Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Борис Ерофалов-Пилипчак.
Архитектура имперского Киева
 

АРХИТЕКТОРЫ КЛАССИЦИЗМА XIX вв.

Викентий (Савелий-Иосиф-Антоний) Иванович БЕРЕТТИ
архитектор мастер (3.VI.1781, Дамазо-де-Урбе - 6.VIII.1842, Киев)

  • Родом из Италии. Отец его, Джованни Беретти, был профессором механики. Семья переехала в Санкт-Петербург (1780-е)
  • Со званием классного художника окончил Петербургскую императорскую Академию художеств (ПИАХ) у А.Д.Захарова (1798-1804): вторая золотая медаль за проект казармы конного полка
  • Архитекторский помощник на строительстве театра (1802) и биржи у Ж.Тома де Томона (1804-1811)
  • За обе работы высочайше награжден соответственно золотой табакеркой и бриллиантовым перстнем
  • Присвоено звание академика ПИАХ за проект кадетского корпуса (1809)
  • В С.-Петербурге по собственным проектам построил около десяти мостов, три каланчи и десятки зданий, в окрестностях - три церкви, фабрики, заводы, сельскохозяйственные соору жения и проч. (1810-1830-е)
  • Проект триумфальной колонны в память об Отечественной войне (1812)
  • Родился сын Александр (15.IV. 1816) o Архитектор петербургского Комитета для строений и гидравлических работ под руководством инж. А.А.Бетанкура (1816-1825)
  • Старший архитектор Комитета (1825-1839)
  • Член Комитета по сооружению Исаакиевского собора, разработка конкурсных вариантов собора при участии архитекторов В.П.Стасова, К.И.Росси, А.И.Мельникова, Андрея и Александра Михайловых, О.А.Монферрана и др. (1816-1824)
  • Архитектор Медико-хирургической академии (1820-1829)
  • Член Комиссии по оценке недвижимости после наводнения в Петербурге (1824-1826)
  • Проект обелиска во имя Св.кн.Владимира в Херсонесе (1825)
  • Получил звание профессора второй степени за проект казармы (1831)
  • Выиграл конкурс на проект Киевского университета, в котором принимали участие архитекторы А.П.Брюллов, А.И.Мельников, К.А.Тон (1837)
  • Переехал в Киев (1837) с учеником, П.И.Спарро o Похоронен на Байковом кладбище

Казенное строительство второй трети XIX века становится тяжеловесным и всеохватывающим. Архитектурная работа и образование невероятно централизованы. Все сколько-нибудь значимые проекты проводились через Петербург, их главным цензором и ценителем бьш император. В Киеве появился ряд "своих" прекрасно образованных зодчих, прошедших петербургскую Академию художеств, таких как И.О.Вальпред, П.А.Дубровский, Э.М.Русско, М.Сафонов, П.И.Спарро, Л.В.Станзани. Но все это были архитекторы второго круга, олицетворявшие провинцию Российской империи. Итоги их работы всегда определял столичный циркуляр. Среди них оказался и В.И.Беретти, не самый блестящий архитектор Петербурга. Распоряжаясь об окраске университета в Киеве, он заметил: "В избрании цвета оной я затрудняюсь, не зная желания государя по сему предмету".

Не иначе как по обращению правительственного Министерства народного образования Академия художеств объявила конкурс на проект здания Киевского университета, который в соревновании с видными петербургскими архитекторами выиграл В.И.Беретти. У академика Беретти бьш тридцатилетний строительный стаж и репутация опытного зодчего. Но его работы, в отличие от сильных соперников, оказывались скорее механистическими, чем изысканно композиционными. В конкурсном успехе, по-видимому, сыграл роль опыт строительства в Медико-хирургической академии ветеринарной и фармацевтической школ, школы-пепиньера для малолетних и перестройки самой академии, то есть - учебных зданий.

25. Университет.
Фото из архива НИИИТИАГ, 1920-е годы.

Выиграв конкурс, В.И.Беретти стремился на киевское строительство. Размеры университета были столь велики, что вокруг грандиозного здания образовался новый городской район. Так как в Киеве невозможно было отыскать "практического архитектора" (осуществляющего надзор) и архитекторского помощника, В.И.Беретти рекомендовал Строительному комитету по возведению университета назначить на эти должности Эджио Русско, с которым он работал на Исаакиевском соборе, и Михаила Сафонова, только окончившего Академию художеств. Комитет в свою очередь ходатайствовал о переезде самого автора проекта, "дабы главный архитектор Беретти... мог иметь постоянное и безотлучное пребывание в Киеве, с доставлением ему в вознаграждение теряемых в С.-Петербурге окладов". Перебравшись в Киев, архитектор взял помощником своего ученика, П.И.Спарро, новоиспеченного художника XIV класса, который принял дела у Э.М.Русско.

Пять лет В.И.Беретти в Киеве, пожалуй, перевесили для него все остальные годы работы.

Архитектор, привыкший строить в ясном плане Петербурга, зная наверняка, куда и по какому ранжиру вписываются его здания, осуществил техническое усилие в попытке перенести на Киев упорядоченность имперской столицы. И нельзя сказать, что она ему не удалась. Подготавливая место для университета к югу от Старого города, В.И.Беретти спланировал район, вскоре перехвативший пальму первенства у Печерска. Главными осями новой планировки стали Большая Владимирская ул. и Бульвар, у пересечения которых и была размещена Университетская площадь. Здание университета - огромное каре - восьмиколонным портиком было обращено в сторону Крещатика. Распластанный трехэтажный блок угрюмо довлел надо всей округой.

Чугунные архитектурные детали, доставленные с тульских заводов кн. Бабирсова, - громадные ионические капители, нависающие модульоны карниза, орел с восьмиаршинным размахом крыльев на аттике - подчеркивали тяжеловесное впечатление. Во внутренних конструкциях применялся чугун киевского промышленника Т.Дегтярёва. Здание было сработано крепко.

26. Институт благородных девиц, вид с Крещатицкой площади (сегодня майдан Незалежности).
Фото начало 1870-х город.

Тяжелый Киевский университет оживлялся лишь со стороны ботанического сада - двумя фланкирующими апсидами католической и православной церквей и центральным ризалитом, над которым задумывалась обсерватория. Полукруглые выступы университета, равно как и более удачная по своему положению ротонда Института благородных девиц, были как бы негативами изящных ротонд Андрея Меленского, выделяясь не из городского окружения, а из сплошной фасадной стены.

Стена и проспект - главные инструменты архитектора Викентия Берегти.

И если Меленский представлял в Киеве московский "камерный" ампир, то Берегти привнес в город черты петербургского классицизма.

Институт благородных девиц, еще одно "учебное заведение" архитектора, возвышаясь над Крещатиком со стороны Печерска, служил своеобразным "переходником" к Старому городу в едином теле Нового Киева. Заключительным аккордом в грандиозном классицистическом ансамбле должен был стать проспект, соединяющий Присутственные места на Печерске с университетом: "новый проспект, начиная от Никольской улицы, через Виноградный сад между двух башен строящейся крепости и на границах Виноградного и Шелковичного садов круглую площадь для продажи сена с бассейнов в середине оной, а оттуда прямо на середину университета, перед которым делает скверу, занимая для сего, кроме назначенной перед зданием площади шириною 74, длиною 150 сажен, еще один квартал, назначенный под заселение каменными домами и сколь можно открыть на оное вид с разных пунктов города..."*.
* Центральный государственный исторический архив Украины (ЦГИАУ). - Ф. Строит. Комитета ун-та (1841 г.). - Д. 400. - Л. 2, 3. Вернуться  в текст
Помехой столь выразительной перспективе, достойной самого Тома де Томона, послужило отрицательное решение Строительного комитета, столкнувшегося с необходимостью сноса двадцати частных домов. Усадьбы, по-видимому, были вельможными, так как для крепостной эспланады в те же годы дома горожан сносили сотнями.

В.И.Берегти не увидел окончания своих киевских строений - университета, института, обсерватории. Завершал их его сын Александр, переехавший в Клев после кончины отца. А.В.Беретти построил Анатомический театр, Первую гимназию и пансион Левашовой, дополнившие ансамбль университетского Киева. Он преподавал в Университете св.Владимира сразу после открытия достроенного им здания. Последние годы жизни провел в психиатрической клинике. Киевскому периоду творчества архитектора посвящена книга Б.С.Бутник-Сиверского "Архітектор В.І.Беретті в Києві" (К.; Львов, 1947).

27. Проект Обсерватории, 1840 год.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ В КИЕВЕ
1834-1835 - Конкурсный проект здания Киевского университета, первая премия.
1835-1837 - Планировка Владимирского проспекта (ул. Большая Владимирская).
1835-1842 - Проектирование и строительство Университета св. Владимира по ул. Большой Владимирской, 60, при участии архит. И.Вальпреда, Э.Русско, М.Сафонова, П.Спарро; окончание строительства - архит. А. Беретти.
1836-1838 - Пристройка аркбутанов и открытие для обозрения Золотых ворот, чугунная ограда - архит. Ф.Мехович.
1837-1842 - Планировка Старокиевского участка на территории, прилегающей к университету, совместно с архит. Л.Станзани и П.Спарро.
1838 - Проект университетской обсерватории в готическом стиле на берегу Лыбеди у Паньковщины, на территории, подаренной от Софийского собора митрополитом Арсением университету, - не осуществлен.
1838-1839 - Планировка университетского ботанического сада.
1839 - Выбор места для 13-ой гимназии на Университетской площади совместно с попечителем Киевского учебного университет округа фон Брадке; проект и строительство гимназии архит. А.Беретти (1844-1850).
1839-1842 - Институт благородных девиц по ул. Бегичевской (Институтская ул., 1-3), архитекторский помощник - Богуш, иконы для внутренних церквей - худ. Майков; достройка - архит. А. Берегти (1842-1844).
1840-1842 - Университетская обсерватория в классическом стиле по ул. Обсерваторной, 3, совместно с проф. астрономии И.Федоровым; окончание - архит. А.Беретти (1845).
1841 - Проект перепланировки нового центра города с устройством проспекта, соединявшего Московскую ул. на Печерске с Университетом св. Владимира, не осуществлен.
1841-1842 - Эскизы росписей интерьеров университета, худ. Э.Коломбо; живописные работы не осуществлены. Тринадцать икон для католической и православной церквей университета выполнил худ. Ф.П.Брюллов.

К началу страницы
Оглавление