ни в смысле флоры, ни фауны не может сравниться с Африкой, с этой сказочной страною, раем охотника в буквальном смысле этого слова!". В книге автор ни словом не помянул о своей профессии. Архитектура была его неотъемлемой частью, но шла после охоты и "милых дам", Корнелии и дочери Хелены.

35. Особняк В.В.Городецкого на Банковой улице. Фото: КИЕВЛЯНИН, 1904 год.

Охота дала идею дома с фантастически перемешанными фигурами зверей, драконов, русалок и охотничьего реквизита. Первый опыт "дома охотника" - студенческий проект великокняжеского охотничьего замка. А в Киеве архитектор построил "в стиле rustique" павильоны гр.Кочубея и И.АПотоцкого для выставки 1897 года. Стилизация "рустик" предполагала использование необработанных материалов в отделке и предвосхитила устремления стиля модерн, который искал новые ощущения в естественной фактуре: "Впечатление охотничьего домика еще более усиливается отделкой первой комнаты павильона, переполненной чучелами птиц и зверей. Павильон построен из тех сортов деревьев, какие имеются в имении гр.Потоцкого, причем стены обшиты исключительно березовой корой с дубовыми и сосновыми пилястрами"*.
* * К.Свирский. Общий очерк выставки: Киевская сельскохозяйственная и промышленная выставка 1897 года и ее участники. - К., 1898. - Ч.П. - С.35. Вернуться  в текст

Неограниченное количество цемента и необходимость его рекламировать дооформили идею. Площадку под свой дом архитектор получил задешево на крутом откосе-неудобице у Николаевской площади. Композиция особняка основывалась на динамичном разворачивании центральной лестницы. Вокруг дома был устроен обход с почти кинематографическим сценарием осмотра. Со стороны площади особняк воспринимался естественной кулисой для театра Соловцова. Девять видовых точек были выстроены на математически точно сокращавшейся спирали: снизу, от созерцания дома как монолитной шестиэтажной башни через каменистый садик, угловую скульптуру и прочие визуальные приключения наверх, к главному фасаду, густо усаженному разномастными тварями, и к лестничному витражу, приоткрывавшему его внутренний мир. На входе стены вестибюля были расписаны под морское дно. Парадная лестница в скульптурных и живописных аксессуарах охоты закручивалась вокруг фонаря-дельфина. Столовая была украшена цветастым рыбьим фризом и лепным фруктовым потолком, а кабинет привлекал многочисленными трофеями - рогами, звериными головами, чучелом медведя и оружием. Особый интерес представляли собой люстры: в столовой - из натуральных рогов оленя и косули со светильниками-цветами, в кабинете - из крученых бараньих рогов с плафонами-сосульками, а в вестибюле - из больших морских раковин с лампами-жемчужинами.

В итоге Городецкий возвысил китч до уровня искусства. Вместо джунглей архитектор завещал киевлянам бетон: "Внуки наши не увидят уже в Африке всех этих чудес", - значится на второй странице его книги. Пророчество сбылось.

Печатная слава "дома с химерами" и его автора неистощима и однообразна. Но самой короткой и дельной остается первая заметка об особняке В.В.Городецкого в профессиональной прессе: "Это сооружение является одним из оригинальнейших в гор. Киеве, и если художественные достоинства композиции не велики, то исключительность форм, как в общем, так и в деталях, останавливает на себе всеобщее внимание.

Что касается внутренней отделки помещений, некоторые капризно сочиненные детали не лишены своеобразного интереса" ("Строитель", 1904, № 1-2. - С. 65, 70).

36. Николаевский костел на улице Большой Васильковской.
Фото 1910-х годов.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ В КИЕВЕ - Выставочные павильоны:
- графов Кочубея, И.Потоцкого и К.Потоцкого для Всероссийской выставки 1897 г. на Троицкой пл./ Черепановой горе, гл.архит. Н.Добачевский;
- для Всероссийской выставки 1913 г., гл.архит. Ф.Вышинский.
1893 - Павильон и тир Общества правильной охоты на ул. Большой Дорогожицкой;
- Проект Охотничьего клуба.
1894-1910-е - Промышленные сооружения:
- проектирование канализационных сетей;
- корпуса Южно-Русского машиностроительного завода по ул.Жилянской, 107 (1897-1898);

- цементный завод "FOR" по ул. Кирилловской, 102 (1898).

1895-1902 - Застройка усадьбы Киевского домостроительного общества:
- планировка улиц Николаевской, Меринговской, Ольгинской, Новой совместно с архитт. Э.Брадтманом и Г.Шлейфером (1895);
- комиссионерство "Работник" (торговый дом Кимаера) по ул.Николаевской, 13 (1895-1897);
- интерьеры гостиницы "Континенталь" по ул. Николаевской, 5 и театра "Соловцов" на Николаевской пл., архитт. Э.Брадтман, Г.Шлейфер (1897-1898);
- проект цирка Крутикова (1902), не осуществлен.
1896-1913
1897-1903 - Жилые здания:
- дом Попова на ул. Б.Васильковской, 3 (1897);
- доходный дом Бендерского на углу Караваевской пл. и ул. Большой Васильковской, 25 (1897-1899);
- собственный доходный дом-особняк по ул.Банковой, 10, (инж. А.Страус, скульпт. Э.Саля, Ф.Соколов, живоп. Евг.Саля, пом. архитт. К.Бабыкин, А.Леонтьев, 1901-1903);
- доходный дом Первого Российского страхового общества на Крещатике, 28, (консульт.архит. Н.Бенуа, 1902-1903).
1898-1900 - Городской музей древностей и искусств по ул.Александровской (Грушевского, 6), по эскизу архит. П.Бойцова, инж. А.Страус.
1898-1900 - Караимская синагога (кенасса) на Большой Подвальной, 7, скульпт. Э.Саля, инж. А.Страус.
1899-1909 - Николаевский костел на Большой Васильковской, 75 (по эскизам архитт. С.Воловского и П.Гиппиуса, скульпт. Э.Саля, инж. А.Страус);
- дом причта.
1890-1900-е - Памятники:
- памятник и мавзолей графа Витта на Байковом кладбище;
- мавзолей фамилии Штейнгель на Аскольдовой могиле;
- мавзолей фамилии Ледоховских на Байковом кладбище;
- склеп Лелявского в Выдубицком монастыре (1905).
1900-1910-е - Плавающая дача "Сафари" на Днепре.
1909-1914 - Оформление фасадов:
- доходного дома Ягимовского по ул.Гоголевской, 23, (архит. В.Безсмертный,1909); - Дворянского Земельного банка по ул. Большой Владимирской, 10 (архит. АКобелев, 1911); - Общества скорой помощи по ул. Рейтарской, 22 (архит. Д.Торов, инж. И.Зекцер, 1914).

К началу страницы
Оглавление