Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Персоналии
Библиотека об Алешине
* Диссертация
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Кирилл Афананьев
А. В. Щусев
73. По стенограмме доклада А. В. Щусева на собрании членов ССА Молдавии, 5/Х 1947 г.Вернуться в текст
74. Щусев А. В. Советская архитектура и восстановление городов. "Славяне", 1945, № 1.Вернуться в текст
75. Щусев А. В. Проект восстановления г. Истры. "Архитектура СССР", 1943, № 4.Вернуться в текст
76. Щусев А. В. Проект восстановления Новгорода. Вопросы восстановительного строительства. Материалы VI сессии Академии архитектуры СССР. М., 1946.Вернуться в текст
77. Щусев А. В. и Лавров В. А. Генеральный план Новгорода. "Архитектура и строительство", 1946, № 4.Вернуться в текст
78. Щусев А. В. Завтрашний Кишинев. "Скынтейя Ленинистэ", 1947, № 11 (пер. с молд.).Вернуться в текст
79. Дом Варфоломеева расположен на ул. Ленина.Вернуться в текст
80. Все выдержки на с. 164-167 извлечены из стенограммы доклада А. В. Щусева на собрании членов ССА Молдавии 5/Х 1947 г. Речь Щусева подверглась редакционной обработке, так как стенограмма доклада не имеет авторской правки.Вернуться в текст


Глава 4
Проектные предложения по застройке центров Волгограда и Киева. Проекты восстановления и реконструкции городов Истры, Новгорода, Туапсе, Кишинева

В огне Великой Отечественной войны были искалечены многие города нашей прекрасной Родины. Но еще не закончилась война, а уже начался процесс их восстановления.

"Получить проектировку города, города, снесенного войной и строящегося- это великая честь для архитектора"73, - говорил Щусев. Он писал: "Сотни городов Советского Союза превращены в руины. Не счесть заводов и шахт, жилых домов и портовых сооружений, театров и кино, музеев и храмов, разрушенных немецкими вандалами.

Я видел развалины столицы Белоруссии - Минска. Я видел Сталинград, превращенный в груду кирпичей. Город Новгород - отец русских городов в течение трех лет был в немецкой оккупации и подвергался разграблению. В нем не осталось ни одного целого дома... Сильно пострадала столица Украины - Киев, этот красивый древний город, стоящий на семи холмах и напоминающий по своему местоположению Рим и Константинополь ... Возрожденные города станут еще более величественными и красивыми. Это будет эра нового расцвета советской культуры, которой не мог убить злобный враг"74.

Вскоре после величайшей победы Советской Армии под Сталинградом в 1943 г. Щусев посещает город-герой и принимает участие в обсуждении основных проблем по его восстановлению. Под его руководством, осуществляемым совместно с действительным членом Академии архитектуры К. С. Алабяном, разрабатывается схема планировки города. Осенью того же года эта схема планировки получила одобрение Президиума Академии архитектуры СССР.

Но А. В. Щусев не удовлетворяется ролью руководителя и советчика, он сам берется за карандаш. Центральная часть города располагается между вокзалом, Волгой, устьем реки Царицы и пассажирской пристанью. На всей этой обширной площади не сохранилось ни одного дома. Однако зодчие, создавая свои проекты, не могут игнорировать исторически сложившуюся сеть улиц и их планировочную схему.

Несмотря на величайшие разрушения, речь все же идет о восстановлении, а не о строительстве на старом месте совершенно нового населенного пункта, без всякой связи с ранее существовавшим планом. Восстанавливая разумную и оправдавшую себя планировочную структуру города, строители под руководством зодчих обязаны исправить имеющиеся недостатки, поэтому с полным основанием мы надеемся увидеть наши возрожденные города еще лучшими, чем они были раньше.

По проекту Щусева вдоль реки разбит бульвар. С верхней набережной к воде спускаются широкие лестницы. У воды устраивается нижняя набережная, сообщающаяся с пристанями и причалами. Набережные укрепляются стенками, на которых высечены имена и изображения защитников города. Среди прибрежного парка высится трехъярусная башня-монумент, увенчанная бронзовой фигурой красноармейца-горниста, трубящего гимн победы. Щусев предлагал устроить так, чтобы гимн этот ежедневно звучал в полдень и в полночь. Отсюда зодчий прокладывает к площади Павших борцов аллею, на которой проектирует триумфальную арку и устанавливает ряд памятников-монументов защитникам Сталинграда. В центре города Щусев предусматривает место для сооружения большого Государственного театра, Музея обороны и здания горсовета, завершаемого высокой башней с золотым шпилем.

Проект застройки центра Волгограда, хотя и был выполнен А. В. Щусевым в эскизном виде, все же имеет большой смысл. Щусев как реально мыслящий зодчий, чувствующий жизнь с ее непреложными требованиями, создает проект живописного по структуре ансамбля, основой которого являются сооружения, совершенно необходимые для жизни города. С мемориальными целями сооружаются относительно скромная башня-монумент и триумфальная арка.

Павильон боевых трофеев в ЦПКиО. Москва. 1941 г.

Ансамбль этот мог бы осуществляться постепенно и на каждом этапе строительства представлять собой нечто законченное. Именно в этом и заключается принцип построения ансамблей наших древних русских городов. Это качество позволяет противопоставить их академически сухим, регулярным ансамблям, лишенным жизни или, вернее, заслоняющим собой подлинную жизнь города и, кроме того, весьма дорогим, а потому редко быстро и до конца реализуемым "в натуре". Это качество предложенного Алексеем Викторовичем проекта в свое время, к сожалению, осталось без внимания.

 

А. В. Щусев принимает также деятельное консультативное участие в разработке проекта реконструкции Киева и лично создает проект-эскиз застройки центрального района города - Крещатика, подвергшегося наибольшему разрушению.

В самом общем виде планировочная схема Крещатика была предрешена существующей ситуацией, речь шла о принципах ее застройки и создании целостного архитектурного ансамбля. Украинская архитектура имеет богатое прошлое. В теснейшем взаимодействии с братскими народами России, соседней Польши и Литвы создал украинский народ свое искусство, свою архитектуру. И именно теперь, когда Украина получила возможность свободного творчества и развития национальной социалистической культуры, с особой остротой возникает проблема освоения этого богатейшего наследия и претворения его в современном искусстве.

Эскизы застройки Крещатика, сделанные Щусевым, интересны для нас прежде всего именно с этой точки зрения. Они, конечно, далеки от законченности, но тем не менее характер предлагаемой Щусевым архитектуры достаточно ясен. Изображенные на рисунках мастера здания имеют серьезный, монументальный облик. Богатые пластические и живописные формы выдержаны в духе полнокровного, скульптурного украинского барокко. Он сосредоточивает свое внимание на проблемах стиля и национальной формы как коренных проблемах украинской архитектуры.

Эскизы застройки центра Волгограда и Крещатика в Киеве, выполненные А. В. Щусевым,- предметные уроки градостроительного искусства. Здесь находят решение узловые задачи, поставленные жизнью, исторической обстановкой и экономикой. В них зодчий сочетает творческие дерзания с традициями национальной архитектурной формы. К сожалению, техника исполнения эскизов реконструкции и застройки Волгограда и Киева не позволяет их воспроизвести в книге.

В 1942 г. А. В. Щусев посещает разрушенные фашистскими захватчиками знаменитый Ново-Иерусалимский монастырь и город Истру. Картина, которую он увидел, была поистине ужасающа. Уникальный шатер храма и колокольня взорваны, на земле лежат смятые золоченые главы собора. С трудом можно пробраться через руины храма, загроможденные кирпичным щебнем. Среди этого хаоса кое-где выглядывают фрагменты чудесной майолики с яркой поливой и скульптурного убранства. Перед отступлением фашисты протянули вдоль монастырских стен провод и с чудовищной последовательностью взорвали одну за другой башни монастырской ограды.

Расположенный рядом с монастырем городок Истра разрушен. Перед Щусевым расстилался как бы его план в виде улиц и переулков, дома же все сгорели дотла. Высятся обгорелые трубы, изуродованные огнем железные скелеты кроватей напоминают о лишившихся крова людях.

Щусев был поражен развернувшейся перед ним картиной. Проведя здесь несколько дней, он рисует и пишет акварели. В них ярко выразились горячие чувства зодчего-художника.

Он рисует тонкие, нежные фрагменты погибшего произведения русской архитектуры и здесь же, как бы переживая весь ужас взрыва, обрушивает на них горы щебня и камня. Над всем этим как устрашающие призраки неокончившейся войны вырисовываются контуры разрушенных стен храма.

Взволнованный художник спешит запечатлеть в этюдах свои чувства, мобилизуя все присущее ему мастерство. Эта серия акварелей и рисунков зодчего, быть может, сильнейшая из оставленного им богатейшего живописно-рисовального наследства.

Выставка серии рисунков А. В. Щусева и Е. Е. Лансере, устроенная в Московском Доме архитектора, показала, что в архитектурном акварельном рисунке Щусев может с успехом выступать наряду с лучшими советскими художниками.

Щусев немедленно приступает к составлению проекта восстановления Ново-Иерусалимского монастыря. Разрушенный собор и стены ограды тщательно обмеряются. По сохранившимся данным - чертежам, фотографиям, архивным документам и новым обмерам - составляются чертежи монастыря в его довоенном состоянии. Архитектор не ставил себе целью тогда же провести углубленное детальное исследование собора - это было делом будущего, он хотел по свежим следам лишь восстановить (но не реконструировать) архитектуру монастыря, хотя бы только в чертежах. В годы войны о реальном восстановлении его из-за большого объема работ, конечно, нельзя было и думать. Одновременно Щусев работает и над проектом реконструкции и восстановления города.

"Окруженный лесистыми холмами и омываемый извилистой рекой, протекающей в живописной долине, этот город как бы призван быть подмосковной здравницей... Самой застройкой и архитектурой общественных и жилых зданий мы хотели создать как бы единый организм небольшого подмосковного города, сохранить и выявить в застройке города красоту подмосковной природы"75.

Щусев принял во внимание бывшую до войны планировку Истры, которая в основном относилась к концу XVIII в. По мнению зодчего, прямоугольная схема старого плана с овальной площадью на пересечении Первомайской улицы с магистралью, ведущей к монастырю, очень хорошо учитывала топографию города. Автор принимает за основу эту схему, уширяет улицы бульварами, пересекает прямоугольную сеть кварталов диагоналями по направлению к городским заставам, закругляя их в соответствии с рельефом местности. На пересечении основных магистралей города проектируются три площади: административная, торговая и центральная. На административной площади расположено здание райисполкома с массивной прямоугольной башней и восьмигранным завершением, являющееся ведущим в архитектурном ансамбле города. Сооружение предполагалось построить из красного кирпича с белокаменной аркадой и цветными майоликами наличников окон.

"Богатейшее наследие мотивов московской архитектуры дает возможность на колоритной и разнообразной основе построить архитектуру нового города, включая двух- и одноэтажные деревянные домики, дачи, турбазы и гостиницы в живописных окрестностях города.

XVII век в московской архитектуре характерен живописно играющим богатством форм и силуэтов на фоне зелени. Это - тип жизнерадостной русской классики, хорошо сочетающейся благодаря небольшим масштабам с требованиями современной архитектуры массового строительства из местных материалов. Стилевой натяжки и архаизма тут нет. Напротив, имеются все данные для воплощения в архитектуре великих идей и традиций русского зодчества".

В проекте все было обдумано. Но с современной точки зрения эстетики индустриальной архитектуры этот проект уже кажется театральным, декоративным, да к тому же и трудно выполнимым. Ведь ремесленники-строители - каменщики, столяры - перевелись вовсе. И здесь есть о чем серьезно подумать. Ведь Щусев, предвидя это, предлагает стандартизацию элементов строительства, а не целиком зданий.

"Деревянное жилое и общественное строительство намечено в типовых формах избы, но не из сруба, а в облегченных каркасных конструкциях. Резьба и раскраска деталей придают зданию радостный уют", - пишет он в той же статье. При жилых домах запроектированы приусадебные участки с садами. В проекте учитывались местные строительные материалы, а также и сохранившиеся старые каменные фундаменты, которые используются при постройке новых домов. "В принятых типовых планах жилых и общественных зданий заложены возможности соблюдения определенного модуля, кратными которому могут быть размеры окон, простенков, дверей, пролетов, перекрытий и проч., - конечно, не в ущерб общеархитектурному решению. В этом направлении и должны вестись дальнейшая разработка проекта и уточнение конструкций, намеченных пока лишь эскизно".

Из рук Щусева вышел проект конкретного города, полного жизни, прекрасно увязанный с природными условиями, отражающий в своем облике и близость к Москве, и соседство со знаменитым памятником русской архитектуры.

Значит ли это, что Щусев, создав конкретный по своим архитектурным особенностям проект города в целом, тем самым лишает зодчих, сооружающих отдельные здания, творческой инициативы? Конечно, нет. Без помех можно работать над архитектурой каждого отдельного сооружения в условиях уже определившейся градостроительной ситуации.

Однако разработанный вне увязки с реальными плановыми народнохозяйственными перспективами, проект города Истры носил в известной степени "академический" характер. Именно поэтому он так и остался нереализованным.

 

С энтузиазмом работает А. В. Щусев над проектом реконструкции Новгорода. "Вид Новгорода - пепелища, потряс меня. Новгород как таковой не существует, стоят только обгорелые стены.

Ряд ценных памятников архитектуры совершенно разрушен, но подавляющее большинство памятников уцелело. Они стоят с пробоинами, растрескавшиеся, без крыш. Их необходимо немедленно чинить, и за это дело уже взялись энтузиасты-реставраторы"76.

В докладе о проекте восстановления Новгорода, сделанном им на VI сессии Академии архитектуры СССР, Щусев останавливается на той огромной роли, которую играет Новгород в истории России и русского искусства, и напоминает об основных этапах истории этого старинного русского города.

Характеризуя новгородские архитектурные памятники, А. В. Щусев отмечает простоту их форм, заложенное в них замечательное мастерство.

"Архитектура Новгорода проста, - говорит Щусев, - линии арок и сводов, пропорции выисканы с чрезвычайной простотой и скромностью и вместе с тем с большой значимостью великого искусства". Задача восстановления такого города, по его словам, заключается в том, чтобы, сохраняя его историческое обаяние, придать ему в то же время прогрессивные черты современного культурного города. "Если проектировщики будут исходить из древних мотивов архитектуры, то можно достигнуть полноты обаяния, внушаемого древними памятниками. Но в данном случае нужны крупные вдохновенные мастера, проектировщики и строители. Стиль барокко вводить в Новгороде не следует". Далее Алексей Викторович говорит о необходимости выдержать в его архитектуре строгий характер.

"С небольшими затратами,- говорит Щусев,- можно сделать Новгород вполне современным, областным, соответствующим своему назначению городом, и в то же время сохранить в нем великие памятники, которые являются светочами русской истории; это обстоятельство дает насыщенное содержание городу, который, в условиях новой застройки и планировки, сохранит свое величие от сочетания старого и нового". Эти принципы были положены зодчим в основу проекта.

Проект восстановления и реконструкции Новгорода разрабатывается Щусевым и всем коллективом его мастерской с большим творческим подъемом. Вместе со Щусевым над проектом работали В. А. Лавров, Д. Б. Савицкий, А. П. Богорова и др.

Новгород. Проект восстановления и реконструкции. Перспектива центра. Новгород. Проект восстановления и реконструкции Ярославова дворища.

Архитектура Новгорода очень много значила для всей творческой жизни Щусева. Будучи молодым архитектором, он ездил в Новгород, изучал его памятники и, вдохновленный их красотой, не раз обращался в своем творчестве к древнерусскому искусству. Теперь, ужасаясь произошедшим разрушениям, Щусев со страстью работает над его реконструкцией. Свидетели легендарного прошлого города - памятники архитектуры украсят его ансамбли. Имеет ли право советский зодчий заслонить исторические памятники современными сооружениями? На этот вопрос может быть дан только отрицательный ответ. Советский архитектор, восстанавливающий Новгород, обязан бережно сохранить чудесные памятники прошлого во всем их величии. Задача заключается в том, чтобы современный архитектурный ансамбль не противостоял истории, а явился ее органическим звеном.

В своей статье, написанной вместе с соавтором по разработке проекта восстановления Новгорода В. А. Лавровым, Щусев говорит, что он стремился сделать Новгород не только административно-культурным и промышленным центром области, но и сохранить его как крупнейший памятник древнерусского зодчества77.

В проекте сохраняются исторически сложившиеся системы улиц: на Софийской стороне радиальная, на Торговой - прямоугольная. При этом городская территория увеличивается в полтора раза. Центрами города по-прежнему остаются: кремль на одном берегу Волхова и Вечевая площадь с примыкающими к ней Ярославовым дворищем - на другом. Этот ансамбль дополняется новой площадью у стен кремля, предназначенной для демонстраций и парадов. На ней размещаются здания обкома и облисполкома, театр, трибуны и памятники Великой Отечественной войны. На Софийской стороне зодчий предусматривает также и новую вокзальную площадь. На Торговой стороне расширяется Знаменская площадь; в ее ансамбль включаются памятники архитектуры - Знаменский собор и Преображенская церковь.

Улицы озеленяются, но ширина их (20-25 м) по проекту не изменяется. Вновь проектируется вокзальная улица, которая соединит кремль с вокзалом. Она будет представлять собой бульвар шириной 50 м. Набережные благоустраиваются. Причалы и лесные биржи сносятся, расширяется и улучшается речной порт. Благоустраиваются также и откосы рвов, окружающих кремль, и городских земляных валов. Рвы наполняются проточной водой.

Основным зеленым массивом города остается сад у стен кремля. Новые парки предполагается разбить у бывших Антониева и Зверина монастырей. Зеленые насаждения должны занять около 10% территории города.

Промышленные предприятия из центральной и исторической частей города исключаются и сосредоточиваются в специальном районе, расположенном за междугородной автострадой.

В кремле и на Ярославовом дворище - двух архитектурных заповедниках- предполагается снос позднейших построек, которые искажают эти ансамбли. Щусев предполагает разместить здесь музей, учебные, научные и другие культурные учреждения, связанные с изучением истории, археологии и с реставрацией памятников искусства.

Старые памятники окружаются малыми площадями, радиус которых не меньше двойной высоты памятника для удобства его осмотра. На площадях предусматриваются скверы с низкой зеленью для отдыха и игр детей.

В прилегающих кварталах проектируется двухэтажная застройка с очень сдержанной обработкой фасадов домов, которая явится спокойным фоном для архитектуры древних построек.

Ряд памятников, расположенных среди жилых зданий, включается в ансамбли улиц. Для этого в застройке устраиваются разрывы, благодаря которым со многих улиц и площадей Новгорода откроются живописный виды на архитектурные памятники. Таким образом, исторические сооружения приобретают и градостроительное значение.

"Мы считаем,- пишет Щусев,- что при проектировании новых зданий, составляющих общие ансамбли с древними памятниками, нужно придать современным постройкам черты, роднящие их с архитектурой ценных исторических сооружений. В Новгороде очень поучительна и ценна для архитекторов гармония, которая существует между церквами XIV-XVI вв. и жилыми домами начала XIX в. К такой закономерной гармонии мы и стремились, создавая новые ансамбли".

Памятники архитектуры древнего Новгорода и сооружения первой половины XIX в. роднят теплота их облика, общий масштаб, простота и пластичность архитектурных форм, минимум архитектурного убранства. В этом заключаются программные требования к архитектуре вновь возводимых зданий Новгорода.

Главная площадь города, предусмотренная проектом у стен древнего кремля, застраивается рядом зданий, архитектура которых основывается на традиционной в Новгороде геометрической простоте объемов и в то же время их богатой пластике. Нет ни колонн, ни портиков, ни фронтонов.

Нельзя не отметить мудрый прием архитектора, который ради пластических качеств ансамбля в целом усложняет контур площади таким образом, что все сооружения, обстраивающие ее, рассматриваются с нескольких сторон и лишены обычных в таких случаях плоских фасадов или характера домов-изгородей. И при этом свободно раскинувшаяся в центре города площадь не имеет черт нарочитой архаичности, она современна в лучшем смысле этого слова.

То же самое можно сказать о Вечевой площади у моста на Торговой стороне. Ансамбль Ярославова дворища из-за большого числа расположенных рядом памятников архитектуры становится большим фрагментом подлинного древнего города. И в то же время вполне современен бульварный проспект города, соединяющий его центр с вокзалом. Памятники величавого прошлого не только не мешают реконструкции города, но являются одним из ее опорных звеньев.

Велика заслуга зодчего, сумевшего в своем проекте придать Новгороду индивидуальный облик, отвечающий при этом общественному идеалу прекрасного советского города.

Жаль, конечно, что архитекторы и руководители строительства возродили Новгород далеко не в тех формах, которые предлагал зодчий.

 

Планировкой Туапсе А. В. Щусеву пришлось заняться еще в 1926-1927 гг. Его сотрудниками по этой работе были Л. А. Веснин и А. С. Мухин. Перед ними стояла очень сложная планировочная задача, усложненная горным рельефом местности и ограниченными размерами территории, удобной для роста и развития города. Большой железнодорожный узел, выход железной дороги к морю, морской порт, нефтеперегонные заводы на другой стороне р. Туапсе - все это должно было быть гармонично увязано в проекте реконструкции. Сложное переплетение уличной сети, следующей рельефу местности, сочетается с регулярной системой прямоугольных городских кварталов, расположившихся на небольшом, ровном участке города.

Планировочные задачи были решены с возможным вниманием к их своеобразию. Однако архитектурно-композиционные качества застройки этого приморского города, предложенной проектом 1927 г., не могут быть признаны наилучшими: порт со всеми его деловыми сооружениями, в том числе с грандиозным элеватором, отрезал жилые кварталы от моря, железнодорожный узел располагался отдельно от порта, архитектурная форма вновь возводимых сооружений в соответствии с проектом была схематична и элементарна.

Во время Великой Отечественной войны город был разрушен. Проект его восстановления должен был разрабатываться вновь. Л. А. Веснин к этому времени уже умер, за дело взялись два других автора первоначального проекта - А. В. Щусев и А. С. Мухин. На этот раз им удается совсем иначе решить транспортный узел. Железнодорожный вокзал объединяется с морским и решается комплексно. Реконструкция порта, позволяет устроить на берегу моря парк.

Щусев и в этом проекте ищет архитектурно-художественный образ, который был бы присущ городу, расположенному в своеобразной местности, имеющей колоритное историческое прошлое. Он предлагает широко использовать в строительстве и отделке сооружений естественный камень. Рисует арочные проемы, аркады и лоджии, стремится применять строительные приемы, встречающиеся во многих причерноморских городах, желая в современном, по существу, заново отстроенном городе отразить глубокие исторические корни художественной культуры причерноморского края.

Культура прошлого служит своего рода трамплином, позволяющим зодчему достигнуть новых качественных результатов в своих остро современных произведениях.

 

Работа Щусева над проектом реконструкции Кишинева и над решением многих практических задач, вставших при его осуществлении, также в высшей степени поучительна.

Зодчий с подлинным энтузиазмом, сердечной привязанностью к городу своего детства выполнял порученную ему работу. К составлению проекта он привлекает архитекторов, инженеров, экономистов, консультантов разной специальности. У него работают Д. Б. Савицкий, В. Д. Турчанинов, 3. К. Ростковская и др.

Когда-то Кишинев был маленькой молдавской деревенькой, расположившейся на правом берегу р. Бык. Городом же его можно было назвать лишь после войны 1812 г. В середине прошлого столетия Кишинев благоустраивается, его улицы разбиваются по правильной прямоугольной системе. В центре сооружается ансамбль, о котором уже говорилось. Преобразование Кишинева коснулось верхней его части, где жили привилегированные сословия. Здесь были построены крепкие и красивые дома, улицы замощены, вдоль тротуаров посажены деревья. В нижней части города, где ютилась беднота, дома остались старые, маленькие и грязные. Речка Бык была мелководна. Город испытывал недостаток воды. Кроме нескольких маленьких заводов Кишинев не имел никакой промышленности.

Во время Великой Отечественной войны были разрушены главная улица - Ленинская, половина самых красивых зданий города, все магазины по ул. Пушкина и Штефана Великого, здания двух гимназий и множество домов в рабочих кварталах.

Новый план реконструкции Кишинева предусматривает исправление всех прежних недостатков города и его планировки и сооружение новых зданий на месте разрушенных. Построены новый вокзал, русский драматический театр, восстановлены электростанция, консерватория и много жилых домов. Восстановлен и расширен ряд фабрик и заводов города. Проектом предусматриваются постройка ряда общественных зданий и создание архитектурных ансамблей. Напротив сада Пушкина будет построено здание Государственной оперы на 1000 мест. На месте старого базара предполагается площадь Победы. С этой площади три улицы лучеобразно будут направлены к Рышкановке, которая присоединяется к городу. Русло р. Бык по проекту должно быть исправлено и углублено. В нижней части города предполагается построить маленький речной порт.

"Глубокие артезианские колодцы будут снабжать город хорошей питьевой водой. Кишинев будет полностью канализирован. На поле возле с. Мерень будет проведена ирригация. Здесь будет развито огородное хозяйство.

Кроме восстановленных заводов будут еще построены авторемонтные заводы, винные, шампанского, стройматериалов и др. В долине Боюканы будет посажен большой Ботанический сад, а вокруг высоты Инзова - красивый парк, где будут размещены здания культурного назначения. После полной реконструкции Кишинев будет настоящим индустриальным центром, столицей Советской Молдавии, в которой расцветут советская наука, техника и искусство"78.

Вид с Инзовой горы (Кишинев). Акварель. 1945 г.
Приступая к проекту реконструкции города, Щусев тщательно изучает его, делает серию набросков. Кишинев и его пригороды мы встречаем в ряде зарисовок зодчего. Эти минутные зарисовки без всяких претензий на законченность делаются для себя, для памяти. В них фиксируются случайные, но обратившие на себя внимание особенности пейзажа, силуэты местности или отдельные сооружения.

Тщательное знакомство с городом Щусев считает обязательным для архитектора, взявшего на себя смелость определить характер реконструкции города и его архитектурно-художественное лицо. Об этом он говорит не раз в своих докладах и беседах с зодчими, работающими по восстановлению городов Молдавии.

5 октября 1947 г. А. В. Щусев выступает с докладом на собрании членов Союза советских архитекторов в Кишиневе. В докладе он касается самых различных творческих проблем реконструкции городов.

Одним из специфических творческих вопросов было национальное своеобразие архитектуры Молдавии. Стенограмма этого доклада представляет собой совершенно исключительный по интересу документ.

"Каждый, - говорит зодчий, обращаясь к молдавским архитекторам, - кому выпало счастье принять участие в восстановлении такого большого города, должен ценить эту работу как действительно замечательную... За общей планировкой города идет планировка его центра, после центра идет архитектура, идут детали... Я считаю большим счастьем для каждого из молдавских архитекторов участвовать в этой работе по восстановлению всей республики. Работа здесь, по крайней мере, на 15-20 лет. Значит лучшая часть жизни человека будет посвящена этой работе. От этой работы нельзя отказываться, ею надо гордиться...".

Кишинев. Дом правительства. 1946 г. Главный фасад.
"Мы все знаем, - продолжает Алексей Викторович, - что в архитектуре, как и в других искусствах, не так много выдающихся талантов". Но, по словам зодчего, для того чтобы успешно работать в области архитектуры, наличие какого-то особенного, выдающегося таланта может быть признано необязательным - "важно иметь верный глаз и хороший вкус". Так ободряет Щусев молодых архитекторов.

"Архитектор должен иметь высокую культуру. Ведь он руководит восстановлением городов, жилья, он своим трудом обеспечивает счастье человеку, который живет в этом городе. Сознание того, что мой труд необходим для счастья человеку, является очень важным стимулом".

"По литературе, журналам вы можете ознакомиться с нашими и зарубежными новинками, но в смысле изучения своей архитектуры у вас слабо. Перед вами богатый материал, но вы в нем не роетесь, не ищете, как его приложить к современной архитектуре, и сами мало ездите. Я ездил в Каушаны (посмотреть старую церковку). Одна эта постройка полуподземная производит большое впечатление - старое мастерство. Это не чистая Византия, в ней сказались мотивы именно молдавского искусства. Возьмите отдельные памятники, даже в самом Кишиневе: Мазаракиевская церковь и т. п. В них налицо специфические черты, которыми нужно воспользоваться, даже старые памятники на кладбище несут на себе признаки молдавского стиля.

Архитектор должен быть творцом. Вы все должны к этому стремиться, нужно серьезно работать над собой, каждый должен показать свое творческое лицо. Вы знаете, что в Кишиневе существуют два направления: одно направление - классическое, которое было принесено русскими. Это Пушкин - эпоха дома Варфоломеевых79. Классицизм Кишинева имеет специфические молдавские черты...

И второе - народный молдавский фольклор. Здесь интереснейшее наследие. Кроме того, вы можете также искать новые формы в архитектуре, применяя дикий камень, котелец, который даже не зависит от стиля. В простых формах надо дать полноценные решения для загородного жилья. Все эти элементы должны отразиться в советской молдавской архитектуре. Перед нами стоят задачи восстановления разрушенных зданий и создания новых... Я повторяю, кому нужно - пожалуйста, приезжайте в Москву, я помогу всем, чем смогу". И в самом деле, бывали случаи, когда молодые молдавские зодчие приезжали из Кишинева в Москву и работали над своими проектами в стенах архитектурной мастерской А. В. Щусева.

Интерьер (холл). План второго этажа.

Особое внимание в этом докладе Щусев уделял выбору характера архитектуры того или иного здания, моменту, который он считал в процессе проектирования чрезвычайно важным.

"Советская архитектура, - говорит он, - отличается отсутствием буржуазного украшенчества, амурчиков и всякой лепнины, она должна отличаться хорошими пропорциями и хорошим выбором архитектурных форм". Эти формы могут быть в процессе работы исполнены в местном духе. Тоже и классицизм должен быть не академическим, не книжным, а местного характера. Должно быть ясно, что он сделан не для Новгорода, не для Петербурга, а для Кишинева. Это очень важно. "... Советский классицизм использует наследие того же классицизма, но решает задачи проще, конструктивнее. Одним словом, характер эпохи надо почувствовать, надо вдуматься в эпоху, надо вдуматься в жизнь... Здесь можно вкладывать в архитектуру Молдавии элементы поэзии. Вы знаете, что молдаване - народ земледельческий, здесь производятся, главным образом, вино, овощи, фрукты... Можно ввести в орнаментику... виноградную лозу, это как будто пустячок, а вместе с тем это красиво. Здесь и акант растет, и розетки классические на земле растут. Здесь, я считаю, очень много интересного: можно немножко дать и отголосков Востока. В Италии не один Рим, там в каждом герцогстве своя архитектура". Об этом, указывает Щусев, нельзя забывать, наследуя классическое искусство.

Щусев советует молдавским архитекторам поступить так, как поступали архитекторы Азербайджана, которые пошли по монументальной линии и начали с изучения местных национальных традиций. И тут же предостерегает их: в том же Азербайджане кое-кто решил создавать венецианский стиль. Это фальшивая вещь - это неверно... "Так что мы не должны ударяться в какой-нибудь слишком пышный стиль - это будет капиталистическая Румыния, а по такой линии советская архитектура не пойдет, потому что у нас она должна быть строже, сдержанней, а на себя навешивать разные погремушки и т. д.- это для нас дело неподходящее". Щусев призывал молдавских архитекторов работать просто - черепичные крыши, аркады, балконы, местный камень; создавать нужное настроение, а не копировать формы.

"Не надо бояться, надо быть смелее, искать. Параллельно с архитектурными чертежами должны быть наброски, нужно, чтобы у каждого архитектора был альбом, если только чертить аккуратно, тогда фанта зия работать не будет... Каждый должен мечтать о своем и отстаивать свои мотивы, свои убеждения"80.

Сказанное Щусевым побуждает к творчеству, будит воображение, открывает глаза на многие явления жизни.

Его слова хорошо объясняют идеи, которыми он сам руководствовался в проекте реконструкции Кишинева. Источник красоты произведений Щусева в жизненности и реалистичности, в их связи с природой, с идеалами и вкусами народа.

К началу страницы
Оглавление    Институт Маркса - Энгельса - Ленина...  Проект главного здания Академии наук...