Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Вадим Алешин, Наталья Кухар-Онышко, Владимир Яровой
Николаев. Архитектурно-исторический очерк
10. Проект отмечен III-й премией в конкурсе, проводимом Госстроем УССР и Союзом архитекторов Украины, на лучший проект в области градостроительства и архитектуры.Вернуться в текст
11. Проект детальной планировки района был разработан в Гипрограде в 1973 году.Вернуться в текст
12. Комплекс НКИ награжден дипломом II степени ВДНХ СССР за архитектурно-планировочное решение.Вернуться в текст


СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ГОРОДА

В течение первых двух послевоенных пятилеток Николаев практически залечил раны, нанесенные в период немецко-фашистской оккупации. Сто двадцать тысяч квадратных метров - такой прирост жилого фонда по сравнению с довоенным получил город уже к 1953 году. Однако методы, характерные для архитектурно-строительной практики в то время, не к середине 50-х годов перестают отвечать требованиям социального заказа. По прошествии 10 лет мирного труда назрела острая необходимость перейти к массовому жилищному строительству с применением типового проектирования и индустриальных методов возведения сооружений, чтобы в самый короткий исторический отрезок обеспечить людей благоустроенным жильем. Это было время, когда на повестку дня был поставлен количественный фактор. Противоречие между требованием решать эту социальную проблему и творческой направленностью советской архитектуры нужно было преодолевать.

Об этом говорилось на состоявшемся в 1954 году Втором всесоюзном совещании строителей, этому было посвящено Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". В архитектуре Страны Советов начался новый этап. Не монументальные композиции с использованием классических приемов, не предельно усложненные декором фасады, а строгие, лаконичные линии и формы, недорогие, легко изготовляемые в заводских условиях и быстро монтируемые на строительной площадке детали - именно такой стала генеральная линия развития советской архитектуры. Можно сказать, что это было время примата инженерии над зодчеством.

Нет ничего удивительного, что именно в эти годы в городе создается ряд значительных инженерных объектов. В течение 1958-1964 годов через Южный Буг из крупноразмерных железобетонных элементов сооружен разводной мост оригинальной конструкции (автор проекта - инженер Киевгипротранс А. А. Кирпачев). Простой по своим очертаниям, он явился необходимым акцентом, организующим водное пространство реки и ее невысоких берегов. Градостроительную же роль этого мостового перехода трудно переоценить - благодаря ему Николаев получил возможность выхода на правый берег Буга. За внедрение ряда новаторских приемов при строительстве этого моста начальнику мостоотряда №444 Л. Г. Карели присуждена Ленинская премия.

Важную роль в формировании силуэта города сыграло строительство в 1958 году по проекту архитектора С. А. Балишанской телецентра и трансляционной башни 200-метровой высоты. Активно взаимодействуя с другими высотными постройками центральной части Николаева, эта ажурная металлическая конструкция башни воспринимается с больших расстояний и служит своеобразным ориентиром.

Поворотным пунктом в истории жилищного строительства в Николаеве стал ввод в действие в сентябре 1962 года строительного комбината для сооружения крупнопанельных домов серии І-464 П. Так как город в основном располагается на просадочных грунтах, Николаевским Облпроектом в содружестве с московским институтом "Фундаментпроект" разработаны три экспериментальных проекта жилых домов серии І-464 А с применением фундаментов из коротких забивных свай.

В это же время областное правление Научно-технического общества стройиндустрии объявило конкурс на лучшую конструкцию стеновой панели с учетом климатических условий города и местных строительных материалов. В результате этого конкурса было рекомендовано изготовлять их для домов серии I-463 из опокобетона, используя в качестве заполнителя широко распространенную в Николаевской области опоку. Велись интенсивные работы по улучшению наружной и внутренней отделки жилых домов. Инженерная мысль не стояла на месте.

Необходимость ускоренного развития индустрии домостроения в Николаеве была связана с тем, что еще в 1960 году 82 процента горожан проживали в одно-, двухэтажных домах, практически лишенных необходимых удобств.

Пионерами массового жилищного строительства в городе стали возведенные на свободных территориях микрорайоны "А" и № 1.

Микрорайон "А" был создан в юго-восточной части Николаева на площади 22 гектара (автор - архитектор В. Гуревич) в районе улицы Строителей между проспектами Мира и Октябрьским. Застраивался микрорайон в основном 5-этажными жилыми домами серий I-464 П и I-463. Углы этого жилого образования были акцентированы 9-этажными точечными домами.

Одновременно возводился и микрорайон № 1 (архитектор Н. А. Феоктистова) на юго-западе города. Несколько позднее по её же проекту неподалеку возникают 18 и 25 микрорайоны... Это были первые шаги индустриального домостроения.

Архитектурный облик возводимых в те годы домов определялся исключительно требованиями строительной техники - сугубо экономический подход к формированию жизненной среды, неразвитость домостроительных комбинатов, выпускающих крайне ограниченное число серий, негибкость конструктивных схем повлекли за собой однообразие архитектурных решений новых жилых районов. Как следствие этого - использовался в основном строчной принцип размещения домов, обусловленный учетом условий инсоляции, и рисунок застройки был достаточно упрощенным.

Многократное тиражирование сооружений и планировочных приемов не может не привести к утрате черт, характерных только для этого населенного пункта. Город незаметно теряет свой облик, перестает быть узнаваемым. Историческое прошлое растворяется в стандартных новостройках, а это влечет за собой далеко идущие последствия и, в первую очередь, социальные.

С другой стороны, переход от выборочного строительства к комплексному имел и целый ряд положительных сторон. Микрорайонная застройка привела к прогрессивной системе обслуживания, названной ступенчатой. Эта система требовала создания трех уровней предприятий соцкультбыта: повседневного пользования (размещенного непосредственно в жилых группах), периодического (на территории микрорайонов) и, наконец, эпизодического (в центрах жилых районов). Все это дало возможность максимально обеспечить население предприятиями культурно-бытового обслуживания и территориально приблизить к нему школы, детские сады, магазины, места массового отдыха и спортивные сооружения. Большое внимание уделялось благоустройству и озеленению внутримикрорайонных территорий.

В 1969 году Совет Министров республики утвердил новый генеральный план Николаева. Разработанный в Гипрограде (авторы проекта - архитекторы М. А. Иориш, А. Н. Раппопорт, В. Н. Толмачев, инженеры М. Ю. Лейнзон, Е. Ф. Петрушенко, Л. Г. Туровская, Э. В. Штундель), он определял перспективы развития города до конца века.

К этому времени, несмотря на значительные работы по преобразованию городской среды, для Николаева было характерно чересполосное расположение промышленности и селитебных территорий, был практически перекрыт выход жилых образований к акваториям.

Схема застройки микрорайона "А". Архитектор В. Гуревич. Начало 1960-х гг.

Генеральным планом предусматривалось увеличение населения к 2000 году до 450 тысяч жителей.

В процессе проектирования авторы проанализировали шесть вариантов территориального развития города. После их тщательного изучения в основу генерального плана был положен вариант, в котором рост городских селитебных территорий намечался за счет намыва и подсыпки участков в излучине Ингула, в районе полуострова Аляуды, а также на берегу Южного Буга в Лесках. Большое место в обеспечении города новым жилым строительством отводилось и реконструктивным мероприятиям в районах малоценной застройки.

Центр города представлялся градостроителям в виде пространственно развитой системы, насыщенной необходимыми функциями и имеющей выход к рекам и крупным зеленым массивам.

Проектируемая система магистралей позволяла использовать исторически сложившуюся сеть улиц и была построена на дифференциации по видам и скоростям движения. Предусматривалось создание пешеходных зон в центральной части Николаева. Вскоре после принятия генерального плана объявлен конкурс на эскизный проект планировки и застройки центральной части Николаева. В работе приняли участие творческие коллективы Киевпроекта, Гипрограда и других проектных институтов. Однако предлагаемые реконструктивные мероприятия практически не учитывали архитектурно-художественную специфику центра города. Сосредоточение в этом районе не только памятников архитектуры, но и того, что сейчас принято называть фоновой застройкой, определяющей и характер, и масштаб, и ритмический строй старого Николаева, требовали особо деликатного отношения к сложившемуся облику. В проектах центральное ядро буквально угнеталось совершенно не свойственными ему чрезмерно усложненными объемно-пространственными структурами, расположение которых подчинялось не логике городской среды, которая формировалась в течение длительного времени, а неким формальным постулатам, принятым проектировщиками. Укрупненные кареобразные элементы проектируемой застройки требовали почти полного уничтожения старых зданий, осовременивали масштаб центра города. А это неотвратимо влекло за собой практически полное игнорирование классицистической планировочной сетки.

Кроме того, такой размах реконструкции совершенно не принимал во внимание экономические возможности Николаева. Речь идет не только о сложнейших трехуровневых транспортных развязках, но и о нежелании учитывать темпы переустройства городских территорий.

Чем можно объяснить такую недооценку исторически сложившейся застройки? Думается, этому есть несколько причин. С одной стороны, это следствие своеобразной архитектурной моды, предлагающей совершенно определенную модель пространственной организации - не гармоничное взаимодействие старого и нового, а диктат вновь возводимых строений, их доминирующее значение. Архитекторы не столько стремились следовать законам, по которым в течение длительного времени развивался городской организм, сколько формулировали свои. С другой стороны, в те годы еще не были однозначно определены критерии оценки наследия, еще не вступил в действие закон "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Все это вместе взятое привело к занижению роли старой застройки (и градоформирующей, и идеологической, и познавательной).

Это не означает, что большая работа была выполнена впустую. В частности, в проекте Гипрограда (авторы проекта - архитекторы Л. Н. Голович, М. А. Иориш, Б. М. Кац, А. Н. Раппопорт, Н. И. Старушко, О. В. Старушко, В. Г. Хачатуров, инженеры М. Ю. Лейнзон, И. И. Спивак, Л. Г. Туровский, Э. В. Штундель) был сформулирован целый ряд интересных идей, реализованных впоследствии.

Территория центральной части Николаева делилась на ряд функциональных зон, что предопределяло их архитектурный облик. В районе площади имени В. И. Ленина концентрировались политико-административные учреждения. По оси Садовой улицы намечалось создание театра, кинотеатров и других культурно-просветительных зданий. Эту зону по направлению к югу должен был продолжить общественный центр промышленного района. Торговые предприятия располагались в основном в районе Крытого рынка на проспекте Ленина. На западе предполагалось создать спортивную зону, имеющую непосредственный выход к зеленому массиву на берегу Южного Буга.

Уже на этом этапе предусматривалось создание мощной пешеходной эспланады между улицами Московской и Лягина, связывающей зону отдыха на правом берегу Ингула с площадью имени В. И. Ленина, и далее до площади перед Дворцом судостроителей.

Одновременно с конкурсным проектированием центральной части Николаева разворачиваются работы по завершению ансамбля площади имени В. И. Ленина. В течение короткого времени формируется застройка южной части площади: возводятся Дом связи и Дом Союзов (1968-1970 годы, архитекторы С. К. Якимович, В. Н. Добровольская), Дом политпросвещения (1974 год, архитекторы В. Н. Добровольская, Е. К. Григорьева, Н. А. Никифоров), Дом проектных организаций (1968 год, архитектор В. Н. Добровольская).

Характерным представителем творческих взглядов в советской архитектуре 60-х - начала 70-х годов может служить, в частности, сооружение, в котором разместились Дом связи и Дом профсоюзов. В качестве основного композиционного приема принята целая система контрастных соотношений. Центральный объем решен в простых формах, фасад обогащен лишь вертикальными межоконными ребрами. Горизонтальный поясок между первым и вторым этажом как бы соперничает с этим четким ритмическим строем. Ему противопоставлен мощный ризалит с левой стороны здания. Контрастность решения усилена не только за счет создания витража по всему фронту главного фасада, но и за счет повышения этажности. С противоположной стороны постройку также фланкирует ризалит, но лишь слегка выявленный и по размерам более скромный. В этих боковых объемах тот же поясок вместе с боковыми стенами и перекрытием играет роль своеобразного обрамления, пространственно фиксирующего застекленную часть. Глухие, лишенные каких-либо деталей боковые торцы и примыкающий к правому ризалиту участок главного фасада усиливают ощущение "вырывающегося наружу" из гигантских окон интерьера. И наконец, этому в целом лапидарному объему противостоит насыщенное декоративными деталями и достаточно сложное по своему архитектурному решению здание Николаевского обкома партии.

Дом связи и Дом профсоюзов. Архитекторы С. К. Якимович, В. Н. Добровольская. 1968-1970 гг.

Завершающим аккордом в застройке центра города стало административное здание облисполкома, построенное в 1981 году по проекту архитектора П. А. Казимирчука и инженеров С. Н. Фадеевой и А. И. Лихитченко. Его 9-этажный объем фиксирует пространство площади с восточной стороны. Главный фасад решен в монументальных и простых формах, создающих ощущение приподнятости и торжественности. Ритм мощных солнцезащитных ребер перебивается двумя слегка выступающими вперед пилонами, ограничивающими главный вход в сооружение и лестничную клетку. Сдвижка входа от оси симметрии придает спокойному облику здания неожиданную, но оправданную динамику. Удачно найдены пропорциональные членения масс цокольного этажа, выделенного цветом, семи рабочих этажей и лаконично решенного карниза.

Здание облисполкома.

Итак, ансамбль площади имени В. И. Ленина формировался длительное время - тут есть и сооружения, возведенные во второй половине XIX века, и постройки 1950 и 1960-х годов, и современные архитектурные сооружения. Здесь явственно прослеживается преемственность градостроительного замысла, идущая еще с конца XVIII века. Суть его в том, что архитектурный облик центральной части Николаева активно включает природные элементы, подчеркивающие и обогащающие его, - акватории Ингула и Южного Буга. Площадь раскрывается наружу, как бы перетекает в окружающий ландшафт.

Но кроме "центробежного" эффекта, налицо еще и "центростремительный". Монументальность сооружений на площади выделяет их из окружающей застройки при восприятии высокого берега Ингула издалека. Широкая многомаршевая лестница, связывающая площадь с рекой, уже с более близких точек притягивает к себе, четко определяя вектор движения. Такая открытость, доступность площади превратила ее в самое популярное место отдыха.

Памятный знак на Флотском бульваре. 1976 г.

И еще одно интересное качество центральной площади Николаева. Ведь по сути это не одна, а две площади. Часть ее, раскинувшаяся перед зданием Обкома партии, решена в виде эффектной эспланады как естественное продолжение Советской улицы - пешеходная улица-коридор вдруг "взрывается" открытым пространством, визуально связанным с бесконечными далями правого берега Ингула.

Несмотря на то, что центральная площадь города значительна по своим размерам, она не производит впечатления пустынного пространства. Это достигнуто и за счет того, что площадь с западной и восточной стороны обрамлена достаточно крупными по размерам архитектурными объемами, и зонированием ее с помощью средств внешнего благоустройства, в частности на территории в непосредственной близости от здания облисполкома разбит сквер, скрадывающий истинные размеры площади.

Такому двухчастному решению площади Ленина, способствуют и средства монументальной пропаганды - здесь в 1957 году возведены памятник B. И. Ленину (скульптор Ш. И. Микотадзе, архитекторы А. К. Марочинский, В. И. Добровольская, И. И. Пейсахис, А. Я. Семенова, Г. П. Скуратовская) и мемориал в честь героев-ольшанцев (1974 год, скульпторы Ю. П. Поммер, А. М. Измалков, архитекторы В. П. Попов, О. П. Попова, А. Н. Душкин).

Важным элементом центральной части Николаева стал реконструированный в 1976 году Флотский бульвар (архитекторы И. И. Пейсахис, С. А. Руденко). Это со вкусом озелененное и благоустроенное пространство, тянущееся вдоль высокого берега Ингула от площади Ленина до Пушкинской улицы, связало пешеходную Советскую улицу с рекой. Но рекреационными функциями роль бульвара не ограничивается. Он несет важную познавательную функцию. В непосредственной близости от здания Николаевского областного комитета партии установлен памятный знак, посвященный истории города, а рядом с Ингульским мостом воздвигнут памятник уроженцу Николаева - легендарному адмиралу C. О. Макарову (скульптор А. А. Коптев, архитектор А. А. Сапелкин).

Эффектная многомаршевая лестница связывает Флотский бульвар с набережной Ингула. Строительство набережной продолжается и сейчас. Согласно генеральному плану она должна опоясать полуостров Лагерное поле и дойти до Варваровского моста.

Недалеко от площади Ленина на Московской улице, сооружено административное здание (архитекторы В. Н. Диденко, И. В. Хомутов). Лаконизм линий, сдержанность используемых художественных приемов и, главное, точно найденный масштаб, приближенный к масштабу исторически сложившейся застройки, привлекают к себе внимание. Несколько портит впечатление невыразительно, трафаретно решенный вход в здание.

Памятник адмиралу С. О. Макарову. Скульптор А. А. Коптев, архитектор А. А. Сапелкин, 1976 г.

Мы не случайно выделили эту непритязательную по виду постройку. Ее анализ заставляет задуматься о путях реконструкции старых городов.

Исторический город всегда требовал от архитектора непременного вживления в образный строй существующего окружения. Казалось бы, "подсказка" идет со всех сторон - индивидуальные топографические особенности участка, окружающие здания, их масштаб, композиционные приемы, цветовое решение, элементы благоустройства - нужно только внимательно всмотреться, вслушаться в "тембр" городской среды... Но выясняется, что описать эти особенности необычайно трудно, город плохо поддается формализации, сопротивляется ей.

Проектировщик, не будучи в состоянии обнаружить закономерности в формировании среды, вольно или невольно уходит от решения задачи гармоничного сочетания старого и нового, стремясь выразить свое индивидуальное понимание архитектуры. Этот процесс "внедрения" современных форм в историческую застройку в ряде случаев необычайно болезнен для города.

Методов решения этой проблемы немало: это и "метод подобия", и "метод контраста", и, наконец, как в рассматриваемом случае, "метод нейтральности". Каждый из них правомочен, у каждого есть свои сторонники и противники. Важно, чтобы архитекторы всегда обостренно ощущали предшествующий им массив истории, осознавая, что старый город - не полигон для экспериментирования, а организм с присущими только ему особенностями.

Давно известно - чтобы разрушить древний ансамбль (либо сложившуюся специфику городской среды), не обязательно сносить его элемент. Иногда достаточно построить что-либо рядом. Примером такого неудачного решения может служить 9-этажный жилой дом, построенный на углу улиц Советской и Р. Люксембург. Тяжеловесный объем этого сооружения входит в серьезный конфликт с характером окружающей застройки.

В то же время в эти годы возведен ряд удачных зданий. Это :- отделение госбанка на Фалеевской улице, административные здания на улицах Свердлова, Пушкинской и другие. Стилизованные архитектурные детали, украшающие главный фасад (обрамления окон, пилоны и т. д.), ритмические и масштабные характеристики являются своеобразными знаками, заставляют рассматривать их исключительно в контексте сложившейся среды.

В 1978 году закончено строительство жилого дома на одном из ответственнейших участков центра - пересечении Советской и Плехановской улиц (авторы проекта - архитекторы В. П. Попов, В. Д. Жуков и В. В. Цымбал). Построенный в достаточно современных архитектурных формах, дом прекрасно вписался в особый "микроклимат" главной улицы города. Этому способствовало и характерное для застройки Николаева трехчастное решение объема с выделением центра композиции башней, и спокойное решение фасада.

Живой дом на ул. Советской.

В последние годы получил завершение и еще один важный композиционный узел центральной части Николаева. Речь идет об архитектурном облике южной части Советской улицы. Как уже указывалось значимость его была зафиксирована в первом послевоенном генеральном плане города.

Здесь в 1965-1967 годах по оси Советской улицы был сооружен Дворец культуры и техники судостроителей. Несмотря на использование типового проекта клубного здания, благодаря умелой привязке к местности и творческой переработке элементов фасада (архитектор Н. А. Феоктистова, инженер П. И. Крейцерова), Дворец занял достойное место среди архитектурных сооружений города.

За счет использования незначительного перепада высот перед зданием создается своеобразный подиум, подчеркнутый подпорными стенками. Ритм простых по форме пилонов поддерживается декоративными ребрами, обрамляющими оконные проемы второго этажа.

Внушительный объем сценической коробки в связи с продольным размещением зрительного зала сдвинут вправо и украшен мозаичным панно. Уравновешивает асимметричную композицию фасада расположение главного входа, зафиксированное козырьком и заглублением по всей высоте сооружения.

Планировочная структура Дворца построена на четком членении его на компактные функциональные узлы - театральный (состоит из двух залов на 1200 и 400 мест), оборудованный полным комплексом автоматизированной механизации, клубный, спортивный, а также, выстроенный в 1975-1976 годах по проекту архитектора В. П. Попова выставочный. Одновременно во Дворце может разместиться до 2200 человек. В оформлении интерьеров принимали участие ленинградские архитекторы и художники.

Рассказ о формировании своеобразного облика центра Николаева будет неполным без упоминания о детском городке "Сказка". И хотя сам городок можно отнести к элементам внешнего городского благоустройства, его функциональная и градоформирующая роль значительны.

Расположен городок в непосредственной близости от Дворца культуры и техники судостроителей на территории площадью 3,5 гектара. Задуман он как многофункциональный культурно-игровой комплекс, разбитый на микрозоны. Каждой микрозоне присущ свойственный только ей художественный и пластический образ, предопределенный смысловой легендой.

Перед нами - подмостки необычного театра, созданного средствами архитектуры, дизайна и декоративно-прикладного искусства. И хотя "сюжетная канва", созданной архитекторами и художниками "пьесы", остается неизменной, насыщение этого театра новыми действующими лицами, новыми образами, идеями, ситуациями происходит ежеминутно. Непрекращающееся действие как бы пульсирует между различными сценическими площадками. Налицо поразительный эффект - разнообразие, почти перенасыщение архитектурно-художественных мотивов, средств, приемов не вызывает беспокойного ощущения, скорее - возникает чувство многомерности бытия.

Композиционным и смысловым центром городка стал открытый амфитеатр на 500 мест, решенный в едином комплексе с игротекой и шатровой постройкой, здесь разместилось кафе на 120 посадочных мест. Портальная стена амфитеатра, по замыслу выполняющая функции занавеса, празднично украшена мозаичной композицией на темы сказок.

Вторым по значению акцентом стал металлический макет в натуральную величину первенца николаевских судоверфей - парусного фрегата "Святой Николай".

Фрагменты детского городка "Сказка"

Средневековая крепость, древнерусский терем, паровоз старого образца, альпинарий, автодром - вот далеко не полный перечень элементов городка, дающий значительный выбор игровых ситуаций и, как следствие, свободу проявлений детского творчества.

Немаловажным событием в архитектурной жизни Николаева стала застройка одной из важнейших магистралей города - проспекта Ленина. Композиционную роль и функциональное назначение проспекта трудно переоценить. Он связывает ряд важнейших городских узлов - жилые районы Лески, Корабельный, жилые образование вокруг площади Победы. Протяженность проспекта около 9 километров.

В 1963 году творческими коллективами КиевНИИПградостроительства и Николаевского филиала Гипрограда создан проект детальной планировки района, прилегающего к проспекту Ленина. Основная идея - создание целостного градостроительного образования с разветвленной системой культурно-бытового обслуживания. Предусматривалось укрупнение 63 входящих в проектируемый район кварталов и создание 10 микрорайонов. На территории в 303 гектара в пяти-, девятиэтажных и более высоких домах предусматривалось расселить свыше 50 тысяч николаевцев.

Таковы были планы. Остановимся на наиболее значительных объектах, формирующих облик проспекта и появившихся в последние четверть века.

В самом его начале в западной части города на пересечении с улицей Генерала Карпенко создан спортивно-туристский комплекс, который располагается в непосредственной близости от зеленой зоны, примыкающей к яхт-клубу.

В 1981 году здесь возведено крупнейшее спортивное сооружение Николаева - спортивная школа "Надежда". Спортивная арена размером 36X18 метров, трибуны на 1500 мест позволяют использовать дворец как многофункциональный. Архитектурный прием, который был использован в качестве доминирующего в этой постройке, заключается в оформлении главного фасада, выходящего на улицу Генерала Карпенко, гигантским по размерам остеклением, расчлененными несущими колоннами и ажурным переплетом. Это, во-первых позволяет четко представить конструктивную схему, а, во-вторых, делает интерьер спортивной школы не только принадлежностью сооружения, но и всего окружающего пространства.

В непосредственной близости от спортивной школы "Надежда" в настоящее время завершается строительство гостиницы "Турист" на 400 мест (архитектор 3. П. Теляшова, инженер П. И. Бузник)10. Высотное здание гостиницы фиксирует начало магистрали, замыкая перспективу проспекта. Расположенная на высоком берегу Южного Буга при его слиянии с Ингулом гостиница обогащает силуэт центральной части Николаева.

Спортивная школа "Надежда". 1981 г.

Конфигурация сооружения в виде раскрытой книги обусловлена стремлением обратить все жилые номера в сторону акватории. Поэтажные холлы ориентированы на проспект Ленина. В стилобатной части гостиницы предусмотрен ресторан на 300 и зрительный зал на 200 мест.

Важной составной частью комплекса стал стадион "Судостроитель" на 25 тысяч мест (авторы проекта - архитекторы А. К. Марячинский, С. М. Гольдвад). При его строительстве искусно использован рельеф, приспособлено пространство под трибунами.

На пересечении проспекта Ленина и улицы Декабристов в 1976 году открыт памятник воинам-освободителям (скульптор А. А. Коптев, архитектор О. П. Попова). На вершине обелиска находится изображение ордена Отечественной войны, а барельефы на бронзовой стеле повествуют о мужестве советских воинов, проявленном в боях за свободу Родины.

Начиная с этого перекрестка масштаб застройки резко меняется: пятиэтажные дома, построенные в конце 50-х - начале 60-х годов, сменяются тремя девятиэтажными, обращенными торцами к проезжей части (архитектор Г. П. Скуратовская, инженер П. И. Бузник). Расположение их под некоторым углом по отношению к проспекту, неоправданное на первый взгляд, легко объясняется планировочной схемой центра - улицы, пересекающие главную магистраль, не перпендикулярны ей.

Угол проспекта и Советской улицы зафиксирован активной высотной доминантой - 16-этажным жилым домом (архитектор П. А. Казмирчук, инженер Г. А. Кривенцев). Здание решено в виде двух сдвинутых друг относительно друга секций, объединенных несколько повышенным объемом, в котором расположились лестничные клетки и шахта лифта. Перепад рельефа на Советской улице подчеркивается не только элементами благоустройства - террасированием, лестницами, подпорными стенками, но и уменьшением этажности одной из секций. Основанное на нюансных сочетаниях всей массы дома использование ограниченной, но достаточно выразительной палитры пластических приемов (значительно выступающие за плоскость стены пилоны, размещенные между ними лоджии криволинейной формы и т. д.) позволило создать сооружение, обладающее значительными эстетическими достоинствами.

Весь жилой комплекс между улицами Декабристов и Советской объединен одноэтажным (а с восточной стороны двухэтажным) стилобатом, в котором разместились различные предприятия культурно-бытового обслуживания. Кроме укрупнения вертикального масштаба здесь происходит формирование нового планировочного, горизонтального масштаба. Улица Лягина, на которую теперь можно попасть через малоприметный проем в стилобатной части со стороны проспекта Ленина, перестала играть роль равноправного элемента в ритмическом построении уличной сети центральной части города. К этому можно относиться по-разному, однако налицо факт - современным архитектурным формам тесно в рамках небольших кварталов классицистической планировки.

Интересным примером архитектуры жилища стал построенный в 1971 году по проекту архитектора Е. Я. Киндякова жилой дом художников. Первый этаж постройки, выделенный витражом, используется для проведения художественных выставок. Здесь же располагаются декорационные и скульптурные мастерские и дирекция Художественного фонда. На втором - пятом этажах находятся 32 жилые квартиры. На последнем этаже - индивидуальные мастерские для художников. И, наконец, плоская кровля, выделенная козырьком, используется для отдыха жильцов.

Жилой дом художников. Архитектор Е. Я. Киндяков. 1971 г.

Пространственный узел, образованный при пересечении проспекта Ленина и Садовой улицы, стал своеобразным шарниром, соединяющим исторический центр города с новым Николаевом. Формирование его архитектурного облика еще не закончено, однако уже сейчас можно говорить о его значительной роли в организации городской ткани.

В 1974 году по лроекту архитектора А. Я. Семеновой и инженеров А. М. Кутузаки и А. Д. Рубан возведено здание гостиницы "Николаев". За основу принят типовой проект гостиницы на 360 мест с последующей переработкой и доведением емкости до 500 мест. Простые архитектурные формы сооружения обогащаются за счет выступающего объема вестибюльной группы помещений и блока ресторана, а также выделения поэтажных холлов глубокими лоджиями. Размещается гостиница на значительном расстоянии от красной линии проспекта, благодаря чему перед зданием создана площадка для остановки автомобилей. Глухой торец гостиницы, обращенный к Садовой улице, оформлен изящной чеканкой - фигуркой парусника.

В центре бульвара, идущего вдоль Садовой улицы, 142 в ноябре 1977 года был торжественно открыт памятник воинам - работникам милиции Николаевщины, погибшим в боях за Родину и при исполнении служебного долга (авторы памятника - И. В. Макушина, Ю. А. Макушин).

Гостиница "Николаев". Архитектор А. Я. Семенова. 1974 г.

После пересечения проспекта с Садовой улицей происходит радикальное изменение облика городской среды. Нет необходимости рассматривать все сооружения, появившиеся в последние годы. Важно подчеркнуть, что они не только оформляют фронт магистрали - параллельно с организацией парадного облика проспекта, рассчитанного на восприятие с быстро движущегося транспорта, но и формируют внутреннее пространство микрорайонов, расположенных вдоль проспекта Ленина. Учреждения культурно-бытового обслуживания при этом располагаются с наружной стороны, выполняя роль общегородских. Таким образом, разгружается от потоков людей центральная часть города.

Схема застройки микрорайона № 70 на проспекте Ленина. Архитекторы А. П. Кавун, А. А. Самойленко. 1978 г.

При застройке использовались в основном девяти- и четырнадцатиэгажные жилые дома. Несмотря на применение типовых проектов, архитекторы стремились придать каждому зданию индивидуальный облик. Используя различные приемы блокировки секций, всевозможные поворотные вставки, встроенно-пристроенные блоки, а также различные детали, обогащающие фасады, проектировщики сумели создать достаточно разнообразную картину застройки. В этом смысле выделяются решения двух жилых домов, фланкирующих улицу Дзержинского с северной стороны.

Несмотря на единый для обоих домов Г-образный план, позволяющий зафиксировать направление улицы Дзержинского, фасады их решены совершенно по-разному. В одном из них (архитектор А. П. Кавун) четко обозначена ось симметрии, привязанная к выполненной по индивидуальному проекту поворотной вставке. Она оформлена балконами и вертикальным декоративным элементом, завершающимся электронным информационным табло.

Жилой дом на проспекте Ленина. Архитектор А. П. Кавун. 1980-е гг.

Архитектурное решение фасада второго дома (архитектор В. В. Миколайчук, инженер А. Д. Рубан) сознательно построено на полном отказе от симметрии. Спокойный и размеренный ритм вертикальных и горизонтальных членений, и созданный лоджиями, неожиданно сменяется глухими стенами. В результате этого создается острая динамическая композиция фасада. Не все бесспорно в этом приеме. Здесь необходимо безукоризненное, обостренное чувство пропорции, осознанное понимание необходимости смены архитектурных мотивов. Перехлест, чрезмерная увлеченность использованием найденного хода чреваты разрушением архитектурного образа. И тем не менее, опыт этот представляется положительным, как указывающий на еще один путь преодоления монотонности индустриального домостроения с целью его индивидуализации.

Дом торговли "Южный Буг". Архитектор С. В. Бабушкин. 1980-е гг.

Важным композиционным и функциональным звеном стал комплекс Дома торговли "Южный Буг" (индивидуальный проект Латвийского филиала Гипроторга, архитектор С. В. Бабушкин, инженер Ю. В. Дрозд). Он занимает целый квартал по фронту проспекта Ленина, внося разнообразие в несколько монотонную по масштабу жилую застройку. Спорным представляется размещение крупнейшего торгового учреждения Николаева в отрыве от сложившегося и, главное, в настоящее время предпочитаемого горожанами исторического центра в районе Советской улицы. С другой стороны, налицо стремление "разрядить" и без того насыщенную функциями центральную часть, расширив ее границы. Так или иначе, Дом торговли уже сейчас способствует оттоку значительной части людей от исторически зафиксированных территорий.

Дом торговли "Южный Буг". Интерьер торгового зала.

В 1983 году было завершено строительство первой очереди комплекса, в котором разместились секции по продаже промышленных товаров. Второй блок торгового центра будет включать ряд предприятий общественного питания и универсам торговой площадью 1200 квадратных метров. Блоки предполагается объединить галереями по второму этажу.

В основе объемно-пространственной композиции лежит принцип насыщения масс торгового центра горизонтальными составляющими - линией галереи, низкими подпорными стенками, самим распластанным объемом Дома торговли. Единственным контрастирующим элементом должно стать выполненное из монолитного железобетона оформление входа на галерею с информационным табло.

Простота решения фасадов во многом обусловлена рациональной планировочной схемой комплекса, направленной на создание комфортных условий для посетителей. Этой цели не противоречит и сдержанное, но бесспорно, выполняющее свое назначение, решение интерьера.

Несмотря на то, что целый ряд объектов на проспекте Ленина выполнен достаточно профессионально, можно отметить, что композиция важнейшей магистрали Николаева не отличается цельностью замысла. Стремление добиться максимально разнообразного решения фасадов жилых домов, в основном составляющих застройку вдоль проспекта, и планировочных приемов в их расстановке привело к отсутствию единой идеи, единой стратегии. Архитектурный облик проспекта Ленина сложился как сумма решений микрорайонов, расположенных вдоль него.

Кроме того, при застройке мало учитывался его общегородской статус. Немногочисленные общественные сооружения, призванные украсить магистраль, представлены исключительно предприятиями торговли. Уникальные здания (зрелищные, культурно-просветительные и т. д.), способные создать композиционные узлы, столь необходимые для оформления репрезентативного облика проспекта, практически отсутствуют.

Неподалеку от проспекта Ленина находится большая площадь, откуда берут начало три крупные городские магистрали - Октябрьский проспект, проспект Мира и улица Чигрина. К сожалению, до настоящего времени площадь не получила необходимого для ее организации и соответствующего ее значению архитектурного оформления. Застройка, обрамляющая площадь (крытый рынок "Колос", автовокзал, ряд жилых домов), разнохарактерна по своим архитектурным формам и лишь фиксирует границы этого гигантского пространственного узла. Функционально площадь в настоящее время используется исключительно как транспортная, поэтому строительство в начале 70-х годов здания автобусного вокзала закономерно. Построенное по проекту николаевского архитектора Е. Я. Киндякова и инженера П. И. Крейцеровой, это сооружение по праву можно считать одним из лучших транспортных объектов, возведенных в эти годы на Украине.

Несмотря на значительные нагрузки (автовокзал рассчитан на ежечасное отправление 35 автобусов в год он обслуживает до 700 тысяч пассажиров) организация движения пассажирских и транспортных потоков четко продумана. Этому способствуют как умелое использование градостроительной ситуации, так и его планировочная структура. Общественный транспорт, связывающий автовокзал с другими районами Николаева, подходит со стороны Октябрьского проспекта. С тыльной стороны здания располагаются платформы рейсовых автобусов.

Здание автодорожного вокзала.

Простой призматический объем автовокзала решен достаточно традиционно для своего времени - мощный витраж, расчлененный слабо выраженными солнцезащитными ребрами, лишенные каких-либо деталей глухие боковые стены. Столь же просто и рационально решена и планировка. Первый этаж выполняет функции транзитного - через него можно попасть к перронам. Тут же располагается широкая лестница, ведущая в цокольное помещение к камерам хранения, в залы ожидания второго этажа и далее на третий этаж, где размещены комнаты отдыха. Концентрация этих функциональных частей автовокзала в едином блоке позволила решить проблему, стоящую перед архитекторами при проектировании сооружений такого типа,- избежать скученности людей на ограниченной площади.

Октябрьский проспект стал композиционной осью строящегося на юге Корабельного района. За счет того, что проспект идет параллельно береговой линии Бугского лимана, архитекторы получили возможность связать возводимый жилой массив с природными рекреациями.

Общественный центр Корабельного района.

В условиях острого дефицита площадей для развития селитьбы южная часть Николаева, несмотря на значительный отрыв от центральной части, имеет хорошие перспективы для дальнейшего роста. Этому способствует также ее размещение в непосредственной близости от ряда крупнейших промышленных предприятий (завод "Океан", Николаевский глиноземный завод).

Освоение этих территорий началось в конце 70-х годов. Сейчас уже практически завершено строительство двух жилых микрорайонов - № 6 (архитектор С. Ч. Михневич) и № 7 (архитектор П. Н. Дерменджи). Последний стал частью жилого комплекса глиноземного завода11.

Оба микрорайона находятся в непосредственной близости друг от друга, что позволило решить общественно-торговые центры обоих жилых образований в виде единого комплекса, расположенного по обе стороны проспекта Корабелов. При его строительстве использовались лишь типовые проекты. Но за счет творческой переработки фасадов удалось создать запоминающийся ансамбль. Одно-, двухэтажные элементы комплекса решены в едином стилистическом ключе. Фасады, выходящие на проспект, украшены эффектными солнцезащитными решетками, выполненными из железобетона. Их пластическое и цветовое решение обогащают в достаточной мере лаконично решенный объем. Силуэтность сооружению придает башенка с электронными часами, акцентирующая вход. Расположенное с противоположной стороны проспекта здание, в котором разместился ресторан и магазин сложной бытовой техники, своим масштабом, ясно читаемым ритмом и применением колонн сложного сечения удачно корреспондируется с торгово-бытовым комплексом. Представляется неудачным расположение тяжеловесного электронного табло над простым по форме козырьком.

Фрагмент фасада торгового центра Корабельного района. 1970-е гг.

На расстоянии 10 километров от центра Корабельного района на берегу Бугского лимана во второй половине 70-х годов возведен комплекс Николаевского глиноземного завода. Авторам проекта - архитекторам Ленпромстройпроекта Г. И. Звереву, Р. В. Прокопу и В. Ф. Хрущову - удалось решить непростую задачу - соединить чисто технологические требования к промышленному объекту с высокими архитектурно-художественными качествами.

Площадь перед глиноземным заводом. Архитекторы Г.. И. Зверев, Р. В. Прокопа, В.Ф. Хрущов. 1970-е гг.

Архитектурное решение предзаводской площади лаконично и, в то же время, впечатляюще. Удачно решена проблема рассредоточения больших масс людей и потоков транспорта. Для этой цели двухэтажный проходной корпус выполнен в виде гигантской подковы, охватывающей площадь. Чтобы не создавалось впечатления монотонности, к нему пристроено 9-этажное здание заводоуправления, фасад которого выполнен пластично и выразительно. Яркое решение силуэта, умелая компоновка в плане производственных корпусов, удачно найденные пропорциональные и цветовые отношения, хорошее качество строительных работ позволяют говорить о комплексе как об отличном образце советской промышленной архитектуры. Авторам этого проекта была присвоена премия Совета Министров СССР.

Важное место в формировании современного архитектурного облика Николаева отводилось жилым образованиям в районе Нового Водопоя. В начале 70-х годов николаевскими градостроителями были разработаны проекты застройки ряда микрорайонов вокруг площади Победы. Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет застройка района № 113 (архитектор В, П. Попов) между улицами Васляева и Космонавтов, которая была завершена в 1976 году.

Схема застройки района площади Победы. 1970-е гг.

Кроме решения чисто функциональных задач автору нужно было сформировать облик важной городской магистрали - проспекта Мира. Исходя из этого было решено по фронту проспекта создать эффектную симметричную композицию. Ее центральную часть занимает несколько сдвинутый вглубь квартала протяженный 9-этажный жилой дом на 324 квартиры. Справа и слева от него располагаются группы из трех жилых домов той же серии, поставленных торцами к магистрали. Перед ними размещаются сблокированные между собой предприятия культурно-бытового обслуживания, объединяющие в единое целое элементы застройки микрорайона. Кровли жилых домов оборудованы пространственными декоративными элементами, зрительно облегчающими их массы.

Существенным композиционным элементом застройки проспекта Мира должна была стать расположенная по его оси на пересечении с улицей Космонавтов площадь Победы. Общеизвестна трудность создания выразительных архитектурных композиций при формировании архитектурного облика значительных по размерам пространств. Решить проблемы, связанные с поиском объединяющего мотива, способного придать различным участкам пространственного узла пусть разнообразный, но непременно завершенный вид, в данном случае не удалось.

Частично восполняет пробелы пространственной организации территории стела, открытая в честь 40-летия Победы.

На завершении проспекта Мира недавно возведено здание железнодорожного вокзала станции Николаев-Сортировочный. По генеральному плану города этот вокзал должен стать дублером главного пассажирского вокзала, взяв на себя часть нагрузки.

Здание железнодорожного вокзал Николаев - Сортировочная.

Простое по формам, подчеркнуто функциональное сооружение решено в виде двухэтажного объема. Композиционным центром служит вход в вокзал, зафиксированный мощным козырьком и расположенными над ним часами оригинальной формы. Интерьеры выполнены в чистых, лаконичных, как бы выявляющих назначение сооружения формах.

Перед зданием намечается устройство двухуровневой транспортной развязки, позволяющей отделить автотранспорт от пешеходных потоков.

На север от проспекта Мира на улице Космонавтов по проекту архитектора В. А. Ярового с начала 80-годов возводится жилой квартал "Электрон-Природные условия (согласно генеральному плану в непосредственной близости намечено примыкания зеленой зоны Ингула к городской застройке наличие значительного уклона вдоль оси улицы Космонавтов), трапециевидная конфигурация участка подсказали планировочное и объемно-пространственное решение.

Проект застройки квартала "Электрон". Архитектор В. А. Яровой. Начало 1980-х гг.

Основная композиционная идея состояла в противопоставлении нейтральных по своим массам групп 9-этажных жилых домов и открытого пространства, фланкируемого 16-этажным домом сложной конфигурации и объемом двухзального кинотеатра "Космос". Занимая выигрышный участок, хорошо просматриваясь с различных направлений кинотеатр своими архитектурными формами вносит разнообразие в спокойный облик жилой среды.

Велика роль этого здания и в масштабной иерархии, созданной разновеликими по высоте сооружениями. Заслуживает внимания и высокое качество строительных работ. Строителям и проектировщикам "Космоса" была присвоена поощрительная премия в Республиканском конкурсе на лучшие здания и комплексы жилищно-гражданского назначения, построенные в 1987 году в Украинской ССР.

Хорошо способствует выявлению авторской идеи естественный рельеф участка. Лестницы, террасирование, подпорные стенки - эти элементы внешнего благоустройства наряду с хорошо продуманным озеленением стали необходимым дополнением архитектурных сооружений.

Планы жилых домов также связаны с градостроительным решением квартала. Высокая плотность застройки потребовала устройства на лестничных клетках хозяйственных блоков для сушки белья, снаружи декорированных железобетонными решетками с изящным рисунком.

Освоением незастроенных участков в юго-восточной части Николаева не ограничивался его территориальный рост. Недостаток площадей для жилищного строительства потребовал интенсивного использования намыва как средства, позволяющего осваивать побережье акваторий, в данном случае, излучины Южного Буга на юго-западе от центра.

Генеральным планом в Лесках предусматривался намыв территории в 107 гектаров, на которой предполагалось построить два жилых микрорайона. Однако в связи с медленными темпами проведения изысканий до настоящего времени возведена лишь часть одного микрорайона (архитектор О. В. Старушко). Он состоит из двух жилых комплексов на 6-8 тысяч человек в каждом. Культурно-бытовое обслуживание населения осуществляется в общественно-торговом центре, расположенном непосредственно при въезде на территорию микрорайона. В свою очередь каждый жилой комплекс обслуживается подцентрами, нанизанными на центральные пешеходные аллеи.

В основе объемно-пространственной композиции, по авторской идее, лежало ритмическое сочетание веерообразно расположенных групп жилых домов различной этажности - от 9 до 18 этажей: прибрежное расположение микрорайона требовало яркого решения силуэта жилой застройки.

Однако, к сожалению, основным типом жилой застройки в Лесках стал 9-этажный дом с недостаточно развитой пластикой фасада, что, естественно, сказалось на эстетических качествах жилой среды. Исключение составляет лишь дом, примыкающий к торговому центру. Здесь за счет устройства лоджий и балконов различной протяженности, применения цветного пластика, обрамляющего балконы, использования фигурной кладки удалось придать сооружению более живописный вид.

Застройка и благоустройство микрорайона еще продолжаются, поэтому выносить окончательное суждение преждевременно.

При подъезде к Лескам несколько лет назад по проекту архитектора А. Е. Бондаренко и инженера С. В. Лубинца возведен комплекс Николаевской областной санитарно-эпидемиологической станции. Анализируя решения фасадов этого комплекса, приходишь к выводу, что не "эскалация" строительной индустрии корень зла, причина обеднения палитры современной архитектуры, что не стандартизация лишила застройку своеобразия. Скорее, стереотип мышления архитекторов, не умеющих найти прием, нестандартный ход, образ в сухой логике типового проектирования. Присмотримся - объемы уже достаточно примелькавшейся призматической формы, привычный нашему взгляду ритм оконных проемов и вдруг - минимум, нет, не украшений, просто отклонений от канона, задаваемого строительным конвейером, - и сооружения приобретают привлекательный облик. Своеобразные иллюминаторы, подчеркивающие местоположение лестничной клетки, слегка выделены из плоскости стены и усилены цветовым фоном; вход в здание, обрамленный железобетонным козырьком оригинальной формы; наконец, спокойный ритм сработанных с помощью кирпичной кладки лопаток вдоль второго этажа и горизонтальных поясков - перед нами стандартизация, помноженная на творческое начало и художественный вкус.

Жилой дом в микрорайоне Лески. 1980-е гг.

Анализируя архитектуру комплекса санэпидстанции или квартала "Электрон", мы не утверждаем, что это - эталон современной архитектуры. Речь идет о другом - хлынувший с конца 50-х годов вал инженеризации архитектуры, на протяжении двух десятилетий господствовавший в застройке наших городов и в какой-то мере заставивший зодчих забыть свое ремесло (речь даже не об "искусстве архитектуры", как говорили раньше), у вдумчивого мастера - не помеха для создания оригинальных архитектурных сооружений. На помощь проектировщику должны прийти нетривиальные планировочные приемы, смелая блокировка различных по массам и конфигурации объемов, обогащение пластического рисунка фасадов, привлечение к себе в союзники топографических особенностей местности. Итак - творчество не вопреки стандарту, а в содружестве с ним.

Рассматривая планировочное развитие Николаем за последнее двадцатилетие, можно отчетливо увидеть стремление к созданию радиальной структуры городской ткани. Центр города является местом, где сходятся важнейшие композиционные оси - проспект Ленина воедино связывает проспекты Октябрьский и Мира, направление на Лески.

Но у города есть еще одно направление развития - северное. В связи с этим приобретает особое значение застройка проспекта Героев Сталинграда, переходящего в Киевское шоссе.

В настоящее время освоена лишь узкая полоса суши при слиянии Южного Буга и Ингула, Учитывая ценные рекреационные качества этом территории, здесь разбит парк Победы. Он занимает пространство вдоль берега Буга, а с восточной стороны ведется застройка микрорайона "Соляные" (архитектор В. П. Цымбал, инженер В. И. Ильин).

Проект профилактория в Соляных. Архитектор А. П. Кавун.

Существенным акцентом в застройке проспекта Героев Сталинграда становится комплекс сооружений Николаевского кораблестроительного института имени Адмирала Макарова (авторы - архитекторы Н. В. Устинович, Д. Д. Ульяницкий, В. Г. Егоров, Г. В. Кожарский, инженер О. Б. Чернышев). Сейчас завершено возведение ряда зданий, наиболее активную роль среди которых играет учебный корпус12. Благодаря значительному удалению корпуса от проезжей части появляется редкая для солидного по размерам здания возможность увидеть издали и основные пропорциональные членения всех масс, и остро прорисованный силуэт, и контрастное "противостояние" пронизанных воздухом сквозных проходов, остекленных поверхностей, отражающих окружающее пространство, и глухих участков стен. По мере приближения к учебному корпусу начинает восприниматься ажурный рисунок солнцезащитных решеток, как бы отделяющий, изолирующий одно помещение от другого и раскрывающий таким образом функцию сооружения. За счет этих же решеток создается еще один зрительный эффект - геометрически четкий и в то же время весьма усложненный рисунок, создаваемый светом и тенью. И, наконец, еще одно впечатление от сооружения - высокое качество строительных работ - раскрывается в непосредственной близости от здания.

Учебный корпус Николаевского кораблестроительного института им. С. О. Макарова.

Когда комплекс кораблестроительного института будет завершен, то основная авторская идея - раскрытие объемно-пространственной композиции по принципу "от общего к частному, от массы к детали" - получит свое полное воплощение. С трех сторон корпуса, построенного в виде каре, будут возведены группы помещений самого различного назначения (актовый зал, библиотека с книгохранилищем, производственные мастерские и т. д.), решенные в виде непрерывной ленты сложной формы. При этом доминирующее значение построенного корпуса сохранится; остальные элементы по масштабному и по пластическому решению будут играть второстепенную роль.

За комплексом кораблестроительного института будет создан микрорайон, состоящий из многоэтажных общежитий для студентов института. В глубине участка предусматривается строительство спортивного ядра и ряда хозяйственных сооружений. Но все они также займут подчиненное положение по отношению к учебному корпусу, что подчеркнуто и генеральным планом участка, и более скупыми композиционными приемами, и сдержанностью фасадов.

На берегу Южного Буга напротив комплекса сейчас ведется строительство профилактория завода имени 61 коммунара на 150 мест (архитектор А. П. Кавун, инженер А. Р. Клочанов). Размещения этого здания вдоль проспекта Героев Сталинграда несколько в отрыве от застройки требовало oт силуэтных проектировщиков тщательной проработки его силуэтных характеристик, взаиморасположения масс и решения фасадов. Оно решено в виде трех связанных переходами объемов. Доминирующим в 10-этажная пластина спального корпуса. Со стороны проспекта к нему примыкает двухэтажный блок, в котором разместились помещения культурно-массовой работы и обеденный зал. Одноэтажный лечебный корпус, оборудованный с учетом современных медицинских требований, располагается в глубине участка на обрывистом берегу Буга.

Архитектурное решение фасадов выполнено с учетом различных условий восприятия - со стороны акватории, транспортной магистрали или зеленого массива; с больших или малых расстояний; при движении пешехода или мчащегося автомобиля. Строгий ритм пилонов, обрамляющих лоджии спальных помещении, находит свое продолжение в ритме солнцезащитных ребер обеденного корпуса; арочные завершения рефреном возникают в самых разных трактовках; горизонтали эффектно контрастируют с вертикальными элементами. Это разнообразие приемов не создает впечатления хаоса, композиционная роль каждой детали подчинена общей идее организации пространства.

Немаловажную роль в создании запоминающегося лица города играют средства монументальной пропаганды. Историческое прошлое всегда конкретно, всегда неповторимо. Однако голос истории тих. И главная функция памятников и монументов - быть отражением, фиксатором того или иного события в жизни города. Но, кроме функции информационной, познавательной, они наряду с различными постройками создают неповторимый образ городской среды, гуманизируя и возвышая ее.

Здесь свято чтят память о людях, прославивших Николаев. Кроме уже упоминавшихся, отметим памятник Г. И. Петровскому (1968 год, скульптор Н. Л. Игнатьев, архитектор Е. Я. Киндяков), памятник организатору революционного движения в Николаеве И. А. Чигрину ( 1974 год, скульптор О. А. Здиховский, архитекторы М. С. Самойлов, Ю. С. Гретое), скульптурную группу в честь участников первых маевок ( 1976 год, скульптор Г. М. Мирошниченко, архитектор О. П. Попова), памятник Ленинскому комсомолу (1978 год, скульпторы И. В. Макушина, Ю. А. Макушин, архитекторы В. П. Попов, О. П. Попова) и другие.

Последние два десятилетия решительным образом повлияли на архитектурный облик Николаева. Занимавший еще в недалеком прошлом сравнительно малую территорию, привязанную к месту слияния Южного Буга и Ингула, город стремительно набирает темпы развития; компактное городское образование постепенно усложняет свою структуру, превращаясь в систему взаимосвязанных планировочных районов, объединенных сетью транспортных магистралей. В этом процессе наиболее существенными являются три момента. Во-первых, качественно новым этапом стал выход застройки на правый берег Ингула. Эта ось развития города, подкрепленная Ингульским мостом и проспектом Героев Сталинграда, имеет значительные перспективы развития. Во-вторых, освоение намывных территорий в пойме Южного Буга; на наш взгляд, в таком методе освоения новых земель кроются немалые резервы. И, наконец, третий момент - появление на карте города Корабельного района, своеобразного города-спутника, стремительно "вытянувшего" городские коммуникации по оси север - юг. Можно обратить внимание, что все эти три новых качества имеют "общий знаменатель" - природные условия, в данном случае акватории, которые являются важнейшим градоформирующим элементом.

Известно, что современные темпы строительства часто приходят в конфликт со стремлением сохранить культурно-историческое наследие. Нельзя сказать, что этот процесс не коснулся Николаева. Но - и в этом уникальность города - градостроительные идеи, заложенные еще в первые годы его существования реализуются (разумеется, на новом витке развития) и сегодня. Наилучший пример тому - процесс формирования планировочной структуры и объемно-пространственных характеристик центральной части.

К началу страницы
Оглавление    Из руин возрожденный  Взгляд в будущее